«Двенадцатая городская» в эпоху ренессанса: кадры, оснащение, качество


 «Двенадцатая городская» в эпоху ренессанса: кадры, оснащение, качествоКак и в любой другой сфере деятельности, в медицине существуют организации, находящиеся в либо государственной, либо в частной собственности. Плюсы и минусы в организации лечебно-диагностического процесса существуют и в том и другом случаях, но есть варианты, которые могут объединить преимущества крупных государственных больниц и их мощной технической базы, с заинтересованностью в пациенте, которую встречаем в частных клиниках. Ближайший пример такого взаимодействия  — Городская клиническая больница №12 г.Казани, находящаяся в акционерной собственности. В   энциклопедии «Лучшие люди России» отмечено: «Лишь незаурядный человек сумел бы создать на базе городского лечебно-профилактического объединения первое в стране акционерное общество открытого типа, показав тем самым пример интеграции медицинской организации в рыночную экономику». В данной статье речь идет о руководителе ОАО «Городская клиническая больница № 12» Тауфике Феткрахмановиче Сафине.  С ним мы и ведем беседу о деятельности лечебного учреждения, можно сказать, уникального происхождения.

С чего начиналась Ваша работа в Городской клинической больнице № 12? Как родилась идея преобразования больница в акционерное общество?

— Все началось с договоренности. Наше совместное коллективное  желание общими усилиями трудового коллектива, своим трудом и заработанными средствами поднять лечебное учреждение на новый уровень.  В 1992 году на законных основаниях мы взяли лечебное учреждение в аренду, а в 1994-м провели приватизацию лечебно-профилактического учреждения, преобразовав арендное предприятие в открытое акционерное общество. На средства трудового коллектива мы выкупили 40% акций, а 60% акций осталось в собственности коммунальной службы (сейчас в собственности муниципалитета). Таким образом, уже 17 лет мы являемся открытым акционерным обществом. Тайным голосованием меня выбрали руководителем. Уже на четвертый срок меня переизбирают генеральным директором.

 «Двенадцатая городская» в эпоху ренессанса: кадры, оснащение, качество Тауфик Феткрахманович, расскажите, пожалуйста, чем ваша больница принципиально отличается от других лечебно-профилактических учреждений?

— Здание нашей больницы строилось пленными немцами, и почти сразу после войны в 1949 году больница открылась как первая многопрофильная клиника. В 1974 году был построен лечебный корпус, а теперь наша больница  – единственное учреждение во всей Российской Федерации, в состав которого входит крупная поликлиника, круглосуточный травмпункт, женская консультация, Республиканский центр профпатологии, межрайонная лаборатория и крупный стационар, который сегодня работает в режиме больницы скорой помощи.


У нас девять клинических профилей, по которым мы работаем, а именно: хирургия и урология, травматология и ортопедия с самыми продвинутыми оперативными вмешательствами, например, эндопротезирование, артроскопия суставов и так далее,  кардиология, гастроэнтерология,  пульмонология с торакальной хирургией,  оториноларингология с онкологией, неврология, профцентр и  мощное отделение анестезиологии и реанимации на 22 койки, которое  также работает в круглосуточном режиме.

Ежегодно в нашей больнице проходят лечение более 15 000 человек, до 30 000 больных доставляет скорая помощь. Из них 15-16 тысяч остаются на стационарном лечении, в круглосуточном режиме проводится 5-6 тысяч операций. Больница работает и в праздники, и в выходные. Работа у нас очень напряженная. В наших амбулаторно-поликлинических подразделениях ежегодно принимается 400-450 тысяч человек – это достаточно внушительная цифра. В штате нашей больнице более 1000 человек, и как руководитель, могу сказать, что наш трудовой коллектив работает очень самоотверженно, что называется, на совесть.

 «Двенадцатая городская» в эпоху ренессанса: кадры, оснащение, качествоЕще 20 лет назад мы начали претворять в жизнь программу национального проекта, взяв на себя обязанности государства, у которого не хватало возможностей. Мы начали укреплять материальную базу, обеспечивать трепетное отношение к людям со стороны медицинского персонала. У нас несколько иная форма медицинского сервиса – так называемая двухступенчатая форма обслуживания больных. То есть пациент обслуживается врачом и медсестрой. Младший же медицинский персонал занимается исключительно уборкой помещений. Необходимо отметить, что уборка проходит утром и вечером, чтобы не мешать лечебно-диагностическому процессу.

