Аптечный многогранник, или как сделать управление искусством


Аптечный многогранник, или как сделать управление искусствомФармацевтический бизнес переживает непростые времена: постоянные реформы и изменения в законодательстве. В условиях значительных изменений, произошедших в фармацевтической отрасли в 2010 году, вопрос механизмов управления аптечными сетями выходят на первый план.

Генеральный директор республиканской аптечной сети  «Аптеки 36,6», кандидат медицинских наук Артур Ринардович Уразманов отмечает, что управление аптеками – это целый механизм, над которым необходимо постоянно работать и совершенствовать.  Об этом с ним мы и поговорили.

—  Артур Ринардович, по-вашему,  управление  аптекой — это искусство, плод приобретенных  знаний или что-то другое?

—  Управление — это всегда искусство. И чем искуснее  осуществляется управление,  тем качественнее результат. Каждое движение, каждое слово или решение — это то, что сказывается на дальнейшей работе и ее успехе. В управлении аптечной сетью все взаимосвязано — повышение уровня продаж, расширение ассортимента, качественное оказание услуг, и если в этих областях мы добиваемся успеха, значит мы хорошие управленцы. Но для этого нужно постоянно учиться, перенимать опыт и знания.

—  Аптечный бизнес переживает непростые времена. В 2010 году закрылись около 10 тысяч аптек. В связи с этим возникает вопрос: как сохранить предприятие в новых условиях и повысить его рентабельность?


—  Что касается развития аптечного бизнеса – это сложный, многогранный процесс. Чем качественнее будет построена работа, тем больше шансов у нас развиваться и достигать положительных результатов. Сегодня успех развития предприятия я вижу не только в правильном ценообразовании, широком ассортименте, но и в качестве обслуживания клиента и предоставления ему дополнительных услуг. Когда мы видим, что наши конкуренты продают товар практически по себестоимости, то мы задаем разумный вопрос – на что эти компании развиваются? Значит, они не вкладывают ни в обучение, ни в расширение товарного запаса, ни в расширение ассортимента. А все это необходимо для дальнейшего развития компании. Политика нашей сети предполагает  упор на обучение сотрудников, на повышение их квалификации, уровня профессионализма. Умение разбираться в ассортименте лекарств, овладение техникой  продаж — в этом провизоры, фармацевты, консультанты должны четко разбираться и уметь применять в интересах людей, которые приходят в аптеку  за помощью.  В повышении престижа  аптечной сети  важен  сервис. Например,  для удобства населения в каждом отделении  нашей сети есть банкомат и терминал, то есть при случае, покупатель  может рассчитаться  банковской картой.  Из всех этих и  многих других нюансов складывается целый механизм, над которым   необходимо постоянно работать. Конечно, это ежедневная, рутинная работа, но, в конечном счете, приводящая к результатам. Честно говоря, аптеки всегда оказываются на «передовой» между надзорными органами и исполнительными органами министерства здравоохранения. Взять, например актуальный вопрос отпуска безрецептурных лекарств. По этому поводу проводятся серьезные проверки. И нам постоянно приходится с этим сталкиваться. Гибкость в нашем деле — очень важное качество.

—  Как найти «золотую середину» в вопросе оказания услуг населению: провизору нужно стать продавцом, заботящемся о выручке аптеки или же работать в интересах клиента?

—  Когда говорят, что фармацевт пытается продать самый дорогой препарат, чтобы получить прибыль — это ложь. Фармацевт в первую очередь заботиться о здоровье человека, который к нему пришел. Фармацевт предлагает то или иное лекарство, опираясь на собственный  опыт, на информацию, которую получает  в процессе обучения  из уст специалистов, профессионалов.

Как и с какой периодичностью  осуществляется обучение, переквалификация специалистов   аптечной сети «36, 6»?


—  В укреплении позиций аптечной сети, безусловно,  играет роль корпоративная этика. В специальном пособии «корпоративная культура»,  предназначенном  для наших сотрудников прописаны все основные моменты работы:  прописана миссия нашей сети — «удовлетворение потребностей наших клиентов», корпоративные ценности,  главная из которых  «гордость за компанию», а это, как показывает опыт, залог качественной работы сотрудника. Сюда же относится творческий поиск, широта взглядов.  Ежемесячно выходит корпоративная газета аптечной сети, в которой мы обязательно освещаем городские, республиканские, мировые новости фармацевтической отрасли.

—  Значит, говоря о репутации  и престиже  компании,  основной упор в достижении этого Вы делаете на человеческий фактор?

—  Безусловно. Мы уверены, что вкладывая  в человека сегодня, завтра мы получим положительный результат. Своих сотрудников мы стараемся мотивировать и  всячески их поощрять.  Практически ежемесячно отправляем наших специалистов на курсы повышения квалификации.

—  Одна из социальных задач аптек — это обеспечение лекарственных средств сельского населения. Какова стратегия развития этого направления у  республиканской  сети аптек 36,6?

—  Наши аптеки открыты в Арском, Нурлатском, Бавлинском и других районах республики. Но главное, что мы не останавливаемся только на этом.  Просветительская  работа  с населением районов — одна из приоритетных направлений развития. Специалисты  грамотно консультируют,  рассказывают  населению о полезных или побочных эффектах тех или иных препаратов. Важно, чтобы человек знал, что он покупает.  То же самое с  вакцинацией.  Мы рекомендуем населению профилактировать заболевания, нежели их лечить. Но, с горечью стоит констатировать, что медицинская культура нашего населения находится на крайне низком уровне.

—  Скажите, есть ли соответствие ассортимента частоте обращаемости?

—  У каждой группы препаратов есть период сезонности. И,  безусловно, в период обострения тех или иных наиболее распространенных заболеваний аптеки будут держать достаточный запас лекарств. Это мы определяем согласно статистике обращаемости, которая формируется в нашей аптечной сети. Конечно,  есть закон, регламентирующий   требуемые объемы  лекарственных средств, которые должны быть в наличии, независимо от того, есть на них спрос или нет. В итоге получается, что у некоторых препаратов заканчивается срок годности и мы их попросту списываем и утилизируем.  Конечно, это  наносит  определенный экономический ущерб. Однако следует учесть тот факт, что коммерческий рынок  в нашей стране сформирован  еще совсем недавно, 20 лет — это не срок.

—  Каково ваше отношение к тому, что в аптеке отводятся торговые места для «не медикаментов» (соки, средства гигиены, косметические средства)?

—  В этом вопросе есть много плюсов: 1 — аптека гарантирует качество товара и его правильное хранение; 2 — покупатель может приобрести сопутствующие товары, получив квалифицированную помощь специалистов аптеки, а также спокойно прочитать аннотацию на тот или иной продукт, задать вопросы и получить грамотную консультацию.

Альфия Хасанова