Одним из важнейших звеньев системы здравоохранения, безусловно, является амбулаторно-поликлиническая служба. Задачи врачей амбулаторно-поликлинического звена очень сложны и многообразны. Именно врач поликлиники первым встречается с больным, и от этой встречи зависит очень многое в жизни пациента. В любой работе есть свои сложности.
О подходах организации работы поликлиники, реалиях и перспективах развития амбулаторно-поликлинической службы мы беседуем с главным врачом общей практики МЗ РТ, директором Клинико-диагностического центра Авиастроительного района Равилем Максутовичем Латыповым.
— Как построена на сегодняшний день работа поликлиники? В чем ее специфика?
— Деятельность амбулаторно-поликлинического учреждения направлена на оказание первичной медицинской помощи населению, закрепленному за определенным медицинским учреждением в рамках программы обязательного медицинского страхования (ОМС).
Сегодня амбулаторно-поликлиническая служба находится в тяжелом и плачевном состоянии. Идет отток медицинских работников первичного поликлинического звена. Врачи начали уходить не только в частные клиники, но стационары.
За последнее время врачи первичного звена получили слишком большую нагрузку. Они занимаются всем, но только не амбулаторно-поликлиническим приемом. Несмотря на то, что на прием одного пациента тратится 20 минут, 12-14 минут уходит на оформление документации (выписка больничного листа, рецепта ведение талонов, выписка справок различного характера и др.). Также врач амбулаторно-поликлинического звена вынужден заниматься выпиской лекарственных средств, что занимает большое количество времени, так как необходимо позвонить в аптеку и выяснить есть ли лекарство в наличии. Следующий момент – на участковых врачей возложили оказание помощи онкологическим больным и скорой медицинской помощи. Если все так будет и дальше продолжаться, то первичную медицинскую помощь можно потерять.
К сожалению, очень большая нагрузка на амбулаторно-поликлиническую службу связана с работой со страховыми компаниями. Врач должен более тщательно писать данные пациента(полис ОМС, паспортные данные). При неправильном ведении медицинской документации по вине персонала, регистратуры или пациента посещение пациента в рамках ОМС оплате не подлежит. Задача страховых компаний – найти изъяны в оформлении медицинской документации.
В частных кабинетах прием врача минимум стоит 400-450 рублей. У нас одно посещение в рамках ОМС стоит от 90-120 рублей. За счет этой суммы осуществляется финансирование административно-хозяйственного персонала, лабораторно-диагностической службы, параклинической службы, покупка бахил для пациентов.
Работа врача общей практики очень тяжела. В день ему приходится принимать по 25 человек. Мало того, что он должен поставить диагноз, назначить лечение, но еще и провести запись в амбулаторной карте.
Я по жизни оптимист, но с каждым днем больше возникает пессимистического настроя в отношении амбулаторно-поликлинической службы, так как происходит ее разрушение. Несмотря на это, мы оказываем качественную медицинскую помощь нашим пациентам. Пациенты могут записаться на прием к врачу через телефон, Интернет. Но беда в том, что управлять медицинским составом становится с каждым днем сложнее и сложнее, так как у меня как у руководителя возникает чувство страха, что если слишком много требовать от врачей, то они напишут заявление об увольнении. Таковы реалии работы в амбулаторно-поликлиническом учреждении.
— Каковы перспективы развития амбулаторно-поликлинической службы?
Необходима государственная политика в развитии амбулаторно-поликлинической службы. Следует уменьшить нагрузку, либо значительно повысить заработную плату. На мой взгляд, каждому врачу следует отдать подушевое финансирование, что будет способствовать развитию амбулаторно-поликлинической службы.
Частные клиники несут такую же нагрузку как муниципальные и государственные лечебные учреждения. Сегодня частных клиник в десять раз больше, чем государственных и муниципальных медицинских учреждений. При достойном тарифе медицинские центры могли бы оказывать помощь населению, проживающего на их территории. Государство должно поддерживать медицинские учреждения как государственной, муниципальной, так и частной форм собственности.
— Как осуществляется обучение врачей поликлиники?
— Мы стараемся производить обучение врачей без отрыва от производства путем выездных циклов на нашей базе один раз в течение пяти лет. Недавно мы закончили цикл по общей врачебной практике на базе Казанского государственного медицинского университета.
— Каковы достижения Клинико-диагностического центра?
— К достижениям можно отнести хорошую материально-техническую базу, кадровый потенциал, так как у нас укомплектованность врачей выше, чем по городу. У нас за прошлый год средняя заработная плата составила 18 тысяч рублей. По городу средняя заработная плата – 13 тысяч рублей. Кроме амбулаторно-поликлинической службы, у нас есть часть хозрасчетных организаций. Это отделение зубопротезирования, семейной медицины, добровольного медицинского страхования, хозрасчетная стоматология. В целом, за счет их показателей финансово-экономической деятельности мы удерживаем первичную медицинскую помощь.
Клинико-диагностический центр оказывает медицинскую помощь не только жителям Авиастроительного района, но и Кировского, Ново-Савиновского и Приволжского районов. В принципе поток населения, проживающих вне зоны обслуживания нашего учреждения, довольно большой и составляет 10-15 %.
Сегодня мы готовимся к открытию медицинского центра по адресу ул. Четаева, 34. Это будет учреждение профилактической направленности – выявление онкологических и профессиональных заболеваний, оказание стоматологических услуг и др.
В прошлом году мы открыли медицинский центр не как структурное подразделение ЗАО «КДЦ Авиастроительного района», а в форме самостоятельного юридического лица с целью оптимизации налогообложения для оказания медицинской помощи. В этом случае в фонд заработной платы необходимо платить не 30 %, а по упрощенной системе – 20 %, где фактически 10 % можно использовать на другие средства в рамках оказания медицинской помощи.
Мы пришли к выводу, что нужно создавать структурное подразделение с маленьким количеством людей. Чем больше лечебное учреждение, тем оно становится более сложным в управлении. Да и экономические затраты меньше, но и управленческие решения по ним принимать гораздо труднее.
Гульнара Абдукаева