2 апреля. Говорим о проблеме аутизма

Насколько аутизм опасное заболевание для психического здоровья детей, его симптомы, возможна ли профилактика и основные рекомендации для родителей, чьи дети страдают расстройством аутистического спектра, мы поговорили с медицинским психологом Республиканской клинической психиатрической  больницы Минздрава Республики Татарстан Ильгизой Ильясовной Исмагиловой.

— Ильгиза Ильясовна, расскажите о причинах РАС (расстройство аутистического спектра)? И возможна ли профилактика?

Если говорить о проблеме в целом, то ее причины весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания, иногда проявлением текущего болезненного процесса. Следовательно,  можно говорить о том, что важно заботиться о здоровье матери в целом и в период ее беременности в особенности.

— Назовите основные признаки РАС?

Первые аутистические особенности проявляются в возрасте до 2 — 2,5 лет и затрагивает психику ребенка. Прежде всего нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей. Особенности в поведении ребенка, на которые нужно обратить внимание родителям:


 не смотрит или кратко смотрит в глаза (трудно «поймать взгляд», смотрит «сквозь»);

  не откликается на имя при сохранном слухе;

 нет отклика на то, к чему пытаются привлечь его внимание, не смотрит, куда показывает взрослый;

  не обращается за помощью; · не пытается чем-то поделиться;

  обращается с окружающими, как с неодушевленными предметами (карабкается по ним, может сделать больно и никак не реагировать на возмущение и т.д.); 

 не интересуется игрушками или играет не так, как другие дети (выставляет предметы в ряд, крутит колеса машин или детали конструктора вместо того, чтобы катать и строить), при этом сильно поглощен своим занятием;

 может производить впечатление гиперактивного, невоспитанного, непослушного, крайне нетерпеливого; 

  в речи могут наблюдаться эхолалии (повторяет заученные фразы из мультиков или слова окружающих);

 в поведении наблюдаются двигательные стереотипии (бег по кругу, раскачивания, кружение, хождение и пробежки на цыпочках, взмахи руками и потряхивание ими перед глазами);

— В каких случаях родителям необходимо обратиться к врачу-психиатру или медицинскому психологу?

Если эти признаки проявляются  в поведении ребенка в течение 3-х месяцев, то нужно обратиться за помощью к врачам.  На практике родители, заметив особенности  у своего ребенка,  чаще всего начинают свой поход по врачам с невролога и не всегда своевременно попадают в поле зрения врача-психиатра.  Важным является своевременное обращение к психиатрам для выставления точного диагноза, решения вопросов лечения,  последующей коррекции, сопровождения развития и реабилитации ребенка. Эффективность лечения и реабилитации достигается проведением комплексной помощи, с привлечением специалистов различного профиля: психиатров, медицинских психологов, нейропсихологов, педагогов-дефектологов, логопедов.

— Ваши советы родителям, дети которых страдают РАС, есть ли популярная литература по этой теме, которую вы бы рекомендовали?

Именно раннее выявление расстройств аутистического спектра (РАС) и своевременное вмешательство с адекватной состоянию терапией, оказывает огромное влияние на развитие ребенка, напрямую способствует уменьшению тяжести симптомов и обретению независимости и самостоятельности во взрослой жизни. Коррекция аутизма должна начинаться как можно раньше. Существуют различные службы ранней помощи детям и их родителям.  Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ: https://autism-frc.ru/.  Ассоциация профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи: https://arprussia.ru/. Так же имеется литература для самостоятельного изучения заболевания и освоения методов для помощи своему ребенку. Среди них: «Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей» Волкмар Фред, Вайзнер Лиза. «Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом»  С.Роджерс, Л.Висмара (зеленая книга для родителей). «На ты с аутизмом» С.Гринспан. «Развитие основных навыков у детей с аутизмом» – Т.Делани.

— Спасибо, Ильгиза Ильясовна за интервью!