Аптечный бизнес: современные тенденции


УразмановСпрос на лекарства существует постоянно, поэтому аптечный бизнес считается успешным. Но так ли это на самом деле? Особенность современного аптечного бизнеса заключается в том, что он в основном представлен сетями. В аптечном бизнесе есть свои положительные моменты и «болевые» точки. Об этом мы беседуем с генеральным директором аптечной сети «36,6» Артуром Ринардовичем Уразмановым.

— Артур Ринардович, скажите, пожалуйста, на сегодняшний день какие тенденции сложились в аптечном бизнесе нашей республики?

— Одна из тенденций, которая сложилась в аптечном бизнесе – это то, что аптечные сети работают не на увеличение количества аптек, а на качество. Управлять большой крупной аптечной сетью достаточно сложно и неизвестно принесет ли это эффективность и прибыль.

— Если говорить об аптечной сети среднего масштаба – в этом случае все намного легче — средние компании регионального масштаба более  подвижны и мобильны и нацеленность идет на конечный результат.

— Не секрет, что на российском фармацевтическом рынке сейчас очень много неэффективных аптек, которые работают в убыток.


— Поэтому мелкие аптечные сети не выдерживают конкуренции и закрываются. Отсюда следует, что другой важной особенностью аптечного рынка Республики Татарстан является то, что он конкурентоемкий, да и население становится все более ценоориентированным. Кроме того, в республике очень много аптек-дискаунтеров. Чтобы бороться с ними, надо снижать торговую наценку, а значит снижать рентабельность. Важно понимать, что в аптечном бизнесе нет высокой рентабельности. Его единственный плюс в том, что он стабильный.

— Чем зарубежный аптечный бизнес отличается от отечественного?

— Сравнивать российский рынок с западным рынком неправильно. В Германии сетевых аптек вообще нет. У них аптеки работают с хорошей наценкой. Кроме того, часть стоимости лекарств оплачивают страховые компании.

Так, в США существуют крупные сетевые аптечные сети, где на прилавках кроме лекарственных средств продаются бытовая химия, сигареты, пищевые продукты и др. На нашем рынке, как ни странно обратная тенденция.


На Ваш взгляд, в чем секрет успеха аптечного бизнеса?

— К слагаемым успеха аптечного бизнеса относятся место расположения аптек, грамотный ассортимент и конечно, команда профессионалов.

— Существуют ли в аптечном бизнесе «болевые точки?

— Одна из основных «болевых» точек — это кадры. Кадры, кадры и еще раз кадры. На сегодняшний день идет борьба за «хорошие» кадры.

Каковы перспективы развития аптечного бизнеса? В каком направлении необходимо развивать?

— На мой взгляд, если в стране кардинальных изменений не произойдет, то будет преобладать тенденция к слиянию и поглощению. Крупные аптечные сети будут поглощать более мелкие. Я считаю, что на рынке останутся небольшие аптечные сети, аптеки которых расположены в очень трафиковых местах и крупные аптечные сети.

               Гульнара Абдукаева