Чебоксарский ГИДУВ. 10 лет. Возраст первого становления


fasadВ этом году Государственное образовательное учреждение «Институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики отмечает 10-летие со дня создания. Если говорить о возрасте человека, то 10 лет — сознательный возраст. Ребенок в этом возрасте самостоятельно может высказывать свое мнение, спорить, и даже доказывать свою правоту. Если же говорить о 10-летии учебного заведения, то  это и много, и мало.

Учитывая, что  институт создавался с нуля, то можно смело сказать, что сделан гигантский  шаг вперед в вопросах последипломного образования врачей. Еще 10 лет назад, создавая ГИДУВ, организаторы столкнулись с проблемами отсутствия кадров, здания, научных школ, методик преподавания. Сегодня все эти препятствия преодолены. Сегодня имеется и опыт, и все условия для  учебной и научной деятельности.  Институт не стоит на месте. Он развивается, потому что имеет сложившийся коллектив, разноплановую поддержку и Правительства республики,  Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. В таких условиях не расти невозможно.

В связи с круглой датой мы встретились с ректором Государственного образовательного учреждения «Институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения и социального развития, доктором rektorмедицинских наук, профессором Людмилой Ивановной Герасимовой.

— Людмила Ивановна, как в республике организована система послевузовского и дополнительного профессионального образования в области здравоохранения?

—  Если раньше в индустриальном сообществе было принято, что человек получает один раз высшее образование и всю жизнь применяет его на практике, то сегодня поиск оптимальной модели подготовки медицинских работников привел к окончательному осознанию необходимости непрерывного образования, которое к концу 90-х годов выразилось в изменении основного принципа: «от образования на всю жизнь — к образованию через всю жизнь» .


По инициативе Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова была разработана стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года. Этот документ стал логическим продолжением ряда других целевых республиканских программ в области образования, которые дали старт не только системным преобразованиям в отрасли, но и оказали заметное влияние на повышение качества жизни населения в целом.

При успешной реализации стратегических планов общий индекс и индекс образования в Чувашской Республике к 2040 году реально достигнут показателей передовых стран мира.  Согласно Стратегии характерными чертами образовательного процесса станут непрерывность образования, его доступность и индивидуальный подход.

Основным направлением развития профессионального образования в управленческом аспекте будет формирование производственно-научно-образовательных комплексов по кластерным группам, создаваемых на условиях государственно-частного партнерства. При этом в одной связке будут работать профессиональные учебные заведения всех уровней, предприятия, отраслевые научно-исследователь­ские институты, конструкторские бюро, внедренческие центры и т.п. Это будут своего рода «профессиональные холдинги», осуществляющие подготовку рабочих и специалистов в соответствии с потребностями конкретной отрасли.

В настоящее время договорные отношения действуют между учреждениями профессионального образования и более чем с 800 предприятиями и организациями. Системой непрерывного профессионального образования охвачено около 25% населения, куда входят и учителя, и врачи и др. До 2020 года планируется предоставить возможности получения любого вида качественного образования всем нашим гражданам.


Возможность послевузовской подготовки специалистов в отрасли медицины связана с цикличностью медицинского образования. В Чувашии дополнительную профессиональную подготовку по медицинским специальностям можно получить в нашем институте.

Расскажите, пожалуйста, что собой представляет институт сегодня?

— Институт усовершенствования врачей  организован в 1999 году Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики. В  2000 году в Институте создан Ученый совет, в состав которого входят ведущие ученые, опытные профессора и доценты, руководители и ведущие специалисты органов управления здравоохранением, опытные врачи-практики.

leksia2Основное направление деятельности Института — учебная работа в сфере дополнительного профессионального и послевузовского образования. Наша главная задача — организация обучения медицинских специалистов республики по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, клинической интернатуры и ординатуры в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

Нами ведется обучение по учебным планам, которые составлены в соответствии с унифицированными планами, утвержденными Министерством здравоохранения и социальной политики РФ. В 2009 году в Институте создана, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества, соответствующая требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

Сколько кафедр входит в состав Института усовершенствования врачей?

