Не все врачи готовы работать с дженериками. Что говорить о пациентах, которые не понимают ни их значения, ни их преимуществ. «Дешевый сыр бывает только в мышеловке» — подобные условности добавляют страха пациентам, готовым отдать любые средства, лишь бы «купить» здоровье. Находясь в пограничном положении между недоверием покупателей к дженерикам, и желанием действовать исключительно в интересах здоровья пациента и его экономического благополучия, фармацевт должен уметь разъяснять все преимущества копий дорогих, впервые синтезированных оригинальных препаратов. О нюансах этого вопроса мы поговорили с руководителем управления контроля за фармацевтической деятельностью ГУП «Таттехмедфарм» Анной Евгеньевной Потаповой.
— Как реагируют покупатели на появление дженериков на фармацевтическом рынке?
— Начнем с того, что все зарегистрированные препараты на лекарственном рынке делятся на оригинальные и дженерики.
Оригинальные препараты разрабатывают крупнейшие фармпроизводители, которые проводят все клинические исследования на их биодоступность, биоэквивалентность, на все побочные действия. Проверка на безопасность и эффективность ведется всеми возможными способами, для чего в течение 10-15 лет проводятся клинические испытания с привлечением большого количества людей и технических ресурсов, и все эти затраты включаются в стоимость нового лекарства. Здесь же учитываются расходы на маркетинг, обучение врачей и провизоров, затраты на постмаркетинговые исследования после вывода препарата на рынок с целью получения более широких данных по его безопасности. В среднем, на вывод одного препарата требуется порядка одного миллиарда долларов, поэтому во время действия патентной защиты фармацевтическая компания старается окупить свои затраты, заработать на последующие разработки и получить прибыль. Всем этим и объясняются высокие цены оригинальных препаратов.
Когда срок действия патентной защиты заканчивается, на фармацевтическом рынке появляются препараты-дженерики, которые по сути своей являются препаратами-копиями оригинальной таблетки. Возникает логичный вопрос – почему они дешевле? А дешевле они потому, что последующим производителям не нужно тратиться на их разработку, они работают с уже готовым лекарственным продуктом, нет необходимости доказывать в больших исследованиях безопасность и эффективность – это в свое время сделала компания-разработчик. Именно поэтому цена дженерика существенно ниже. Дженерики – это другая отрасль фармацевтической промышленности. Приходя в аптеку, покупатель имеет право выбора, поэтому фармацевт должен предложить ему как оригинальный препарат, так и несколько дженериков.
— Каков объем реализации дженериков на российском фармацевтическом рынке?
— На российском фармацевтическом рынке объем реализуемых дженериков составляет около 70% от всех препаратов. Такие высокие показатели объясняются экономической выгодой как со стороны покупателя, так и со стороны производителей. Огромное преимущество дженериков заключается в том, что эти лекарственные средства доступны для любых слоев населения. Они содержат те же вещества, однако их себестоимость в разы ниже, чем у оригинальных препаратов.
— Какую тактику должен выбрать фармацевт, чтобы объяснить это покупателю?
— В своей работе фармацевт должен прежде всего объяснить, что дженерик – это не подделка, как думают многие, а лекарственное средство, содержащее те же действующие вещества, что и в оригинальных, но более дорогих препаратах. То есть – его аналог. Но основная задача, конечно, это довести максимальную информацию до покупателя: ознакомить с инструкцией по применению лекарственного препарата, озвучить все его побочные действия, а также адреса и телефоны фирмы-производителя, в случае возникновения у покупателя вопросов, предложений, или претензий.
— По-вашему, фармацевт будет первым источником, повышающим имидж дженериков отечественного производства у населения?
— В настоящее время отечественная фармацевтическая промышленность всесторонне развивается, во многом благодаря государственным программам. К тому же развитая рекламная индустрия существенно повышает доверие пациентов к отечественной фармацевтической продукции. Фармацевту необходимо помнить, что для него важный показатель — это лояльность пациента. Он просто не сможет лечиться, если аптечный ассортимент будет сплошь состоять из оригинальных дорогостоящих препаратов, где нет половины привычных для него лекарств.
— Могут ли дженерики стать панацеей в решении проблемы, когда на лечение тяжелых заболеваний тратятся миллионы рублей и государству наносится экономический ущерб?
— Конечно, широкое применение дженериков позволяет более рационально расходовать средства бюджета, выделяемые на лекарственное обеспечение населения. В то же время, выбор препарата определяет лечащий врач индивидуально, так как в лечении заболевания отдельно взятого человека может оказать свою эффективность «личный» препарат. При этом пациенту надо знать, что дженерики хорошо зарекомендовали себя на фармацевтическом рынке России. В этом вопросе важно находить золотую середину и найти тот оптимальный баланс стремлений и качеств, не приводящий к противоположным результатам.
Альфия Хасанова