Лечение и уход за пациентами осуществляется подготовленными специалистами. В палатах работают сестры милосердия – медсестры, закончившие учебное заведение не более пяти лет назад. Более же подготовленные, аттестованные медсестры, медсестры с высшей категорией или высшим образованием вместе с врачом обслуживают больных. Все это поднимает эффективность работы и выгодно экономически: к примеру, по штатному расписанию нам положено иметь около 100 санитарок, но у нас работает 45 санитарок по уборке помещения. В результате, в нашей больнице больше чистоты и порядка, больные получают лечение при помощи высококвалифицированного персонала, а экономические затраты меньше. По такому принципу работают медицинские учреждения в развитых странах.


У нас достаточно хорошие показатели выздоровления больных по сравнению с аналогичными показателями других больниц, работающих в режиме скорой медицинской помощи. 98% больных, прибывших на скорой медицинской помощи, выписывается из нашей больницы – это очень хороший показатель. Послеоперационная смертность на такое большое количество операций у нас ниже 1% — это удивляет многих, об этом пишут средства массовой информации.

Мы очень ответственно подходим к подбору персонала: кадры мы отбираем по конкурсу. У нас достаточно высокий процент аттестованных работников, все наши сотрудники сертифицированы, серди них много кандидатов наук, 15 врачей имеют звание заслуженных врачей Республики Татарстан.

 «Двенадцатая городская» в эпоху ренессанса: кадры, оснащение, качествоДля каких кафедр ваша больница является клинической базой?

В нашей больнице ведут свою научно-практическую деятельность кафедра профпатологии Республиканского центра профпатологии – единственная в нашей республики.  Также кафедра оториноларингологии КГМА и кафедра гигиены труда КГМУ.

Как Вы сами оцениваете уровень медицинской помощи, оказываемой специалистами вашей клиники?

— Наша больница по уровню оказания медицинской помощи населению соответствует самым высоким мировым стандартам. Да, по сравнению с зарубежными клиниками у нас есть слабое место – оснащенность медицинской техникой (оно у нас находится на уровне Российской Федерации). Все наше оборудование в основном зарубежного производства. Содержание отделений и помещений соответствует требованиям санитарных норм, принятых Российской Федерацией. И эти нормы значительно выше и строже, чем за рубежом. Если говорить об операционных, то это «особо чистые» операционные с подачей чистого воздуха, окна заложенные, и конечно, как в ведущих клиниках зарубежья – звучит музыка.

Мы на хорошем уровне обеспечиваем больных диетическим питанием – в этой области наша организация одна из лучших в республике. Лекарственное обеспечение наших больных также находится на нужном уровне: пациенты практически не приобретают медикаменты за свои средства. В больнице работает аптека, работающая по совершенно иному принципу, нежели другие аптеки.

У нас внедрено электронное ведение медицинской документации. Это обуславливает высокоэффективную работу и связь между подразделениями. Введена в действие и успешно функционирует компьютерная программа Информационно-аналитическая система управления (ИАСУ), подсистема поликлиника, что позволяет проводить предварительную запись на исследования и консультации врачей, сразу же на приеме врача с выдачей талона с указанием даты и времени назначенной процедуры отслеживать данные результатов обследования, стационарное лечение в отделениях клиники.

 «Двенадцатая городская» в эпоху ренессанса: кадры, оснащение, качествоРаботаем мы в системе обязательного и добровольного медицинского страхования, оказываем и платные услуги, но поступление средств от платных услуг составляет не более 15% всего бюджета, и это исключительно добровольное желание граждан. Платные услуги оказываются всеми специалистами в круглосуточном режиме все дни недели. У нас лечатся граждане и других регионов, и иностранные граждане. Иностранцы удивляются, тому факту, что за такие небольшие деньги мы проводим современные исследования и современные операции. В отличие от аналогичных исследований за рубежом они обходятся пациентам дешевле в 25-50 раз. Об этом знает весь мир: медицинская помощь в нашей стране значительно доступнее, нежели чем за рубежом, и при этом не уступает по уровню другим странам. Кроме этого, мы сохранили свои права на получение льгот и «надбавок» к заработной плате врачей, как для специалистов, работающих в бюджетных клиниках.

Разработанная в нашем учреждении концепция оказания медицинской помощи называется клиническим менеджментом. Через руководителей подразделений идеи воплощаются в жизнь. И результаты очень хорошие. Это видит население, оценивает наш вклад в здравоохранение и правительство. У нас очень интересно поставлена работа с населением: раз в год мы проводим социологические исследования удовлетворения населения лечебно-диагностическим процессом в стационаре и поликлинике. Цифры показывают, что на настоящий момент более 90% населения полностью удовлетворены медицинским обслуживанием и высоко оценивают наш труд. В то же время, если имеются предложения, мы их принимаем и стараемся воплотить в жизнь. Таким образом, люди видят, что мы прислушиваемся к их мнению. Мы знаем о проблемах со здоровьем, которые существуют у населения, мы знаем пути преодоления серьезных проблем. Кроме программ принятых в республике у нас есть свои краткосрочные и среднесрочные программы. Трудовой коллектив больницы настроен на очень серьезную работу, и в первую очередь мы предъявляем высокие требования себе – руководителям подразделений.