— Сегодня в Институте функционируют 6 кафедр. Это кафедры общественного здоровья и здравоохранения, терапии и семейной медицины, педиатрии, акушерства и гинекологии, хирургии, травматологии и ортопедии, стоматологии. Также мы ведем 9 курсов. Среди них курсы психиатрии, психотерапии, психиатрии-наркологии, эндоскопии, курортологии и восстановительной медицины, эндокринологии, оториноларингологии, офтальмологии, урологии и трансфузиологии. Перечисленные кафедры и курсы  расположены на клинических базах лечебно-профилакти­ческих учреждений республики, таких как ГУЗ «Республиканская клиническая больница», МУЗ «Вторая городская больница», Центр общей врачебной практики, ГУЗ «Республиканская детская больница», ГУЗ «Республиканская стоматологическая больница», ГУЗ «Президентский перинатальный центр», МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи» и другие. На этих базах наши преподаватели  занимаются лечебной и врачебно-консультационной работой.

С каким учебными заведениями России вы сотрудничаете?

—  В целях обучения врачей узких специальностей новым методам диагностики, лечения и профилактики заболеваний мы привлекаем ведущие академии последипломного образования России, такие как Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, Нижегородская государственная медицинская академия, Российская медицинская академия последипломного образования, Казанская государственная медицинская академия, Самарская государственная медицинская академия, Санкт-Петербург­ская медицинская академия последипломного образования.

В рамках реализации приоритетного национального проекта совместно с Нижегородской государственной академией в Институте повышают квалификацию врачи амбулаторно-поликлинического звена. Это участковые терапевты и педиатры, а также врачи общей практики. По договору с Международным банком реконструкции здравоохранения за полтора года по программе профессиональной переподготовки «Общая врачебная практика (семейная медицина)» обучено 253 специалиста, на сертификационных циклах усовершенствования — 87 врачей общей практики.

По данным информационной системы «Кадры здравоохранения Чувашии», с открытием Института возросло количество сертифицированных врачей в республике. Ежегодно на сертификационных циклах усовершенствования у нас обучается около полутора тысяч специалистов. Особое внимание  мы уделяем подготовке медицинских кадров по специальностям, требующим углубленной подготовки. Сегодня ведется обучение по 18 направлениям профессиональной переподготовки и 12 направлениям клинической ординатуры.

—  Людмила Ивановна, как построен учебный процесс в институте?

—  Обучение по узким специальностям ведется по программам профессиональной переподготовки, общего и тематического усовершенствования в тесном сотрудничестве с главными специалистами Министерства здравоохранения и социального развития Чувашии. План учебной работы формируется согласно заявкам ЛПУ и главных специалистов республики, а также согласовывается с Министерством здравоохранения Чувашской Республики.

С 2001 года Институт осуществляет подготовку врачей-специалистов в одногодичной первичной специализации — интернатуре. Подготовка врачей-интернов проводится в клинической интернатуре под руководством заведующих отделениями лечебно-профилактических учреждений, в кафедральной интернатуре под руководством заведующих кафедрами Института. За восемь лет нами обучено около 2000 врачей.

С 2004 года ведется обучение в клинической ординатуре. За этот период в ординатуре обучено более 50 специалистов.

В учебной деятельности активно используются современные информационные технологии, такие как компьютерные обучающие курсы, автоматизированная система тестового контроля знаний слушателей, мультимедийные средства обучения, проведение практических занятий и семинаров с использованием системы телеконференций.
В учебном процессе также задействованы ресурсы телемедицинских центров, расположенных на базах Института. Здесь можно отметить ГУЗ «Республиканский перинатальный центр» МЗ и СР ЧР, ГУЗ «Республиканская детская больница» МЗ и СР ЧР.

В образовании применяется подход, основанный на адаптации курса обучения как к отдельной группе, так и индивидуально к каждому слушателю.

