Свободный доступ к лекарственным препаратам, полипрагмазия рождают собой проблему нежелательных побочных реакций. Это явление занимает шестое место среди причин смертности в развитых странах, а затраты, связанные с ними исчиляются миллиардами долларов. Проблема, с одной стороны — знакомая, с другой стороны, совершенно новая для современной медицины. В России с целью организации эффективной системы контроля безопасности лекарств в 2007 году был образован Федеральный центр мониторинга безопасности лекарственных средств на базе ФГУ “Научный центр экспертизы средств медицинского применения” (приказ Росздравнадзора от 26.10.2007 № 3439-Пр/07 “О создании Федерального центра по мониторингу безопасности лекарственных средств”). Система есть и работает. Важным звеном в обеспечении безопасности лекарств является фармацевтическое консультирование. Об этом собственно мы поговорили с заведующей кафедрой фармации ФПК и ППС КГМУ, доктором фармацевтических наук профессором Светланой Николаевнаой Егоровой.
— Светлана Николаевна, по вашему в чем суть проблемы безопасности лекарственных средств?
— Проблема безопасности лекарственных средств – многогранна. Она включает в себя вопросы качества лекарственных средств, качество назначения лекарственных средств, а также качество фармацевтического консультирования. Для фармацевтического работника наиболее близкие проблемы – это качество самих лекарственных средств и качество отпуска их из аптеки. Что касается качества самих лекарственных средств, здесь большая работа проводится по выявлению фальсифицированных и недоброкачественных ЛС. Эта работа включает в себя многочисленные этапы. Здесь задействованы предприятия-производители, оптовые структуры, которые обеспечивают надлежащую транспортировку, хранение, а также аптечные организации, в которых обязательно выделено ответственное лицо, регулярно отслеживающее данные об изъятии из аптечной сети фальсифицированных и недоброкачественных ЛС. Благодаря этой отлаженной работе доля фальсифицированных и недоброкачественных препаратов на рынке сегодня является минимальной. В этом вопросе скорее важным фактором является транспортировка ЛС. Например, производитель выпустил качественный ЛС, а изменения произошли во время его доставки — были нарушены условия транспортировки, хранения. Сегодня органы управления фармацевтической деятельностью уделяют этому огромное внимание. Это чрезвычайно сложно контролировать, поскольку задействовано огромное количество людей. Второй аспект безопасности – регистрация ЛС. В этом вопросе каждому фармацевту, провизору необходимо помнить о том, что вспомогательные вещества, входящие в состав ЛС не всегда могут быть безопасными. Можно привести пример: сироп парацетамола. В его состав входит как красящее вещество рибофлавин – витамин В2. Но если возникнет аллергическая реакция, нельзя всю вину перекладывать только лишь на парацетамол. Скорее всего, реакцию вызывает рибофлавин, который является в данном препарате красителем. Поэтому, когда мы говорим о безопасности ЛС, в алгоритм этой работы необходимо включить поиск безопасных вспомогательных веществ: красителей, консервантов, стабилизаторов. Не все они безопасны. Еще один пример: раствор глюкозы можно производить с использованием стабилизатора — кислоты хлористоводородной — в стеклянных флаконах, и рН растворов глюкозы будет в пределах 3-4. Это кислая среда, и при введении больших объемов растворов глюкозы мы неизбежно сдвигаем рН крови в кислую сторону. В связи с этим одним из требований безопасной инфузионной терапии является изогидричность — соответствие рН вливаемых растворов рН плазмы крови.
— Но от фармацевтического работника это не зависит? Это все – технологический процесс…
— Фармацевты задействованы во многих процессах: в транспортировке, в процессе разработки – в поиске оптимальных вспомогательных веществ. Это очень важный вопрос безопасности, несмотря на то, что он не так заметен. Например, мази для снятия отеков в суставах. Чаще всего их приобретают люди пожилого возраста для длительного применения. Однако во многих из них, кроме лекарственного вещества, в составе имеется диметилсульфоксид. А это далеко не индифферентный препарат. Он и сам используется как противовоспалительное лекарственное средство, но и проявляет собственные побочные действия. Но некоторые производители используют в мазях нестероидных противовоспалительных средств другие вспомогательные вещества, например, лавандовое масло. Соответственно, безопасность и токсичность лекарственных препаратов будет разной. Надо помнить, что фармацевты не лечат. Задача фармацевта при фармацевтическом консультировании – оказать консультативную помощь в аспекте ответственного самолечения и своевременно направлять пациента к врачу. И даже подсказать — к врачу какой специальности следует обратиться при тех или иных симптомах. Сегодня растет количество аптек. Соответственно, растет конкурентная среда, и появляется необходимость продавать больше аптечных товаров. А если врачи борятся с полипрагмазией, то с фармацевтами проводятся тренинги по увеличению объемов продаж. Хорошо, когда аптечные товары предлагаются во благо пациента. Например, если человек пришел с жалобами на головную боль, работник аптеки должен спросить, есть ли у него дома тонометр и предложить несколько вариантов этого аппарата. А можно предложить и глюкометр. Человеку после 40 лет необходимо контролировать уровень сахара в крови. Но имеются примеры, когда в дополнение к назначенным врачом антибиотикам предлагается приобрести витамины, иммуномодуляторы и другие лекарственные средства безрецептурного отпуска. Ориентир на пациента — это и есть фармацевтическое консультирование, а не предложение множества различных препаратов.
— Получается, что фармацевтическое консультирование включает в себя элементы врачебной помощи?
— Фармацевтическое консультирование — это специализированная помощь, которая оказывается квалифицированным специалистом. Но она не должна заменять врача. И в этом вопросе вызывает тревогу бесконтрольное применение безрецептурных лекарств — анальгетиков, пробиотиков, витаминов, иммуномодуляторов и др. Проблема безопасности лекарственных средств заключается и в качестве самого препарата, и в качестве оказания фармацевтической помощи.
— Каким будет алгоритм действий первостольника, если например к нему обратилась пожилая женщина с жалобами на головную боль?
— Необходимо спросить, каков ее уровень артериального давления. Если данные не известны, необходимо предложить измерить давление в аптеке и спросить, что она обычно принимает по рекомендации врача. Помимо этого важно учесть возможный прием других лекарственных средств, чтобы не допустить передозировки. Без рецепта можно отпустить только лекарственные препараты, в инструкции по применению которых есть указание: «Отпускается без рецепта врача». Возможно, придется рекомендовать немедленно обратиться к врачу, или даже предложить присесть в «Уголке покупателя», которые имеются во многих аптеках, и вызвать «Скорую помощь». Все это и есть фармацевтическая этика, соблюдать которую должен каждый сотрудник аптеки.
Альфия Хасанова