Экзаменационный стресс — причина эрозивно-язвенных поражений желудка и 12пк у студентов


Студенческая  жизнь,  хоть  и  кажется  на  первый  взгляд  веселой  и  беззаботной,  полна  стрессовых  ситуаций.  После  каждой  экзаменационной  сессии,  врачи  начинают  работать  с  утроенной  силой  —  именно  в  это  время  к  нам  обращаются  студенты,  пережившие  стресс.

Ученые из Санкт-Петербургской Государственной медицинской академии им. И.И.Мечникова считают, экзаменационный стресс — тот случай, когда организм к нему не привыкает, поэтому во время сессии реакция организма отчетливо проявляется при сдаче любого экзамена.

Стресс — общая неспецифическая реакция организма на действие раздражителей самой разной природы, т. е. действие неблагоприятных физических или психологических (страх) факторов, он вызывает реакцию тревоги, имеющую нейровегетативную основу. При чрезмерных или многочисленных воздействиях развивается «болезнь адаптации» с эрозивно-язвенными поражениями гастродуоденальной системы.

Эрозивная патология гастродуоденальной системы является одной из актуальных проблем в современной гастроэнтерологии. Всё возрастающий интерес к эрозиям желудка и двенадцатиперстной кишки объясняется их широкой распространённостью. Частота эрозий при скрининговых эндоскопических исследованиях верхних отделов пищеварительного тракта колеблется от 4% до 20-30%. А при проведении эндоскопии по поводу диспептических жалоб,  эрозии гастродуоденальной слизистой оболочки обнаруживаются у 2-15% больных . Многофакторность патогенеза эрозий и острых стрессовых язв изучена. В результате экспериментальных исследований показано влияние ишемии, голодания на характер изменений слизистой оболочки желудка и локализацию острых повреждений желудочной мукозы. Согласно данным клинико-экспериментальных исследований возникновение стрессовых повреждений может быть представлено в общем виде следующим образом: стресс  вызывает ишемию слизистой оболочки желудка, а это в свою очередь приводит к повышенной проницаемости слизистой желудка. Воздействие кортикостероидных гормонов, рефлюкс желчи и панкреатического сока, усугубляют повышение проницаемости слизистого барьера. Следствием этой проницаемости является усиление обратной диффузии водородных ионов (Н+), что способствует высвобождению пепсина из главных клеток и гистамина из тучных клеток. Местное высвобождение гистамина приводит, во-первых, к усилению «back-diffusion», а во-вторых — к отеку слизистой оболочки и патологически повышенной капиллярной проницаемости. В результате этих изменений в слизистой желудка  при воздействии кислотно-пептического фактора развиваются повреждения и ульцерация слизистой оболочки желудка. Возникновения стрессовых эрозивно-язвенных дефектов, по-видимому, определяются угнетением репаративной регенерации эпителия, а не действием желудочного сока, переваривающая сила которого во время голодания значительно снижается. По современным представлениям, «желудочный барьер» состоит из двух компонентов: 1) секретируемой слизи и 2) поверхностного желудочного эпителия. Нарушение слизистого барьера при стрессовых ситуациях происходит следующим образом: гиперактивность кортикоадреналовой системы приводит к повышению выделения кортикостероидов, оказывающих двойное влияние на барьер :уменьшение секреции слизи и снижение индекса обновления клеток поверхностного эпителия. Замедление процессов клеточного обновления эпителия слизистой оболочки — основная причина снижения ее резистентности и одна из причин образования эрозий. В условиях репаративной регенерации высокодифференцированные клетки слизистой оболочки могут быть источником менее дифференцированных клеточных элементов и в случае поражения слизистой оболочки эрозиями , они могут способствовать полному восстановлению строения слизистой оболочки. В последнее время широко обсуждается вопрос о возможности участия в этиологии эрозии НР( Helicobakter pilori)

С 2003-2006гг. в Лечебно-диагностическом центре при ГВВ г. Казани обследованы 8678 человек. Пациентов с впервые выявленными эрозивно-язвенными поражениями слизистой оболочки верхних отделов ЖКТ было  32,7% (в возрасте от 14 до 90 лет).


Обследованы 579  студентов 1-5 курсов различных ВУЗов г.Казани. Пациенты обращались с жалобами, в основном, в послесессионный период.

Пациентов с эрозивно-язвенным поражением слизистой оболочки желудка и 12пк выявлено в 67,4%, а впервые — в 46,7%.

Эндоскопические признакиЧисло больных n=579
Абсолютное число%
Хр. пептический реф-люкс — эзофагит26145,0
Антральный гастрит НР50487,0
Фундальный гастрит7512,9
Пангастрит (тотальный)569,6
Язва желудка295.0
Эрозии желудка33056.9
Бульбит50186,5
Дуодено-гастральный рефлюкс13222,7
Язва луковицы36563,0
Деформация луковицы9215,8
Эрозии слизистой ДПК28449,0
Эрозии ДПК+желудка9316
УЗИ-исследование
Дискинезия желчевыводящих путей
27848
Хронические холециститы и ЖКБ8715

У 92% пациентов обострение эрозивно-язвенной патологии было связано с психоэмоциональным напряжением, вызванным  в большей степени экзаменационным периодом. У остальных не было выявлено убедительных этиопатогенетических факторов, спровоцировавших обострение.

Заключение


1. Эрозивно-язвенные поражения гастродуоденальной зоны являются наиболее распространённым заболеванием в гастроэнтерологической практике, часто эти поражения сочетаются с патологией желчевыводящих путей, что требует комбинированной терапии всех этих состояний.

2. Первичная и вторичная профилактика эрозивно-язвенных поражений гастродуоденальной зоны заключается прежде всего в профилактике психоэмоционального перенапряжения. Для повышения стрессоустойчивости необходимо  выделить фактор, вызывающий стресс и постараться устранить, смягчить или избежать его. Хорошее здоровье — лучшая защита от стресса. Поэтому для повышения стрессоустойчивости необходимо заняться физическим оздоровлением, которое включает рациональное питание, регулярные занятия физическими упражнениями, соблюдение режимов труда и отдыха, отказ от вредных привычек. Следующим важным фактором защиты от стресса является позитивная эмоциональная и  нравственная атмосфера на экзаменах.

Самигуллин М.Ф..

Казанская государственная медицинская академия