Активное развитие личности педагога в условиях последипломного образования провизоров


В нашей стране основными достоинствами высшей школы, в том числе – и послевузовского профессионального образования специалистов, всегда были фундаментальность подготовки, стабильность и основательность программ. Но современный этап выдвигает новые требования.И конкурентоспособным ресурсом становится творчество; способность, опираясь на знания, развиваться личностно. На современном этапе развивается фармация в целом, очень изменился фармацевтический рынок, поэтому аптекам трудно быть конкурентоспособными в современных условиях. Аптечные организации при этом не должны потерять своего «лица», своего почетного гуманного статуса учреждения системы здравоохранения, являющегося социально значимым. Да и педагогам – в частности, и кафедрам – в целом, нелегко удерживаться на высоком профессиональном и педагогическом уровне в современных условиях; находить новые подходы к последипломному образованию провизоров, не теряя в качестве образовательных услуг; выдерживать все возрастающую конкуренцию, сталкиваясь зачастую с ее нечестными проявлениями.

Особенность и уникальность педагогической деятельности заключается в том, что в качестве средства своей деятельности педагог использует собственную личность. Поэтому он должен хорошо знать это средство, активизировать его, развивать и поддерживать.

В педагогической деятельности – две составляющие:

1) передача опыта, профессиональных знаний и культуры (из поколения в поколение – как социальное наследие),

2) развитие личности как обучаемого, так и педагога; функционирование этого механизма. Это позволяет выйти за рамки профессиональных и педагогических знаний. В конечном итоге, именно вторая составляющая обуславливает прогресс общества. Создается педагогическая действии- тельность, которая проявляется в таких формах, как: педагогический факт, педагогическое событие, педагогическая ситуация, педагогический процесс (т.е. – по нарастающей).


Процесс педагогического познания выделяет специальный научный (профессиональный) предмет, и результатом его являются знания (профессиональные, педагогические, социальные, чисто человеческие) – знания достаточно высокого уровня.

Педагог-практик в реальности педагогической ситуации имеет дело с проявлениями социальных, психологических, педагогических, физиологических и других закономерностей, а также различных их комбинаций. Педагог воспринимает педагогическую реальность целостно, во всем ее многообразии.

Планируя и организуя педагогический процесс, педагог опирается на приемы педагогического наблюдения, на свою интуицию, которая возникает, отрабатывается и развивается с опытом педагогического общения. Оно происходит в различных ситуациях, в различных условиях и проявлениях. На этой основе возникает педагогическое мышление. Талантливый педагог, педагог-исследователь, осуществляет свою деятельность и развивает свое мышление через педагогический эксперимент. Для него важны все составляющие педагогического процесса – механизмы, взаимодействия составляющих, движущие силы развития личности обучаемого, коллективных отношений, а также развития личности самого педагога. И очень важно сочетать (в идеале) глубокие профессиональные, педагогические и психологические знания с самовыражением личности педагога. Современный педагог не только обобщает и передает свои знания и опыт, но и осмысливает его, использует, подвергает изменениям, перерождает его – приспосабливает к современным новым сложным и неоднозначным условиям и требованиям. А потом педагог должен (на самом высоком уровне) оценить эти знания и опыт, уже переданные, уже переосмысленные и принесшие свои (те или иные) результаты, проанализировать, измерить личностно со своей точки зрения, а также с позиций обучаемого и социума. Вот это вершина педагогической деятельности – результат, анализ и самоанализ.

Нами был проведен педагогический эксперимент. Педагогам системы ПДО провизоров было предложено оценить каждую позицию по шкале от «-10» до «+10» (обработано 10 анкет). После обработки анкет мы получили следующие результаты:


  1. Интерес к инновациям: средний балл – 8,8 (минимальный – 7, максимальный – 10).
  2. Творческое использование предыдущего опыта: средний балл – 8,3 (минимальный – 5, максимальный -10).
  3. Стремление к высоким результатам своего труда: средний балл – 8,9 (минимальный – 8, максимальный – 9).
  4. Склонность к научной деятельности: средний балл – 7,7 (минимальный – 6, максимальный – 10).
  5. Стремление к профессиональному росту: абсолютный балл – 9,0
  6. Склонность к самоанализу: средний балл – 8,7 (минимальный – 7, максимальный – 10).
  7. Способность к самоорганизации: средний балл – 8,7 (минимальный – 7, максимальный – 10).
  8. Разработка новых образовательных программ: средний балл – 8,3 (минимальный – 5, максимальный – 10).
  9. Внедрение новых технологий обучения: средний балл – 8,6 (минимальный – 7, максимальный – 10).
  10. Соответствие образовательных процессов и содержания образования новым требованиям жизни: средний балл – 7,8 (минимальный – 5, максимальный – 10).
  11. Использование в образовательном процессе отечественного педагогического опыта: средний балл – 8,1 (минимальный – 5, максимальный – 9).
  12. Использование зарубежного педагогического опыта: средний балл – 7,0 (минимальный – 4, максимальный – 9).
  13. Внедрение технологий, ориентированных на творческое саморазвитие: средний балл – 7,4 (минимальный – 5, максимальный – 9).

Также анкета содержала вопросы о распределении времени педагога. Что касается активного развития личности педагога, то можно отметить следующее:

  1. На повышение профессионального уровня педагог в системе ПДО провизоров тратит 21,5 часа в месяц.
  2. На чтение специальной (профессиональной) литературы – 23,1 часа в месяц.
  3. На чтение педагогической литературы – 11,4 часа в месяц.
  4. На просмотр профессиональных (медицинских и фармацевтических) телепередач – 11,3 часа в месяц.
  5. На просмотр педагогических телепередач – 6,6 часа в месяц.
  6. На использование интернет-источников для повышения своего профессионального и педагогического уровня – 14,25 часа в месяц.
  7. На участие в общественной жизни вуза – 5,12 часа в месяц.
  8. На участие в научной жизни вуза – около 9 часов в месяц.
  9. На участие в культурной жизни вуза – 2,8 часа в месяц.
  10. На участие в спортивной жизни вуза (к сожалению…) – 0.

Как показали результаты обработки анкет, педагоги системы ПДО провизоров стремятся развивать свои профессиональные, педагогические и личные качества на нужном уровне. Но есть к чему стремиться. Проведенное анкетирование заставило об этом задуматься. Педагоги ищут новые личные и организационно-педагогические ресурсы для творчества и самосовершенствования.

Н.Н. Муслимова

Казанский государственный медицинский университет, г.Казань

 

 Литература:

1. Активность личности в обучении. – М.: НИИВШ, 2006.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996.

3. Вайцванг П. Десять заповедей творческой личности / П.Вайцванг / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2000.

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л.А.Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 2009.