Ф.Ф. Яркаева: «Лекарственное обеспечение населения требует четких правил»


Ф.Ф. Яркаева: «Лекарственное обеспечение населения требует четких правил» Наряду с модернизацией здравоохранения:  укрепления материально-технической базы лечебных учреждений, совершенствования в области образования будущих медиков, реализации  всевозможных  кадровых программ, свое бурное развитие продолжает фармацевтическая отрасль. И ее основная социальная задача — лекарственное обеспечение населения. О том, как решается этот вопрос на федеральном и республиканском уровне мы поговорили с заместителем Министра здравоохранения РТ Фаридой Фатыховной Яркаевой.

— Какие задачи ставит правительство страны перед фармацевтической отраслью?

— Вопросы лекарственного обеспечения и мер социальной поддержки тесно связаны и достаточно широко обсуждаются в СМИ, поскольку Правительство РФ, Министерство здравоохранения РФ постоянно  возвращаются к этим вопросам. Так, после одного из таких обсуждений было введено понятие «орфанное заболевание», законодательно определено лекарственное обеспечение  пациентов, страдающих редкими болезнями. Несколько раз на обсуждение выносилась тема  «дорожной карты», много сегодня  говорится о лекарственном страховании, которое будет в будущем вводиться и реформироваться.  В марте текущего года было проведено совместное совещание министерства финансов РФ и Министерства здравоохранения РФ по вопросам региональной ответственности за лекарственные льготы.

Недавно, Министр здравоохранения России В.И. Скворцова подчеркнула, что должна быть разработана концепция лекарственного обеспечения населения  до 2020 года. Уже называются конкретные сроки для оформления проекта — декабрь 2012 года.  В связи с этим создаются экспертные группы с привлечением специалистов из различных субъектов страны. Раньше схемы лекарственного страхования, обсуждавшиеся  в 2007-2008 годах, предполагали введение лекарственного страхования вместо тех форм, которые существуют сейчас: ОНЛС, региональные льготы. Однако сегодня  речь идет о другом. В дополнение к существующим программам лекарственного обеспечения будет разрабатываться новая. Предполагается, что государство пойдет по пути возмещения стоимости лекарств  только тем гражданам страны, которые бережно относятся к своему здоровью. В зависимости от того, насколько часто человек обращается в поликлинику для диагностики различных заболеваний, проводит диспансеризацию, правильно организует свой труд и отдых и будет зависеть реализация данной программы. То есть идея новой программы лекарственного обеспечения населения будет заключаться в том, как  человек относится к своему здоровью. Будет также озвучено, каким образом будет происходить реализация  программы.  Предполагается, что стоимость лекарств будет возмещаться исходя из предельных цен производителей. Когда обсуждался данный вопрос, некоторые  эксперты высказали  мнение, что  возмещение стоимости упаковки должно производиться непосредственно пациентом, либо необходимо установить  фиксированную плату за единоразовый отпуск, как это принято в других странах.

— Каким образом  решается вопрос лекарственного обеспечения  в нашей республике?


— Реализовать региональную программу льготного лекарственного обеспечения удается  за счет детальной проработки регистра пациентов, в котором подробно указывается доза лекарственного препарата, необходимая  для каждого индивидуального пациента. Вообще, надо сказать, что в различных субъектах страны установлены различные меры социальной поддержки. В республике подобная работа продолжается уже два года.  Регистр пациентов, которым оказывается социальная поддержка был у нас введен впервые в Российской Федерации.  Такой регистр в субъектах и на федеральном уровне —  ключевой пункт в реализации программ  лекарственного обеспечения,  поскольку для установления нормативов на федеральном уровне необходимо четко представлять о каком контингенте пациентов идет речь, каково их количество. На наш взгляд, необходимо четко организовать систему, которая могла бы обеспечить каждому гражданину уверенность в том, на что он может  рассчитывать, каковы обязанности государства перед ним. В этом вопросе необходимы четкие правила игры, которых на сегодняшний день, к сожалению, нет. Например, в некоторых постановлениях  десятилетней давности было указано, что некоторые категории пациентов должны быть обеспечены всеми  лекарственными средствами. В тоже время, законы, вышедшие позже,  предполагают ограничение перечня лекарств, необходимых различным категориям пациентов. В связи с этим, сегодня мы должны подумать, каким образом обеспечить пациента необходимыми лекарственными средствами, при этом учитывая, что действует Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и существует фиксированный бюджет. И подобных  вопросов возникает достаточно много.

