19.03.2024

Капризы или болезнь?

Руки все время что-то крутят, вертят, хватают. Ноги куда-то бегут, а голова… Ах, бедная шея, и как только она выдерживает это постоянное «влево» и «вправо»? И все вокруг двигается, падает, летит. Это не про вашего ребятенка?

Посмотрите на своего ребенка: он уже ученик младших или средних классов, сейчас он сидит за столом и старается решить задачку, но у него не получается, и не потому, что очень сложно, просто он никак не может сосредоточиться. В дневнике опять запись: «Мешал на уроке учителю». Минуту назад сидевшее за столом дитя уже где-то в кухне, и вокруг все двигается, падает и летит. Думаете, с возрастом пройдет?

 В последние годы число гиперактивных детей катастрофически выросло. Воспитатели, а прежде всего учителя начальных классов, бьют тревогу.

Современные интенсивные формы обучения детей, рост психоэмоциональных перегрузок, ухудшение социально-экономического состояния населения, усиление внутрисемейной напряженности, распространение асоциальных тенденций в обществе – все это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения у детей.

Как помочь гиперактивному ребенку?

  • Необходимо осознать, что имеешь дело с таким ребенком и, что это не его вина. Наблюдение и выявление индивидуальных особенностей таких детей, анализ конкретной ситуации дает возможность выбрать индивидуальную линию поведения.
  • Запреты должны быть обоснованы, но их должно быть не много.
  • Нльзя ставить гиперактивному ребенку сложные комплексные задачи.
  • Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис и пр.).
  • Гиперактивному ребенку легче работать в первой половине дня, а также в начале урока.
  • Обучающий процесс лучше делить на короткие периоды.
  • Гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задания и следить за аккуратностью, поэтому лучше снизить требования к аккуратности, что позволит ребенку почувствовать себя более успешным.
  • Часто сигналом, помогающим «включить» внимание ребенка, является тактильный контакт. Можно лишь положить ребенку руку на плечо или взять за руку, и это избавит от необходимости делать бесполезные замечания.
  • Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если это требует взрослый. Поэтому лучше договариваться с ребенком заранее, подготавливая его постепенно. Для того, чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного дела, можно использовать не словесные сигналы, например, будильник и т.д.
  • Система поощрений и наказаний должна быть гибкой, но обязательно последовательной.
  • Гиперактивный ребенок очень импульсивен, его внезапные и резкие действия часто носят провокационный характер и вызывают слишком эмоциональные реакции у взрослого. Помните, прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько минут. Тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы не будете чувствовать вину за проявление своей слабости, вы сможете лучше понять ребенка.
  • Гиперактивный ребенок хочет чувствовать себя успешным, но ему это удается с трудом, поэтому следует продумать поручения и помнить, что он будет этим заниматься лишь до тех пор, пока ему не надоест. Во время занятия следует находиться рядом с ребенком и при необходимости помочь ему.
  • Родители гиперактивных детей, кроме того, что испытывают огромные трудности в воспитании, еще находятся в тревожном ожидании реакции со стороны других людей или организаций (школа, детский сад). Заранее настраиваясь на замечания, родители начинают или отчаянно защищаться или виновато выслушивать их. После чего на ребенка обрушиваются упреки. Если же родители будут воспринимать ребенка таким, какой он есть, зная, что эти особенности имеют органическую природу, то оснований испытывать чувство вины будет меньше. Говорите сдержанно, спокойно, мягко (окрики возбуждают ребенка).
  • Стоит помнить, что при возникновении нарастающих трудностей и проблем у ребенка и родителей, следует обратиться к специалистам (неврологу, детскому психологу, нейропсихологу).
  • В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в своих силах.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних дел и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  • Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребека чрезмерное стимулирующее действие.
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.