Еще одно направление подготовки социальных кадров — сестры милосердия. К сестрам милосердия предъявляется требований больше, чем просто к медицинским сестрам. Помимо профессиональных знаний им необходимо иметь желание помочь больному, разделить его переживания, сочувствовать ему, помочь найти духовное утешение. Для этого мало просто иметь медицинские знания, необходимы знания и в духовной сфере.

В 2002 году по благословению Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы создана Школа сестер милосердия. Инициатором создания выступили общественная организация «Общество православных врачей Чувашской Республики» и наш Институт. За основу обучения на курсах был взят стандартный учебный план «Об организации курсов по подготовке младших медицинских сестер по уходу за больными».

Основной задачей это Школы является подготовка младших медицинских работников по специальности «младшая медицинская сестра (сестра милосердия)» из числа православных христиан, желающих сочетать церковную жизнь с милосердным служением ближнему. На сегодня Школу уже закончили около 100 сестер и братьев милосердия, большинство из которых работают в лечебно-профилактических учреждениях Чебоксар и оказывают патронажную помощь на дому.

Учебная программа для них представляет собой синтез духовного и светского образования. За время обучения сестры милосердия получают основные представления об анатомии, физиологии и патологии человека, основах общего ухода при различных заболеваниях, простейших сестринских процедурах, основах массажа, уходе за пожилыми больными, первой медицинской помощи при неотложных состояниях, основах практической социальной работы. В учебный план введены курсы духовных дисциплин. Основным из них является курс «Духовные основы милосердия». Мы считаем, что это способствует укреплению и осмыслению веры учащимися, а также овладению знаниями, необходимыми для духовной помощи больным.

По окончании этого курса мы выдаем слушателям, успешно сдавшим итоговый экзамен, удостоверение младшей медицинской сестры по уходу за больными.

—  Что включает в себя научная деятельность института?

—     Научные исследования в основном носят прикладной характер и посвящены улучшению диагностики и совершенствованию способов лечения и профилактики ведущих заболеваний человека с учетом региональных особенностей. Нами они проводятся по трем ведущим направлениям. Это  совершенствование первичной медицинской помощи и формирование общей врачебной практики на региональном уровне,    исследование механизмов адаптации и пути их оптимизации,     клинико-эпидемиологические и лечебно-профилак­тические аспекты регионально-значимых заболеваний.

professuraНаш Институт участвует в международных научно-исследовательских проектах, конкурсах, получает гранты. Это Канадско-Российский проект «ТАСИС» по реформированию общественного здравоохранения России, а также программа ВОЗ по борьбе с туберкулезом (ВОЗ ЦКЗ США и АМР США), проект сотрудничества в научной, технологической и производственной областях (Фонд сотрудничества Россия-АСЕАН — Russia-ASEAN Fund Cooperation).

В реализации международных проектов Институт активно взаимодействует с органами исполнительной власти, организациями и учреждениями Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья, в их числе: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Чувашский республиканский комитет общества Красного Креста, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Чувашской Республике, Главное Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации. Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, Всемирная организация здравоохранения, Центр по контролю и профилактике заболеваний США, Агентство по международному развитию США, Канадское агентство по международному развитию (СIDA), Канадское бюро по международному образованию (CBIE).

Заключены договора о научном сотрудничестве с НИИ фармакологии ТНЦ СО РАМН (Томск), о совместной научно-исследовательской работе — с Государственным научным центром социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского в г.Москва.

Мы активно сотрудничаем с Евро-Азиатской академией общественного здоровья, Казанской государственной медицинской академией, Российской медицинской академией последипломного образования, Казанским государственным медицинским университетом, Нижегородской медицинской академией, НИИ ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза», НИИ общественного здоровья РАМН и другими ведущими вузами России.

Сотрудниками кафедр проводятся научные исследования в области медицины, разрабатываются новые методы и способы лечения, диагностики и профилактики заболеваний — получено 18 патентов РФ, 7 свидетельств РФ на программы для ЭВМ, 11 рационализаторских предложений.

