19.03.2024

Ох уж эти детки!

Наиболее часто родители обращаются к психологу-консультанту по следующим причинам:

  • детские страхи
  • агрессивное поведение ребенка
  • Рождение брата или сестры
  • развод родителей.

Детские страхи

На заметку родителям!

  1. Не надо ругать и наказывать ребенка, если он чего-то боится. Спокойно выясните, чего боится ребенок. Важно, чтобы ребенок не «боялся своего страха» и не думал, что родители будут его осуждать. Не стоит специально заставлять ребенка рассказывать о своих страхах. Иногда страх настолько силен, что ребенку очень тяжело даже думать о нем.
  2. Родителям не нужно начинать разговор со слов «не бойся». Лучше рассказать ребенку о том, чего родители боялись сами, когда были маленькими, чего боятся сейчас. Это даст ребенку ощущение, что он не одинок в своем страхе.
  3. Постепенно увеличивайте продолжительность встречи ребенка с объектом или ситуа­цией, которые кажутся ему   угрожающими  и  пытайтесь  одновременно  с  этим  разъяс­нить ему,   что   ничего   плохого   с   ним   не   происходит  и  не  произойдет.  Например,  если ребенок боится собак, пытайтесь чаще вместе с ним подходить к собаке или играть с ней, а также сходите в гости к соседям, у которых есть домашние животные.
  4. Очень важно помочь ребенку расслабиться в присутствии устрашающего объекта или ситуации. Например, при страхе темноты полезно оставаться с ребенком в ком­нате при выключенном свете и разговаривать с ним. Вознаграждайте готовность ребенка к встрече с источником страха и боязни. Не будьте чрезмерно требователь­ны и не оказывайте давления, если он не проявляет такой готовности.

Агрессивное поведение ребенка

Некоторые дети по природе более энергичны и агрессивны, чем другие. Способствовать проявлению агрессивного поведения у дошкольников может много факторов:

  • родительская реакция на такое поведение
  • влияние агрессивных приме­ров в жизни семьи.

Что делать?

  • Вначале выясните, почему ваш ребенок раздражен и озлоблен, и контролируйте обстоятельства, кото­рые провоцируют агрессивное поведение.
  • Многие дети подражают агрессивному, «командирскому», грубо-повелительному поведению их родителей. Пересмотрите свое поведение дома и контролируйте его.
  • В случае если ваш ребенок подражает агрессивному поведению другого ребенка, попытайтесь ограничить контакты между ними. Попытайтесь найти другого товари­ща по играм. Если ребенок научился грубому поведению в детском саду, обсудите эти проблемы с воспитателем группы.
  • Постарайтесь разъяснить ребенку, что его агрессивное поведение неприемлемо и что он должен изменить его. Немедленно снимайте психическую напряженность ребенка при его агрессивности и также незамедлительно поощряйте ребенка за хорошее поведение.
  • Обучайте ребенка контролировать свою злость и раздражение. Покажите ему «угол», куда вы можете его поставить за плохое поведение. Используйте метод «отключения» — оставляйте ребенка одного, если он выходит из-под контроля. Объясните ребенку, какие    другие   нежелательные   для   него   последствия   могут   наступить, если   «отключение»   не   успокоит   его:   ему   могут   достаточное   длительное время не давать играть, не разрешать смотреть телевизионные передачи или заниматься любимым делом.
  • Будьте категоричны и последовательны. Избегайте частых наказаний.
  • Хвалите своего ребенка за хорошее поведение.

Рождение брата или сестры

Рождение брата или сестры для каждого ребенка радикальное и часто нарушающее его жизнь событие. Новорожденный — это новый, требовательный соперник, вызы­вающий ревность и дух соперничества, вытягивающий из родителей их физические и психические ресурсы и отнимающий у них то время, которое могло бы принадле­жать старшему ребенку.

При приближении родов родители должны:

  • Рассказывать о приближающихся родах доступно для ребенка данного возраста; в этом большую помощь могут оказать детские книжки, в которых рассказывается о рождении и появлении нового ребенка.
  • Разрешать ребенку прикасаться к маминому животу для того, чтобы он почувство­вал движение плода, и разъяснять ему, что малыш появится на свет тогда, когда будет к этому готов.
  • Объяснять ребенку, где будет находиться его мама во время родов, и кто будет заботиться о нем в период ее отсутствия.
  • Предоставить ребенку возможность принять участие в выборе имени новорожден­ному и в обустройстве комнаты для него.
  • По возможности, после родов посетите вместе с ним маму в роддоме и создайте условия для того, чтобы это событие произвело на него радостное впечатление.
  • Создайте у старшего ребенка уверенность в том, что его не станут любить меньше, скажите ему, что теперь он займет новое положение в семье, за что поблагодарите его и выкажите свое доверие.
  • Поощряйте старшего ребенка в его желании понять потребности и желания малы­ша, а также в том, чтобы он открыто говорил о своих чувствах в отношении ново­рожденного. Воспринимайте выражения гнева и недовольства так же, как и пози­тивные чувства; не наказывайте ребенка за это.
  • Создайте условия, чтобы кормление малыша было вашим общим делом и пережи­ванием.
  • Не разрешайте старшему проявлять агрессивность в отношении грудного ребенка. Старший склонен вымещать злость и ревность на малыше, особенно когда его дер­жат на руках или на коленях. Даже вполне нормальный ребенок может причинить серьезный вред своему младшему братику или сестричке. Ему должно быть совер­шенно ясно, что рукоприкладство по отношению к новорожденному недопустимо.
  • Также как и новорожденный, старший ребенок нуждается в особом внимании. Ежедневно выделяйте время, которое вы посвящаете только старшему: играйте с ним, читайте ему, возьмите с собой на прогулку или в магазин.
  • Предоставьте ребенку возможность посещать кружки или заниматься интересной для него деятельностью вне дома.
  • Если старший ребенок в течение длительного времени после появления новорожден­ного своим поведением выводит из равновесия всю семью и у него обнаруживаются расстройства психической деятельности, целесообразно обратиться за психотерапев­тической помощью.

Развод родителей

Расторжение брака между родителями для всех детей является одним из самых тяже­лых переживаний. Реакции детей отличаются друг от друга, однако им присущи следующие общие характеристики:

  • страх
  • самообвинение
  • самоуничижение
  • депрессия
  • повышенная обидчивость и негативизм

Что делать?

  • Объясните ребенку, что разрыв между вами носит окончательный характер. Для того чтобы ребенок пережил и переработал факт развода, он должен реалистически смотреть на создавшееся положение.
  • Для маленького ребенка особенно важно, чтобы родители в конкретной и спо­койной форме объяснили ему, как будет протекать его будничная жизнь в даль­нейшем. Ребенку следует рассказать, где он будет спать, где будут размещаться его игрушки, как часто он будет видеться с отцом или матерью. Он должен быть уверен в том, что родители навсегда останутся для него родителями и всегда будут его любить.
  • Старайтесь свести к минимуму споры и взаимное выяснение отношений.
  • Позвольте ребенку выразить свой гнев и помогите ему простить своих родителей.