Если затрагивать ОНЛС, важно заметить, что тот страховой принцип, который заложен в программу, сегодня ключевой,  поскольку требуемое лечение для льготных категорий  граждан в сотни и даже тысячи раз  превышает установленные в нормативах стандарты. Понятно, что обеспечить таким образом всех пациентов просто не представляется возможным. Лекарственное страхование возможно могло бы снять часть проблем.

Что касается Татарстана, надо сказать, что  вопрос  лекарственного обеспечения вновь выявленных больных удается решать за счет перераспределения между районами. У нас есть система «Электронный магазин», которая  позволяет  регулировать эту работу.

— В каких еще вопросах фармацевтическая отрасль Татарстана занимает лидирующие позиции, помимо вышесказанного перераспределения лекарственных средств за счет районов республики?


—  В республике, одной из первых в России  был внесен запрет на продажу кодеинсодержащих препаратов. Также ведется активная разъяснительная работа с льготниками, которые отказались от набора социальных услуг. Благодаря тому, что эта работа  выстроена на уровне взаимодействия муниципальных структур, результат составил   72%.  Как правило, работа с «отказниками» в других регионах не проводится. В связи с этим, на фоне других регионов Татарстан    выглядит на порядок лучше.  Конечно, такие результаты нас не устраивают, поэтому мы будем совершенствовать методы и подходы к решению данной проблемы.   Мы понимаем, что если состояние человека позволяет ему приобрести лекарственное средство в любой аптеке за счет средств денежной компенсации, а не идти за выпиской рецепта, сложно изменить его мотивацию,   найти аргументы.  Один из ключевых моментов в вопросе предпочтения денежных выплат вместо набора социальных услуг  заключается в том, что закупка лекарственных средств происходит по Международному непатентованному наименованию (МНН), а поставка по торговым наименованиям, в связи с чем очень часто  происходит смена торговых наименований. В  портфель предложений, который сегодня формирует Министерство здравоохранения РФ, входит и вопрос решения взаимозаменяемости препаратов, их закупки по торговым наименованиям. Здесь также речь идет о регистрации препаратов. Во многих странах мира приняты дженериковые программы. МЗ РФ также в этой части готовит проект поправок.

— Какие задачи  республиканской  фармацевтической отрасли можно  обозначить?

— В первую очередь, это доступность лекарственной помощи: физическая, ценовая, ассортиментная. Еще до того, как Правительство России всерьез озаботилось вопросом доступности лекарств на селе, в нашей республике этот вопрос уже был решен.  Помимо того, что были сохранены ФАПы (по республике их насчитывается порядка 1800),  фельдшерам было дано право доставлять лекарственные средства по договорам, то есть заключив соответствующие документы  с фармацевтическими  организациями. Надо отметить, что у нас большое количество аптек на душу населения. Соответственно, конкуренция рождает ценовую и ассортиментную доступность.  Нет вопросов и в покупательской способности населения. Если продолжать разговор  о мерах социальной поддержки, проблемы в этой области существуют не только в нашей стране и республике, но и в любых развитых странах мира. Нельзя говорить, что в России это стабилизировалось с приходом рыночных отношений, хотя, конечно, многое сделано на этапе  перехода от дефицита к рыночным отношениям. Эта область всегда будет требовать вложений, соответственно и изменений. Объективно, в нашей республике реализованы многие идеи. Например то, что мы сохранили государственную сеть аптек — это очень важно в вопросе лекарственного обеспечения населения.

Альфия Хасанова