Профессора, доценты и ассистенты кафедр института принимают активное участие в работе научно-практических конференций, семинаров, конгрессов регионального, российского и международного уровней, являются авторами учебников и учебных пособий, утвержденных Минздравсоцразвития России и Чувашии. В 2008 году совместно с ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет» была проведена Секция «Информационные технологии в медицине» Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в профессиональной деятельности и научной работе».

Мы также курируем инновационные проекты, получившие поддержку Правительства Чувашской Республики.

Для лечебно-профилактических учреждений здравоохранения республики нашими сотрудниками разработаны три изделия медицинского назначения. В практику здравоохранения внедрено   7 программных продуктов с получением свидетельства Российской Федерации.

Соискателями и сотрудниками института защищены
23 кандидатские и 4 докторские диссертации. А в настоящее время в институте проводится научная работа по 15 докторским и 43 кандидатским исследованиям.

С 2004 года в Чувашской Республике на базе Института усовершенствования врачей проводится подготовка к изданию научно-практического медицинского журнала «Здравоохранение Чувашии». Ежегодно выпускается четыре номера журнала, посвященных актуальным вопросам медицины и социальной политики республики.

Не забываем мы о и прошлом. Музей «История медицины Чувашии», первые экспозиции которого были созданы в 2007 году на базе нашего Института, постоянно расширяет фонды и проводит тематические выставки. Исторические вехи развития здравоохранения Чувашии будут представлены, начиная с 2010 года, в здании по адресу Красная площадь, д.1.

—  Важнейшим показателем, определяющем долгосрочное развитие общества в том или ином направлении, было и остается качество образования. Как у вас решается этот вопрос?

—  Послевузовские образовательные учреждения имеют свои системы гарантий качества образования, основанные на соответствии их учебных программ, материальных ресурсов, научно-методического обеспечения, кадров и структуры управления определенным требованиям, предъявляемым со стороны общества, личности и государства. Этому вопросу мы  всегда уделяли особое внимание. В 2007 году был создан отдел мониторинга качества образования. В его функции входит отслеживание уровня усвояемости знаний на разных этапах обучения. Перед началом обучения слушатели проходят входное тестирование. В зависимости от полученных показателей уровня знаний учебный план группы слушателей может быть изменен и адаптирован в соответствии с потребностями обучающихся. По окончании обучения проводится выходное тестирование, на основании которого анализируется работа курсантов. Результаты выходного тестирования служат одним из оснований выдачи сертификата. Для оценки качества работы преподавателей была разработана система, включающая такие показатели, как востребованность материала для практической деятельности врача, расширения его кругозора.

—  Скажите несколько слов о сотрудниках института.

—  Принцип работы нашего коллектива такой же, как и у всех врачей мира, — «не навреди». А еще — в каждом человеке видеть индивидуальность, распознать потенциал каждого и правильно его использовать, ставя те задачи, которые сотрудник сможет выполнить. Так как каждый человек — это уникальная личность со своим характером, своими проблемами и надеждами, важно чтобы на работе был особый микроклимат доброжелательного сотрудничества, ведущего к высокому результату.

Для образовательной деятельности мы привлекаем преподавателей с большим опытом работы в высших медицинских учебных заведениях и высококвалифицированных практикующих врачей с высшей врачебной категорией, имеющих ученые степени.

Штатные сотрудники Института имеют возможность пройти обучение в ведущих академиях и институтах последипломного образования по актуальным проблемам здравоохранения.

Наши преподаватели прошли подготовку по управлению и экономике здравоохранения в Йоркском и Килльском университетах (Великобритания), в Национальном институте здравоохранения в Риме (Италия) и в медицинских учреждениях Канады.

Сами сотрудники Института проводят подготовку организаторов здравоохранения нового типа, владеющих современными методами менеджмента и маркетинга, экономики и психологии, социологии и медицинского права.

Ляйсан Халикова