Договор на оказание платных медицинских услуг: правила составления, права и обязанности сторон


Развитие рыночных отношений в медицине ставит перед медицинскими работниками трудную задачу: грамотно оформить эти отношения на бумаге. При обращении пациента за платной медицинской помощью возникает необходимость подписать договор на оказание платных медицинских услуг, в котором будут определены условия заключаемого договора. Следовательно, содержание договора должно включать все условия, имеющие значение для последующего исполнения договора: виды медицинских услуг, их стоимость, срок оплаты и срок оказания услуг, права и обязанности сторон, ответственность сторон за нарушение условий договора и др.

Поскольку медицинская организация предлагает пациенту подписать договор по типовому образцу, подготовленному медицинским учреждением, следует иметь ввиду следующее. Договор на оказание медицинских услуг, подготовленный медицинским учреждением, может быть признан договором присоединения. Согласно гражданскому законодательству договором присоединения признается договор, условия которого были определены одной из сторон в стандартной форме и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. В этом случае присоединившаяся к договору сторона вправе требовать расторжения или изменения договора, если договор лишает ее прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для нее условия, которые она не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

Кроме того, следует помнить о том, что на правоотношения между медицинским учреждением и пациентом распространяется законодательство о защите прав потребителей, а оно, как известно, исходит из приоритета прав потребителя (как более слабой, незащищенной стороны) над правами исполнителя (продавца).

Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1  «О защите прав потребителей» (далее — Закон) предусмотрены следующие права потребителя услуг:

1)   право на надлежащее качество услуг;


2)   право на безопасность услуг для жизни и здоровья;

3)   право на информацию об исполнителе услуг и о самих услугах.

В соответствии со ст. 4 Закона качество медицинской услуги должно соответствовать договору, а также требованиям, установленным законами или в установленном ими порядке (например, в стандартах оказания медицинской помощи).

Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (ст. 7 Закона).


Информация об исполнителе и об услугах должна быть доведена до сведения потребителей в наглядной и доступной форме при заключении договора об оказании услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (ст. 8 Закона).

Как видно, указанная норма рассчитана на потребителей — граждан Российской Федерации и не учитывает тот факт, что потребителями могут выступать иностранные граждане. Поэтому в части определения языка информации она довольно проблематична.

На мой взгляд, в случае заключения договора с иностранным гражданином, не владеющим русским языком, договор необходимо составить на двух языках — на русском языке и на языке иностранного гражданина. Поскольку договор должен быть составлен в соответствии с российским правом, необходимо исходить из формулировок на русском языке, принятых в российском праве, использовать понятийный аппарат российского права и только после этого переводить договор на иностранный язык.

При составлении договора на двух языках важно указать, какой язык признается предпочтительным в случае разночтений. Норма договора может выглядеть следующим образом: «Настоящий договор составлен на русском и английском языках, в двух подлинных
экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. В случае расхождения между текстами на русском и английском языках преимущество имеет текст на русском языке».

В отношении пациентов, пользующихся платными медицинскими услугами, действуют все права, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1. Пациент имеет право на:

1)   уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2)   выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3)   обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4)   проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5)   облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6)   сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

7)   информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

8)   отказ от медицинского вмешательства;

9)   получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в доступной для понимания форме, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10)   получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11)    возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12)    допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13)    допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

В Правилах предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27) некоторые из перечисленных прав раскрыты более подробно. Например, указано, что медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.

При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг следует руководствоваться Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.

Пациент вправе по своему выбору:

— назначить новый срок оказания услуги;

— потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

— потребовать исполнения услуги другим специалистом;

— расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом РФ «О защите прав потребителей» или договором. По соглашению сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.

Пациенты, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:

1) оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;

2) выполнять требования врачей, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги (строго соблюдать медицинские рекомендации лечащего врача и т.п.), включая сообщение необходимых для этого сведений (об известных пациенту аллергических реакциях на какие-либо лекарственные препараты, о перенесенных заболеваниях и возникших вследствие этого осложнениях и т.д.).

Обязанности пациента должны быть четко отражены в договоре.

Согласно ст. 32 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан медицинское учреждение обязано получить информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство. Следовательно, ответственность за надлежащую информированность пациента возложена на медицинское учреждение. Поэтому составление договора, позволяющего обеспечить информированность пациента о медицинской услуге — задача медицинского учреждения. Решение этой задачи — трудный, но необходимый процесс, гарантирующий соблюдение интересов обеих сторон.

Э.И. Мухитова,

правовой консультант