Дженерики: быть или не быть?


Дженерики: быть или не быть?Не все врачи готовы работать с дженериками. Что  говорить о пациентах, которые не понимают ни их значения, ни их преимуществ. «Дешевый сыр бывает только в мышеловке» — подобные условности добавляют страха пациентам, готовым отдать любые средства, лишь бы «купить» здоровье. Находясь в пограничном положении между недоверием покупателей к дженерикам, и желанием  действовать исключительно в интересах здоровья пациента и его экономического благополучия, фармацевт должен  уметь разъяснять все преимущества копий дорогих, впервые синтезированных оригинальных препаратов. О нюансах этого вопроса мы поговорили с руководителем управления контроля за фармацевтической деятельностью ГУП «Таттехмедфарм» Анной Евгеньевной Потаповой.

—  Как реагируют покупатели на появление дженериков на фармацевтическом рынке?

—  Начнем с того, что все зарегистрированные препараты на лекарственном рынке делятся на оригинальные и дженерики.

Оригинальные препараты разрабатывают крупнейшие фармпроизводители, которые проводят все клинические исследования на их  биодоступность, биоэквивалентность, на все побочные действия. Проверка  на безопасность и эффективность ведется всеми возможными способами, для чего  в течение 10-15 лет проводятся клинические испытания с привлечением большого количества людей и технических ресурсов, и все эти затраты включаются в стоимость нового лекарства. Здесь же учитываются расходы на маркетинг, обучение врачей и провизоров, затраты на постмаркетинговые исследования после вывода препарата на рынок с целью получения более широких данных по его безопасности. В среднем, на вывод одного препарата требуется порядка одного миллиарда долларов, поэтому  во время действия патентной защиты фармацевтическая компания старается окупить свои затраты, заработать на последующие разработки и получить прибыль. Всем этим и объясняются высокие цены оригинальных препаратов.

Когда срок действия патентной защиты заканчивается, на фармацевтическом рынке появляются препараты-дженерики, которые по сути своей являются препаратами-копиями оригинальной таблетки.  Возникает логичный вопрос – почему они дешевле? А дешевле они потому, что последующим производителям не нужно тратиться на их разработку, они работают с уже готовым лекарственным продуктом, нет необходимости доказывать в больших исследованиях безопасность и эффективность – это в свое время сделала компания-разработчик. Именно поэтому цена дженерика существенно ниже.  Дженерики – это другая отрасль фармацевтической промышленности. Приходя в аптеку, покупатель имеет право выбора,  поэтому  фармацевт должен  предложить  ему как оригинальный препарат, так и несколько дженериков.


—  Каков объем реализации дженериков на российском фармацевтическом рынке?

—  На российском фармацевтическом рынке объем реализуемых дженериков составляет около 70% от всех препаратов. Такие высокие показатели объясняются экономической выгодой как со стороны покупателя, так и со стороны производителей. Огромное преимущество дженериков заключается в том, что эти лекарственные средства  доступны для любых слоев населения. Они содержат  те же вещества, однако их себестоимость в разы ниже, чем у оригинальных препаратов.

—  Какую тактику должен выбрать фармацевт, чтобы объяснить это покупателю?

—  В  своей  работе фармацевт должен прежде всего объяснить, что дженерик – это не подделка, как думают многие, а лекарственное средство, содержащее те же действующие вещества, что и в оригинальных, но более дорогих препаратах.  То есть –  его аналог. Но основная задача, конечно,   это довести максимальную информацию до покупателя: ознакомить с инструкцией по применению лекарственного препарата, озвучить все  его побочные действия, а также адреса и телефоны фирмы-производителя, в случае возникновения у покупателя  вопросов, предложений, или  претензий.


—  По-вашему, фармацевт будет первым источником, повышающим имидж  дженериков отечественного производства у населения?

—  В настоящее время отечественная фармацевтическая промышленность всесторонне развивается, во многом благодаря государственным программам.  К тому же развитая рекламная индустрия  существенно повышает доверие пациентов к отечественной фармацевтической продукции. Фармацевту необходимо помнить, что для него важный показатель это лояльность пациента. Он просто не сможет лечиться, если аптечный ассортимент будет сплошь состоять из оригинальных дорогостоящих препаратов, где нет половины привычных для него лекарств.

—  Могут ли дженерики стать панацеей в решении проблемы, когда на  лечение тяжелых  заболеваний  тратятся миллионы рублей и государству наносится экономический ущерб?

—  Конечно, широкое применение дженериков позволяет более рационально расходовать средства бюджета, выделяемые на лекарственное обеспечение населения.  В то же время, выбор препарата определяет лечащий врач индивидуально, так как в лечении заболевания отдельно взятого  человека  может оказать свою эффективность   «личный» препарат. При этом пациенту надо знать, что дженерики хорошо зарекомендовали себя на фармацевтическом рынке России. В этом вопросе  важно  находить золотую  середину и найти тот оптимальный баланс стремлений и качеств, не приводящий к противоположным результатам.

Альфия Хасанова