 «Двенадцатая городская» в эпоху ренессанса: кадры, оснащение, качествоКак поставлена амбулаторно-поликлиническая помощь в вашей больнице?

— Амбулаторно-поликлиническая помощь в поликлинике ОАО «ГКБ №12» оказывается по участково-территориальному принципу прикрепленному населению в соответствии Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Республики Татарстан. Прием участковым врачом общей практики (терапевтом), оториноларингологом, хирургом, неврологом, офтальмологом, эндокринологом, урологом, онкологом и другая медицинская помощь оказываются бесплатно для пациента, при обязательном наличии полиса обязательного медицинского страхования и паспорта, исключение составляет необходимость в оказании экстренной медицинской помощи. Пациенты, прикрепленные полисом ОМС к поликлинике, в соответствии с законодательством РФ имеют право выбора лечащего врача общей практики с учетом его согласия.

Первичное прикрепление к поликлинике происходит через участкового врача общей практики (терапевта), имея при себе паспорт, полис ОМС, результаты флюорографии органов грудной клетки, сертификат (справку) и наличии прививок. Первичный прием и оказание первичной медицинской помощи осуществляет участковый врач общей практики, от него также зависит тактика дальнейшего наблюдения и ведения пациента. Врачи-хирурги, неврологи, офтальмологи и другие врачи-специалисты ведут прием после осмотра и направления к ним врачом общей практики. Пациенты, состоящие на диспансерном учете у врача-специалиста, первично могут обратиться к нему же для диспансерного осмотра.

В поликлинике введен порядок предварительной записи к своему участковому врачу по телефону регистратуры и прямому телефону кабинету участкового врача, с оставлением талона на прием в удобное время. Вызов врача общей практики на дом осуществляется в регистратуре лично или по телефону, а также по прямому телефону кабинета участкового врача. Вызов на дом врачей-специалистов осуществляется через участкового врача. Прием пациентов в поликлинике врачи  общей практики и врачи-специалисты ведут по утвержденному графику работы.

По каждому участку составлена и доставлена до каждого дома и квартиры «Информационная справка», в которой указывается на каком врачебном участке проживает пациент, данные участкового врача, медсестры, номера  телефонов регистратуры, кабинета участкового врача, заведующего отделением, заведующего поликлиникой, порядок работы поликлиники, какую медицинскую помощь может получить пациент, порядок прикрепления к поликлинике. Каждому пациенту на дому и на приеме выдается визитная карта с данными участкового врача и медсестры, номерами телефонов кабинета.

 «Двенадцатая городская» в эпоху ренессанса: кадры, оснащение, качествоОрганизована работа всех кабинетов ВОП и узких специалистов в утренние часы понедельник и пятницу с учетом основного потока обращения пациентов в поликлинику. Пациенты поликлиники могут воспользоваться самыми современными инструментальными и лабораторными методами диагностики, получить медицинскую помощь в отделении реабилитации. В составе которого имеется широкий спектр всех видов физиотерапевтического лечения, массажа и мануальной терапии.

С какими казанскими клиниками вы взаимодействуете? 

— Со многими.  Мы тесно взаимодействуем с МКДЦ, РКБ №2 МЗРТ, РКОД МЗ РТ, то есть, практически со всеми ведущими клиниками Казани. И не только Казани. У нас есть связь с клиниками США, Финляндии, Китая.

 — А специалисты вашей больницы выезжают за рубеж на обучение?

— Да. Многие врачи ведут и научную деятельность, совмещая свои разработки с практикой. Им необходимо проходить обучение за границей, поскольку для нас важно внедрять инновационные методы.

Екатерина Лобанова

 

Решением Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 июля 2011 года ОАО «Городской клинической больницы №12» присуждено I место в номинации «За сокращение травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях непроизводственной сферы» республиканского этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». 

Сафин Тауфик Феткрахманович – генеральный директор ОАО «Городская клиническая больница № 12», заслуженный врач Республики Татарстан и Российской Федерации, отличник здравоохранения СССР, академик Международной академии управления, доктор медицины и делового администрирования. Помимо всего этого, Тауфик Феткрахманович является лауреатом множества международных конкурсов в Санкт-Петербурге, Москве, Париже и других городах.   2 января 2008 года в связи с 70-летием указом президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева Тауфик Фаткрахманович награждён Орденом за заслуги перед Республикой и стал таким образом первым врачом в республике, удостоенным этой чести.