12.10.2024

— Оценивая год прошедший, хочу сказать, что он был насыщен изменениями в части регламентирования процессов, ранее этому не подвергавшимся. Появились новые законодательные акты в части лекарственного обеспечения — субъектам было передано право обеспечения пациентов, страдающих орфанными заболеваниями, с 2014 года полномочия по 7 нозологиям будут переданы субъектам. Весь год прошел под знаком обсуждения стратегии лекарственного обеспечения на различных уровнях. Мы стоим на пороге глобальных изменений. Свидетелями и активными участниками подобных изменений мы были еще в начале 2000 года, когда внедрялась система ДЛО. И сегодня понятно, что без этих шагов прорыв в сфере демографии, увеличении продолжительности жизни, выживания тех, кто десятилетие назад не выживал был бы невозможным. Республика Татарстан — это регион с большой продолжительностью жизни благодаря хорошей диагностической базе, талантливым специалистам, способным улучшать показатели ранней выявляемости заболеваний. Понятно, что чем больше средств вкладывается в медицину, тем больше задач возникает. Поэтому в вопросах лекарственного обеспечения республика находится в несколько ином положении, чем другие субъекты РФ. Мы намного раньше пришли к тому, что необходимо вводить иные подходы в вопрос лекарственного обеспечения. Свое видение, накопленный опыт дали возможность войти в число экспертной группы по созданию стратегии. Это, безусловно, говорит о многом.

Понятно, что внедрение стратегии — это революционное изменение, которое затрагивает интересы большого количества людей, причем тех, кто нуждается в медицинской помощи. И один неверный шаг может серьезно отразиться на той стабильности, которой мы достигли в вопросах лекарственного обеспечения населения.

Преобразования в этой части необходимы. Но обязательства, которые не подкреплены финансово, противоречия в отдельных нормативных актах создают непонимание того, на что же все-таки имеет право пациент. Это рождало серьезные сложности, поэтому необходимость и своевременность разработки концепции лекарственного обеспечения была очевидна. Предложенные и найденные подходы по лекарственному страхованию очень своевременны. Например предусматривается, что будет вводится полное или льготное финансирование лекарств. Размер льгот будет зависеть от группы населения. Практически, это «прозападная» модель лекарственного обеспечения, когда любой гражданин, если он застрахован, или имеет на то основания (сюда, впрочем относятся практически все категории населения) имеет право на получение бесплатных лекарственных средств. Актуальность, безусловно, очевидна — любая постановка диагноза в 99% сопровождается назначением того или иного препарата. Медикаментозная терапия сегодня является ключевой в лечении многих заболеваний и в этом смысле возможности фармацевтики идут семимильными шагами. Отрадно, что сегодня государство взяло курс на так называемое «сохранение здоровья здоровых». В стратегии лекарственного страхования прозвучала мысль о том, что если пациент проходит регулярную диспансеризацию, заботится о своем здоровье и не возлагает это только на медицину и государство, он имеет больше льгот на получение лекарств, нежели тот, кто своим здоровьем не занимается. Мы предлагали, чтобы Республика Татарстан стала площадкой для реализации пилотного проекта по подобной схеме. И надо сказать, что мы к этому готовы. Понятно, что в реализации этого проекта речь будет идти о тех категориях пациентов, которые ни разу льготы на лекарства не получали. В соответствии с этим появится необходимость создания баз, регистров этих пациентов. Для этого у нас есть предпосылки, поскольку мы один из единственных регионов в стране, который несколько лет назад начал составлять регистр по региональным льготникам. В этой части все схемы информационного взаимодействования у нас достаточно хорошо отработаны. К тому же, есть хорошая управленческая вертикаль.

В 2012 году, по уже сложившейся традиции мы продолжили широкую разъяснительную работу с населением по части ОНЛС. РТ по количеству «отказников» является лучшим регионом в ПФО. Это результат активного взаимодействия сотрудников управления по фармации МЗ РТ, всего медицинского сообщества республики. Хотя эти цифры нас далеко не удовлетворяют. Возможно, результаты были бы другими, если бы вовремя была создана система для обозначения всех преимуществ этого проекта.

— Ваши пожелания коллегам на грядущий год?

— Надо сказать, что когда система работает без перебоев, многие думают, что так должно быть, это происходит само собой. На самом деле для поддержания системы в «рабочем» состоянии проводится огромная ресурсоемкая работа. И наше главное достижение — когда система работает без перебоев и никто эту работу не замечает.

В завершении года хочется выразить свою огромную благодарность коллегам за неисчерпаемую энергию и массу идей, которые исходили от них на протяжении всего года. И конечно, в наступающем новом году желаю всем крепкого здоровья, потому что мы, как представители отрасли здравоохранения, понимаем насколько это важно. Успехов!