Анонс: о вопросах страхования профессиональной ответственности врачей


Торгово-промышленная палата РТ традиционно уделяет большое внимание системному управлению рисками для повышения эффективности деятельности компаний. Согласно ряду исследований, сформированная система управления рисками способствует росту финансовой эффективности компании. Именно этой теме применительно к частной системе здравоохранения и посвящён Круглый стол «Здравоохранение: права и ответственность». Инициатором этого мероприятия выступил Комитет ТПП РТ по внебюджетной медицине и некоммерческое партнёрство «Естественный отбор». Среди обсуждаемых тем — вопросы страхования профессиональной ответстственности врачей.

За последние десятилетия у россиян и современной медицины накопилась масса взаимных вопросов. Для Татарстана тема врачебных просчетов и ошибок стала в последнее время особенно актуальной. По мнению экспертов, снизить накал страстей поможет не только реформа здравоохранения и законодательства, но дальнейшее развитие страхования профессиональной ответственности врачей.

Интересные факты об этом виде страховой защиты:

Факт 1. Полис – цивилизованный способ решения проблем Полис становится своеобразным терапевтическим средством, которое снимает внутреннее напряжение у врачей и руководителей клиники. Они понимают, что с претензиями пациентов будет работать страховая компания.

Факт 2. Страхуется только гражданская ответственность врача
Несмотря на явные преимущества страховой защиты, российские медицинские учреждения не торопятся страховаться. Одним из сдерживающих факторов также выступает законодательство, которое предусматривает для врачей не только гражданскую ответственность. А наступление у медицинского работника уголовной ответственности страховщики не страхуют.


Факт 3. Ошибается врач, но ответственность несет медицинское
учреждение.

В России врач может самостоятельно застраховать свою ответственность только, если он работает как индивидуальный предприниматель. В остальных случаях полисы приобретают медицинские учреждения.

Факт 5. Письменная претензия пациента – повод позвонить
страховщику
Обращаться в страховую компанию необходимо после того, как от пациента поступила письменная претензия – устные обвинения страховщик не рассматривает.

Факт 6. Возмещение за моральный вред выплачивается только после решения суда


Если эксперты подтверждают, что врач ошибся, страховая компания предложит медицинскому учреждению урегулировать случай в досудебном порядке. Одна из причин, побуждающих пациентов идти до конца – желание получить выплату и за моральный вред, размер которой невозможно определить в досудебном порядке. Руководители компании ОСАО «Ингосстрах» (г.Москва) имеют богатый опыт работы и готовы поделится своими знаниями. Второй вопрос, который представит Консалтинговая группа «Альтернатива» (г.Казань), касается трудовых отношений. Россию ожидают глобальные изменения трудового законодательства. В 2014 г. вступили в силу в существенные изменения в трудовом законодательстве. Этот год стал переходным и позволил Работодателям в спокойном режиме подготовится к ужесточению ответственности за нарушения трудового законодательства и охраны труда. Не секрет, что к медицинским организациям со стороны надзорных органов всегда было и есть пристальное внимание. А медицинские работники — это особая категория работников, в отношении которых Работодатель обязан соблюдать требования трудового законодательства.

Нужно понимать, что начиная с 2015 г. Руководителю медицинского предприятия невыгодно закрывать глаза на отсутствие в его организации должным образом оформленных документов, регулирующих трудовые отношения, на низкую квалификацию ответственных лиц или специалистов по охране труда, на неразбериху с порядком приобретения, учета и списания средств индивидуальной защиты.

Привычный список надзорных органов пополнился «неожиданными» инспекторами, из ФСС, ПФР, Минтруда, Роскомнадзора и др., получившими право накладывать на организации административное штрафы. Какова же цена вопроса? Административный штраф в отношении юридического лица с 01.01.2015 может достигать 1 000 000 руб. против 50 000 рублей в 2014 г. за счет разделения нарушений по видам и основанием.

Но не все так печально, часть расходов Руководители организаций могут возместить за счет ФСС, а результаты обязательных мероприятий позволят значительно сократить затраты и бюджет, и самое главное повысить эффективность деятельности предприятия, и прибыльность частных медицинских организаций.

Третий вопрос повестки дня связан с правовыми инструментами, позволяющими снизить уровень конфликтогенности в медицинской среде. В здравоохранении многих стран мира уже стало постулатом, что наряду с развитием материальной базы, усложнением уровня оснащенности необходимо уделять все большее внимание нематериальным аспектам медицинской деятельности и ее последствий, медицинской этике в широком смысле. Одним из важных способов, позволяющих создать пространство взаимопонимания, доверия между врачом, пациентом и внутри самой системы оказания медицинских услуг, является внедрение медиации и медиативного подхода. Представители Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате РТ разъяснят этот пласт проблем и возможностей.

И заключительная часть вопросов, не менее важных по значимости, связана с ролью средств массовой информации в объективном освещении проблем здравоохранения. Генетически острый вопрос для системы здравоохранения РТ. Вопрос, который страются не выносить на публичное обсуждение, но который нуждается в объективной оценке. Руководители СМИ и правозащитных организаций поделятся своими взглядами на эти темы.