Ключевым звеном в постановке диагноза является лабораторная диагностика. От корректности результата зависит точность диагноза. На этой неделе специалисты лабораторной диагностики, прошедшие цикл подготовки, сдают экзамен и аттестуются на получение квалификационной категории. Мы решили поговорить с заведующим кафедрой клинической лабораторной диагностики КГМА, профессором Цибулькиным Анатолием Павловичем о современной ситуации в подготовке квалифицированных кадров для лабораторной диагностики.
— Расскажите, пожалуйста, какие требования сегодня предъявляются к специалистам лабораторной диагностике?
— Если говорить о подготовке кадров для лабораторной диагностики, то нужно учесть, что в системе практического здравоохранения существует 2 штатные единицы для специалистов лабораторной диагностики: это врач клинической лабораторной диагностики и биолог клинико-диагностической лаборатории. Эти специалисты требуют разного исходного образования и имеют свои особенности в обязанностях. Врач клинической лабораторной диагностики, конечно, имеет массу добавочных функций и прежде всего он должен поддерживать связь между лабораторией и стационаром, то есть реально оценивать ситуацию по полученным лабораторным исследованиям, по вопросу клинической значимости полученных результатов. Однако, клиническая лабораторная диагностика, пожалуй, единственная специальность, по которой в учреждениях высшего медицинского образования нет специальной подготовки. Такие кафедры только начинают создаваться. Поэтому полноценное образование, начинается только в постдипломный период. Кафедра планирует свою работу, начиная подготовку специалиста с азов, это освоение специальности, в которой более 500 часов учебного нагрузки с расширенной практической подготовкой.
— Как происходит обучение? Кто ваши ученики?
— Этот год у нас особенный. 42 год своей деятельности кафедра начинает в капитально отремонтированном помещении, для кафедры отведен целый этаж в учебно-административном корпусе академии. Здесь помещаются лекционный зал, просторные холлы и переоборудованные рабочие и учебные комнаты. Проходят обучение 24 курсанта цикла первичной подготовки, 16 интернов и 9 клинических ординаторов. По положению, врачи, закончившие ВУЗ, обучаются специальности через интернатуру и клиническую ординатуру, интерес к которым в последние два года только растет. Это связано с тем, что изменились требования в лечебных учреждениях к специалистам лабораторной диагностики: оборудование становится все сложнее, перечень исследований многократно вырос, и, чтобы осмыслить полученные результаты, требуется врачебное образование. Поэтому на первый план выходит потребность в специалистах с высшим медицинским образованием.
— Есть ли характерные особенности в обучении специалистов?
— Программа теоретической подготовки включает лекции по клинико-диагностическому значению групп лабораторных показателей и по изучению диагностического алгоритма наиболее распространенных заболеваний человека. Во многих случаях наиболее качественная подготовка основана на изучении ведущих механизмов заболеваний. Наша кафедра работает над ростом качества и уровня знаний специалистов. В курс входит общетеоретическая подготовка, обучение практическим навыкам и практика на базе лечебных учреждений, с которыми у нас заключены соглашения о взаимопомощи. Для постоянного совершенствования знаний кадров предусмотрено участие в конференциях, тематика которых достаточно широка. Здесь слаженно работает тройственный союз, состоящий из Министерства здравоохранения, который обеспечивает приезд врачей, сотрудников кафедры, специалисты которой готовят доклады о практически важных изменениях в работе, и спонсоров, которые обеспечивают проведение мероприятия на хорошем техническом уровне. Только в результате непрерывной тщательной подготовки совершенствуется хороший специалист по лабораторной диагностике, который теоретически по механизму развития заболевания способен будет предопределить всю симптоматику и весь перечень лабораторных анализов. Наиболее грамотные специалисты могут выявить весь перечень лабораторных показателей, которые должны быть оптимально проведены у этого больного в свое время. По решению Минздравсоцразвития РФ ряд кафедр, в том числе и наша, получили в рамках программы «Здоровье» комплекты оборудования в объеме лота №1, что сразу решило многие вопросы оснащения кафедры. И как следствие, отмечают, что ситуация с качеством подготовки работников лабораторий в Татарстане изменилась в лучшую сторону. Я думаю, что связано это и с тем, что наша кафедра очень бережно относится к своим кадрам, коллектив у нас дружный и постоянный. На качественный уровень педагогики преподаватели выходят только после многолетней профессиональной деятельности. Все больше убеждаюсь, что творческая работа преподавателя кафедры клинической лабораторной диагностики со слушателями напоминает труд востребованного актера: два часа – моноспектакль (лекция), а затем четыре часа – мастер-класс (практика), хотя в роли «зрителей» находятся специалисты-профессионалы. Чтобы зал был полон, необходима постоянная работа над собой со сменой не только декораций (мультимедийное сопровождение) моноспектакля, но и большей части самого текста.
— Как вы видите работу современной лаборатории в лечебном учреждении?
— В сферу обязанностей врача клинической лабораторной диагностики, кроме качественного выполнения современных исследований, входит также и установление тесных связей с клинцистами с целью наиболее полноценного диагностического использования полученной информации. Одновременно врач должен быть готов выполнять функции заведующего лабораторией с внедрением более совершенных методов исследования, разработкой, при консультациях с главным врачом, программ долгосрочного развития лаборатории с планами закупки необходимого лабораторного оборудования. К сожалению, главные врачи не всегда понимают острую необходимость тонких лабораторных исследований. Если УЗИ и томография помогают обнаружить уже сформировавшиеся дефекты, то лаборатория помогает выявить то, что еще не сформировалось, а находится только на уровне функциональных изменений, которые можно лечить и пока можно предотвратить органические поражения. Там, где главные врачи это понимают, развитие лабораторий идет в ногу со временем. Вообще такой союз, как клиницист, главный врач, и лабораторный диагност позволяет им находиться в тесном контакте для успешного развития медицинского учреждения. К сожалению, сейчас часто существует разрыв между лабораторией и стационаром, когда специальная подготовка клинициста в лабораторной диагностике недостаточна, а специалист лаборатории не имеет реальной возможности помогать в оценке полученных результатов. Мы всегда для этого готовим одного ведущего специалиста, чаще всего это заведующий лабораторией, который должен оценивать качество работы и объединять группу работающую со стационаром. Это работа достаточно сложная, такие специалисты в Казани есть и ценятся в больницах как главными врачами, так и практикующими врачами.
Айгуль Гайнутдинова