Бесконечное искусство врачевателя


Бесконечное искусство врачевателя«Не достаточно быть врачом, надо еще уметь помочь» — так говорил известный немецкий писатель и драматург  20 века Б. Брехт. Пожалуй, этим выражением он охарактеризовал не просто человека в белом халате, и даже не врача, а во истину, врачевателя — человека, способного собрать воедино все грани этой удивительной профессии: приобретённое  мастерство, богом данный талант, искусство и  ловкость не для того, чтобы лечить, а помочь пациенту лечиться. Нет никакой надобности говорить о заслугах уважаемого профессора Ильдара Газимджановича Салихова — его имя и  достижения  на слуху у  многих  представителей медицинской общественности. Но несмотря на это, Ильдар Газимджанович не останавливает свою деятельность — дело врачевателя. Его огромный опыт побудил нас поговорить, а точнее поразмышлять с ним о медицине и врачевании.

—  Ильдар Газимджанович, по Вашему, в чем заключается  основная суть медицины?

—  Анализ  45-летний работы педагогической, научной деятельности, опыт врачебной деятельности практически со всеми группами больных терапевтического профиля, в различно оснащенных больницах, опыт работы в условиях санитарной авиации, консультативной работы в отделениях реанимации,  в хирургической, акушерско-гинекологической, токсикологической клиниках, в отделениях нарушения ритма, отделении гемодиализа, наконец, опыт общения с широким кругом врачей самой разной квалификации позволяет мне высказаться по некоторым актуальным вопросам современного состояния медицинской науки и практики. Достаточно  известна ограниченность узких специалистов – отсутствие понимания больного в целом, фетишизация методов обследования и лечения.

Выход лежит в необходимости широкой терапевтической образовательной базы для любого специалиста, прежде всего, знание и понимание методологии диагностики и лечения. Однако,  говоря о сути медицины — ее озвучил еще персидский философ, врач, математик и поэт Авиценна: «Здоровье сохранять — задача медицины, болезни суть понять и устранить причины». Авиценна также подчеркивал, что только психологическое взаимодействие врача и больного, больного и врача составляет главную суть медицины.

—  Отчего зависит состоятельность врача?


—  У Марк Твена есть замечательная фраза:  «А знает ли что-нибудь лечащий Вас врач. Я говорю не о медицине, а о знаниях вообще. Достаточно ли он умен и образован в широком смысле этого слова? Если он ничего не знает, кроме медицины, то возможно, что не знает и ее». В первую очередь, это, безусловно знания. Продолжая разговор, приведу еще одну цитату, также отвечающую на вопрос. Древнекитайский философ Конфуций отмечал: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время». В работе врача, в профессии врачевателя важно клиническое мышление и индивидуальная работа с каждым больным, работа с любовью, со знанием дела. Ведь чем больше отдаешь, тем становишься богаче.

—  Врачевание – это и есть бесконечное искусство, как говорил великий Гиппократ,  или  все-таки что-то другое?

—  Первая встреча врача и пациента – всегда большое событие для обоих и прежде всего для больного. К врачу приходит не болезнь, а больной человек!  Расскажу одну притчу: как-то  Иисус Христос вел прием вместо заболевшего врача. К нему вносят обездвиженного  в течение многих лет больного. Иисус Христос: «Встань и иди». Больной встал. Собравшиеся в коридоре больные спрашивают: «Ну, как новый доктор?». Больной, приплясывая: Такой же как и все, даже не поговорил со мной». Врач всегда должен помнить, что человек —  существо не только биологическое, но и социальное. Обязательно условия жизни. Взаимоотношения на работе, в семье, материальные возможности, стрессовые ситуации накладывают определенный отпечаток   не только на личность больного, но и на течение его болезни. И если не понимать его  в целом, то терапия нередко бывает малоэффективной. Хороший профессионал – это еще не врач! При врачевании обязательным условием должно быть  объединение своих знаний, эмоций, надежды, воображения и стремление сделать возможное добро своему пациенту.


—  Врачу требуются колоссальные силы как  жизненные, так  и духовные для того, чтобы  к каждому больному относится  как к личности, существу социальному. Получается,  рано или поздно у врача возникнет  профессиональное выгорание?

—  Так и происходит. Это неизбежно,  потому что врач  не может быть только лекарь. Он врачеватель. А врачевание — это искусство.  Врач — личность творческая, вспомнить хотя бы некоторых известных Зощенко, Булгакова, Вересаева нашей эстрады, А. Розенбаума например.  Врачевание — это искусство, а не просто шаблон, потому что  идет колоссальная отдача своих умственных, жизненных и  духовных сил.

—  Кто воспитал врачей — тот трижды врач. Вы помогли вырасти не одному поколению врачей. Как сегодня Вы  можете охарактеризовать  молодых  врачей?

—  Большей частью, конечно,  растет хорошее поколение –  у молодых врачей достаточная эрудиция, языковый багаж, владение информационной технологией. Задача преподавателя, целиком кафедры состоит в том, чтобы молодые врачи  могли реализовать свой потенциал в процессе обучения. Помочь, дать толчок, могущие иметь разные формы (разбор больных, научные исследования, рефераты, кружки и тому подобное) к дальнейшему совершенствованию — в этомзадача опытного врача. В этой связи интересны для анализа данные, полученные в одном из регионов России, о значимости научно-практической подготовки студента для оценки его дальней деятельности. Более чем у 100 врачей, у которых неоднократно обнаруживали врачебные ошибки, были проверены вузовские экзаменационные отметки – почти 69% из них оказались «круглыми троечниками». У таких студентов, как правило, не высоки и моральные качества. Такие лица опасны во врачевании, поскольку при ограниченных знаниях, низкой квалификации, часто при отсутствии призвания к выбранной профессии, они отличаются большим самомнением. А это, несомненно, не несет никакой практической значимости для лечения пациента и развития здравоохранения в целом.

Альфия Хасанова