13.06.2025

В огромном потоке автомобилей этот спецтранспорт нельзя не заметить – карета скорой медицинской помощи спешит на помощь к больному. А надпись «Реанимация» в умах простых зевак рождает мысль «Что-то серьезное». Однако главный врач ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Казани» Айдар Мухаматнурович Фатыхов считает, что все автомобили скорой медицинской помощи должны быть того же класса, что и реанимобили. Об этом состоялся наш разговор.

— Айдар Мухаматнурович, скажите, какова основная задача «реанимации на колесах»?

— В первую очередь, надо понимать, что понятия «реанимобиль» не существует. Различают автомобили разных классов. Автомобиль класса «С» — это и есть реанимобиль. Главная задача данного автомобиля – поддержание жизненно важных функций организма. Одним словом, это реанимация на колесах, способная оперативно предоставить всю необходимую помощь для спасения жизни человека. Безусловно, от спецавтомобилей зависит жизнь пациента и это налагает на них повышенные обязательства, а на их конструкторов  высокий уровень моральной ответственности.

— Каково наполнение реанимационного автомобиля?

— Надо отметить, что сама база реанимационного автомобиля намного отличается от других автомобилей скорой помощи. Высокий и просторный салон соответствует национальным и международным стандартам для медицинских автомобилей и создаёт более комфортные условия для работы бригады скорой помощи. Большое количество полок и ящиков, специальные места крепления, предусмотренные конструкцией, позволяют разместить, всё необходимое оборудование и материалы, для оперативной работы с пациентом. Конструкция крыши обеспечивает установку встроенного высокопроизводительного кондиционера. В передней части крыши салона устанавливается светопрозрачный аварийно-вентиляционный люк.  В автомобилях подобного класса более мощная электрическая система (дополнительные аккумуляторы, более совершенные провода и другое). Безусловно, предъявляются большие требования к качеству установленного оборудования. В комплект оборудования, входят аппараты поддерживающие дыхание (ручные и электрические) с функциями наркоза и целой системой трубок. Установлено следящее оборудование за показателями организма,  электрокардиограф, дефибриллятор. В наличии врачебные, фельдшерские, реанимационные сумки. Во врачебной сумке наборы ожоговые, акушерские, противошоковые и другое. Здесь же есть разного рода   шины для фиксации переломов, воротники Шанса. Несомненным атрибутом являются термоодеяла (бригады скорой помощи всегда работают на выезде в любое время года, в любые погодные условия), вакуумные матрасы, различные средства для иммобилизации и перемещения пациента (складные, полусидячие и другое). Лекарственные препараты хранятся в термосумках. Конечно, перечислить все, чем пользуется медицинский персонал в реанимационных автомобилях не представляется возможным. Можно сказать одно, что комплектация автомобиля предполагает наличие всех необходимых инструментов для экстренного оказания помощи. Важно, что наши автомобили не отличаются от зарубежных реанимобилей.

— Каковы условия для медицинского персонала?

— Для удобства медицинского персонала работает кондиционер в салоне, а также в кабине водителя, имеются дополнительные отопительные приборы. Машины разных марок отличаются высотой крыши, в некоторых персонал может встать в полный рост.

— Каковы основные отличия обычной скорой от реанимобиля?

— На сегодняшний день особых отличий нет. Принципиально обычная машина скорой помощи не должна отличаться от реанимационного автомобиля. Это объясняется  тем, что не всегда по жалобам можно определить, что беспокоит  человека. Например, если  пациент задыхается. Одышка бывает пяти видов и понять, какова ее природа через телефонную трубку невозможно, поэтому специалисты и автомобили должны быть всегда подготовлены к самым экстренным случаям. В основном по общему количеству в нашем парке преобладают автомобили класса «С». Иметь что-то среднее (класс «В»), пожалуй, не имеет смысла. Сегодня службы скорой медицинской помощи многих регионов страны пришли к такому выводу. У руководства министерства здравоохранения нашей республики также есть понимание, что все автомобили скорой помощи должны быть технически оснащены в полном объеме.  К тому же, впереди Универсиада-2013, а это требует усиленной подготовки всей службы.

— Отвечает ли оборудование, установленное в реанимационных автомобилях мировым стандартам?

— Все оснащение автомобилей производится согласно приказу №752 Министерства здравоохранения и социального развития от 01.12.2005 «Об оснащении санитарного автотранспорта». Принципиально, наше оборудование не отличается от зарубежного. Все автомобили проходят проверки.

— Однако, каким бы современным оборудованием не обладал реанимационный автомобиль как бы ни подготовлен был медицинский персонал, всегда возникают непредвиденные сложности…

— Безусловно. Строительство дорожных развязок, «пробки» мешают подъезду бригад скорой помощи к месту происшествия. Для грамотного решения этого вопроса у нас есть оперативное навигационное обеспечение. Однако не все водители соблюдают культуру вождения, и часто  специалистам приходится добираться до пострадавшего пешком.

Альфия Хасанова

 

Одышка бывает пяти видов и понять, какова ее природа через телефонную трубку невозможно, поэтому специалисты и автомобили должны быть всегда подготовлены к самым экстренным случаям.

Принципиально обычная машина скорой помощи не должна отличаться от реанимационного автомобиля.