25.01.2025

egorovaКонференции по актуальным вопросам последипломного образования провизоров стали уже традиционными в Казанском государственном медицинском университете. В этом году такая конференция пройдет в третий раз. До мероприятия мы поинтересовались у заведующей кафедрой фармации факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов д.фармац.н., профессора Светланы Николаевны Егоровой о том, чему посвящена конференция в этом году и есть ли какая-то особая тема, которая требует обсуждения.

— В этом году конференцию мы посвятили теме, которая мало освящается в прессе, но является очень актуальной для практических провизоров. Это проблема фармацевтической опеки. В настоящее время в аптеках возрастает количество безрецептурных препаратов. Кроме того, имеются много биологически активных добавок к пище, изделий медицинского назначения, таких как противоварикозный трикотаж, различные перчатки, грелки, термометры, а также медицинская аппаратура и физиотерапевтические приборы для использования в быту. Кто же осуществляет консультативную помощь? Во многом центр оказания консультативной помощи переместился в аптеки. Правовая база регламентирует только то, что можно отпускать без рецепта, но как при этом консультировать — остается вопросом. В нашей стране таких алгоритмов консультирования пока нет. Нередко бывает, что лучшим провизором или фармацевтом считается тот, у кого больше сумма на кассовых чеках. Сумма среднего чека никак не может характеризовать квалификацию специалиста.

Увеличение количества безрецептурных препаратов — это явление повсеместное и тут есть много положительных моментов. Например, происходит большая экономия бюджетных средств, пациент не отрывает врача от работы и т.д. Первичную помощь за рубежом человек получает у фармацевта. Но где та граница, когда необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью к врачу? Или же достаточно обратиться в аптеку, где не только продадут лекарство, но и окажут фармацевтическую помощь? Всемирная организации здравоохранения называет это  ответственным самолечением. Учитывая, что ключевой характеристикой самолечения является ответственность больного за свое здоровье, в 1994 году по инициативе Европейской ассоциации производителей безрецептурных препаратов термин «самолечение» был преобразован в «ответственное самолечение».

—   Что такое фармацевтическая опека?

—   Это комплексная программа взаимодействия провизора и пациента, провизора и врача в течение всего периода лекарственной терапии, начиная с момента отпуска лекарственного препарата до полного окончания его действия. Фармацевтическая опека определяет ответственность провизора перед конкретным пациентом за результат лечения лекарственными препаратами.

Фармацевтическая опека пациента  осуществляется в аптеке при отпуске безрецептурных препаратов. Фармацевтическая опека врача — это совместная работа врача и  провизора по оптимизации схем комплексной лекарственной терапии, созданию лекарственных формуляров, консультации врача по рациональному применению препарата с позиции как терапии, так и фармакоэкономики.

С развитием концепции  ответственного самолечения, ростом числа лекарственных средств, разрешенных к отпуску без рецепта и расширением показаний к применению безрецептурных лекарственных препаратов роль провизора в оказании первичной медицинской помощи существенно возрастает.

К сожалению вопросы фармацевтической опеки не нашли достаточного освещения  в программе последипломного обучения провизоров, хотя это — основное содержание функций провизора.

Здесь необходимо рассмотреть несколько основных моментов: важно уточнить, кто осуществляет фармацевтическую опеку, какие должности должен занимать провизор, в каких аптеках достаточно работать фармацевту. До сих пор не дифференцированы функции провизора и фармацевта по отпуску лекарств. Их называют  «первостольниками»: одни и те же функции выполняют как фармацевт, имеющий среднее специальное образование, так и провизор с высшим фармацевтическим образованием. Важно обратить внимание руководителей аптечных учреждений, что провизор,   осуществляющий отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения (так называемый «рецептар», или «первостольник»), должен иметь сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология».

В программе последипломного образования много времени уделяется изучению фармакологических аспектов, то есть механизмов действия лекарств, ассортимента препаратов, отпускаемых с рецептом и без рецепта врача. Имеются вопросы и фармацевтического товароведения в программах обучения интернов, повышения квалификации провизоров. Но сейчас назрела необходимость создания стандартов качества при осуществлении безрецептурного отпуска, то есть стандартов фармацевтической опеки. А именно: как должен вести себя провизор или фармацевт при отпуске лекарств, что должен рекомендовать, как проводить опрос, какие выявлять симптомы, в каких случаях он должен направить пациента к врачу. На территории стран СНГ передовым государством в этом отношении является Украина, где уже разработаны стандарты фармацевтической опеки при многих симптомах. Я в своем докладе буду демонстрировать стандарты фармацевтической опеки при ожогах. Конечно, речь идет не о тех ожогах, когда немедленно нужно вызывать скорую помощь и везти пациента в больницу, а  о незначительных повреждениях кожи (бытовых).

У нас в стране  разработаны стандарты оказания медицинской помощи, а оказание фармацевтической помощи при отпуске безрецептурных препаратов не регламентировано.

—   Говорят ли о внедрении этих стандартов у нас в стране?

—   Первое крупное исследование, в виде докторской диссертации, было выполнено Фединой Еленой Анатольевной по концепции организации фармацевтической помощи при ответственном самолечении. Вышла ее монография «Фармацевты и самопомощь», где были прописаны основные симптомы, с которыми посетители аптек обращаются наиболее часто (головная боль, насморк, изжога, кашель и т.д.), и алгоритмы поведения специалистов аптеки. Там же были указаны те симптомы, которые требует немедленного обращения к врачу. Это научное исследование нашло отражение во многих публикациях. Законодательно закрепленных стандартов пока нет. Вообще не было проведено исследований по алгоритму оказания фармацевтической помощи при рекомендации  изделий медицинского назначения, которые занимают значительное место в ассортименте аптек.  Конечно, в одном исследовании все отразить невозможно.

Возрастающее количество лекарств безрецептурного отпуска неизбежно приводят к росту числа  лекарственных осложнений. Эту тему в своем выступлении поднимет зав.кафедрой клинической фармакологии КГМА профессор Зиганшина Л.Е.  Также в ее докладе будут рассмотрены вопросы этики при отпуске лекарств.

В конце хотелось бы добавить, что качество работы провизора-технолога должно оцениваться по соблюдению стандартов оказания фармацевтической помощи, а не по среднему кассовому чеку, а при необходимости провизор должен немедленно направить пациента к врачу. А в каких случаях это сделать, решат только  утвержденные стандарты.

Ляйсан Халикова