07.10.2024

4 мая 2011 года был принят федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности». В силу он вступил в начале ноября 2011 года. Этот закон направлен на обеспечение личной безопасности граждан, и ряд других целей. Для частного здравоохранения в  законе прописана масса новшеств, преимущественно направленных  на улучшение процесса получения лицензии и многих других вопросов. Об этом мы поговорили с заместителем руководителя Управления Росздравнадзора по РТ Любовью Николаевной Шайхутдиновой.

— Федеральный закон №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступил в силу относительно недавно. Что принципиально важное он в себе несет? Насколько был востребован?

— Раньше, около 10 лет назад существовало очень много видов лицензируемой деятельности.  В 2001 году их  количество достигало 189. Постепенно, государство начало менять свою политику в отношении разрешительной системы — лицензирования. Для того, чтобы снизить давление, в том числе и на частный бизнес, было принято решение о постепенном переходе  ряда видов лицензируемых видов в уведомительные. Однако в этом случае вся ответственность за результат деятельности ложился на плечи того, кто эту деятельность осуществлял. В следствие этих  законодательных изменений,  количество лицензируемых видов деятельности было снижено до 92. На сегодняшний день в соответствии с настоящим законом    их осталось всего 49.  Послабления в   ФЗ №99 достаточно серьезные, в том числе для предпринимателей. Прежде всего, тот,  кто  открывает  медицинский центр, лицензию должен получить всего один раз с момента начала своей деятельности.  Вместе с тем, предполагается, что проверки будут носить более жесткий характер, возможно, появятся новые статьи административного кодекса для првлечения к отвественности при выявлении нарушений (в настоящее время Управление Росздравнадзора использует в своей деятельности 2 статьи административного кодекса: безлицензионная деятельность и грубые нарушения лицензионных требований и условий). Сейчас есть предложения по введению 14 новых статей в КоАП: например, нарушение продажи лекарственных препаратов, недопущение к объекту проверки, неисполнение законных требований надзорного органа. Пока это предложение находится на этапе обсуждения. Лицензия с бессрочным сроком действия  значительно облегчает работу тех, кто впервые собирается осуществлять ту или иную деятельность, поскольку нет необходимости  по истечении срока действия лицензии готовить новый пакет документов.

Если раньше предприниматель мог получить отказ в выдаче ему лицензии  по таким формальным признакам как, неточный  адрес, индекс, то сейчас лицензирующему органу в соответствии с новым законом предписано в течении трех дней рассмотреть документы и вернуть их на доработку. 30 дней есть  у соискателя, чтобы исправить ошибки и вернуть документы в лицензируемый орган для  получения лицензии. Это несомненно, прогрессивный шаг,  защищающий права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

— Что можно сказать о проверках?

— Согласно  закону  №99  проверки должны проводится один раз в три года. Для медицинской, фармацевтической деятельности было сделано исключение, и кратность проверок увеличилась.  Для тех, кто занимается амбулаторно-поликлинической помощью — проверка осуществляется один раз в год, стационары, санаторно-курортные учреждения проходят проверку раз в два года, аптеки розничной торговли раз в год, оптовая торговля — раз в два года.  Помимо этого, закон о лицензировании  позволяет частной медицине защищать  свои права. Прежде всего, в законе четко обозначено, какими правами обладает   предприниматель  в процессе осуществления проверки надзорным органом: имеет право присутствовать при проверке, давать объяснения. Весомые аргументы проверяемого позволят надзорному органу  более объективно оценить имеющееся нарушение. Проверяемым дано право после подписания акта о нарушении в течении 15 дней представить дополнительные объяснения и документы. То есть в законе учтены все тонкости процесса проверки, и предоставлено больше прав  предпринимателям. Также согласно закону, надзорный орган не принимает самостоятельного решения о наложении штрафных санкций. Вся работа осуществляется  через суд. Только суд, в качестве дополнительной инстанции, будет решать и повторно рассматривать ситуацию, оценивать и анализировать ее по части  наличия состава административного преступления.  Решение суда является окончательным вердиктом по делу.

— Считаете ли вы это плюсом?

— Да несомненно, это повышает барьер возможной субъективной оценки выявленных нарушений. Хотя в новой версии закона предполагается решение ряда вопросов административного наказания непосредственно надзорным органом.

— Будет ли сокращен перечень документов, необходимых для лицензирования?

— Пока на этот вопрос ответить сложно, поскольку перечень устанавливается  постановлением  правительства. На наш взгляд от некоторых формальных документов возможно отказаться, поскольку они большой информационной нагрузки в себе не несут.

— Какие еще сдвиги в положительную сторону  произошли относительно деятельности частной медицины?

— Надо сказать, что  появление нового закона не дает полного права  частному лицу  работать по своему усмотрению. Этого быть не должно. В законе об «Охране здоровья граждан»  есть новшества по части контроля за качеством медицинской помощи. К сожалению, на сегодняшний день проводить контроль качества в частных клиниках смысла не имеет, поскольку им дано право работать не по стандартам оказания медиицнско йпомощи. Больной обслуживается в рамках тех средств, которыми он лично располагает.  Однако в новом законе прописано  понятие «порядок оказания помощи». Согласно нововведениям частные учреждения обязаны соблюдать установленные  порядки оказания медицинской помощи. Начиная с 2013 года.  Стандартизация медицинской помощи в полном объеме  вступит в силу к 2014 году.  Если частные клиники примут участие в системе ОМС — сейчас этот вопрос активно обсуждается — стандарты конечно, вступят в полную силу.

— По вашему, не переходит ли  отечественная медицина в руки частных предпринимателей?

— Росздравнадзор  этот вопрос очень волнует, поскольку мы наблюдаем рост числа жалоб по части оказания платных услуг. Вместе с тем, закон дает право оказания платных услуг. К тому же мы понимаем, что лечебные учреждения не могут не предоставить право выбора пациенту, но  и перегнуть палку по этой части нельзя. Медицинская помощь все же должна быть доступной. Важно соблюсти баланс.

Альфия Хасанова