Автомобиль — не роскошь, а средство реабилитации


Специальный транспорт-мотоколяска (или заменяющий ее автомобиль) с ручным управлением, являясь средством передвижения, способствуют более полной  реабилитации инвалида, обеспечивая им  доступ к окружающей среде, расширяя возможности самообслуживания.

До 1 января 2005 года транспортные средства предоставлялись всем категориям инвалидов в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» при наличии у них медицинских показаний на получение спецавтотранспорт, которые устанавливали врачебно-трудовые экспертные комиссии (позже — учреждения медико-социальной экспертизы).

В связи с принятием Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ статья 30 Федерального закона №181-ФЗ, предусматривавшая обеспечение инвалидов транспортными средствами, с 1 января 2005 года утратила силу.

С этого периода обеспечение транспортными средствами осуществляется только для  инвалидов, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и  профессиональных заболеваний. В связи с этим между 17.07.2005г. между  Государственным учреждением — Региональное отделение  Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан и Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан» (Татарстан), (далее Главное бюро), было заключено письменное межведомственное соглашение о взаимодействии (последнее обновление от 16.02.11г.). В настоящее время основанием для обеспечения специальным транспортным средством является решение состава №1 Главного бюро о наличии у пострадавшего медицинских показаний на обеспечение специальным транспортным средством и при отсутствии противопоказаний к его вождению. При освидетельствовании для определения медицинских показаний на спецавтотранспорт специалисты Главного бюро руководствуются:

«Перечнем медицинских показаний для получения инвалидами мотоколясок с ручным управлением», утвержденным Министерством здравоохранения 11 августа   1970 года»;


Приказом министерства социального обеспечения РСФСР № 72 «О методических указаниях по применению перечней медицинских показаний для получения инвалидами мотоколясок и автомобилей «Запорожец» с ручным управлением»  от 28.07.1982 .

Для определения противопоказаний к вождению применяется Приказ Министерства Здравоохранения СССР № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» от 29 сентября 1989 г.

Государственное учреждением — Региональное отделение  Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан производит оплату расходов на приобретение  спецавтотранспорта, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы, согласно Постановления  Правительства Российской Федерации  от 15 мая 2006 г. N 286 «Об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессинальную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья  вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.»

Вместе с тем, было принято решение продолжить обеспечение инвалидов транспортными средствами инвалидов других категорий, стоявших на учете (очереди) в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 года.


Эти категории инвалидов будут обеспечиваться по мере выделения необходимых финансовых ресурсов на эти цели в рамках реализации длящихся обязательств государства, возникших перед инвалидами.

Следует отметить, что не всякие последствия производственной травмы и не всякое профессиональное заболевание является медицинским показанием на спецавтотраспорт, а только те последствия травмы и заболеваний, приводящих к ограничению самостоятельного  свободного передвижения, то  есть последствия производственной травмы с поражением нижних конечностей. Это, прежде всего,  отсутствие обеих конечностей, или одной нижней конечности, резко выраженная деформация нижних конечностей (анкилозы, или резко выраженные контрактуры), параплегии, выраженные парапарезы, паралич, или выраженный парез одной нижней конечности и др. Из профессиональных заболеваний, являющихся медицинскими показаниями для обеспечения спецавтотрнспортом следует отметить тяжелую форму эмфиземы легких (пневмосклероз) с кардиопульмональной недостаточностью 2 и более степенью.

За последние годы число освидетельствований на спецавтотранспорт значительно сократилось, если в 2004 году в составе №1 Главного бюро проходило в среднем около  трех тысяч освидетельствований. То в 2008 году было освидетельствовано 80 человек, в 2009 году — 51, в 2010 году- 63 человека.

Лицам, признанными инвалидами по последствиям производственной травмы и профессиональных заболеваний, имеющим медицинские показания на спецтранспорт, следует обратиться в муниципальное  учреждение здравоохранения по месту жительства для заполнения формы 088-У.  С  целью  клинического обследования  для уточнения степени выраженности функциональных нарушений основного заболевания, или последствий травмы и решения вопроса о годности к вождению. На медико-социальную экспертизу необходимо  также представить заключение окулиста (с указанием остроты зрения, цветоощущения), заключение психиатра, нарколога. При наличии сопутствующих заболеваний с выраженными нарушениями функций необходимо заключение специалистов о годности к вождению (кардиолог, эндокринолог, пульмонолог и др.). Также необходимо иметь при себе амбулаторную карту, акт о несчастном случае на производстве (форма Н1), акт расследования  профессионального заболевании, или решение суда.

Следует обратить внимание, что при проведении освидетельствования для определения медицинских показаний на спецавтотрнаспорт применяются законодательные акты, принятые и утвержденные в 1970 году. Нового перечня для определения медицинских показаний на спеавтотранспорт на сегодняшний день не имеется.

14.11.2011г.

 

Ф.З.Шамеева, Э.Р. Сабирова, Р.С. Ахметянова, Г.В. Тарасевич, Р.К. Хайбуллина.

ФГУ «Главное бюро МСЭ по РТ»