Фармацию отличает разнообразие форм законодательного и государственного регулирования в отношении патентирования, тестирования, обеспечения безопасности и эффективности производимых лекарств.
Об итогах работы фармацевтической службы Республики Татарстан за 2013 год и задачах в 2014 году мы беседуем с заместителем Министра здравоохранения Республики Татарстан Фаридой Фатыховной Яркаевой.
— Какими значимыми событиями был отмечен прошедший 2013 год в фармацевтической отрасли?
— В конце февраля 2013 года приказом Минздрава России была утверждена Стратегия лекарственного обеспечения населения до 2025 года. Реализация Стратегии предусматривает совершенствование нормативно-правовых актов, внедрение эффективных моделей лекарственного обеспечения в стране, внедрение оптимальной модели системы референтных цен. Согласно Стратегии, в ближайшие годы будет усовершенствовано лекарственное обеспечение граждан трудоспособного возраста, не имеющих право на льготные лекарства.
С июля 2013 года все лекарственные препараты в России назначаются и выписываются по международным непатентованным наименованиям.
В конце 2013 года Правительством России были утверждены правила формирования перечня лекарственных препаратов, которые будут закупать по торговым наименованиям. Главный критерий для включения в перечень – невозможность замены препарата в рамках одного МНН с учетом показателей эффективности и безопасности.
По данным «DSM Group» объем российского фармацевтического рынка в 2013 году вырос на 13,4% и составил 1045,4 млрд. рублей, в основном за счет увеличения емкости розничного сегмента — на 13,5%.
В 2013 году произошло уменьшение числа оптовиков на рынке региональной дистрибьюции на 13% — с 54 до 47.
В Республике Татарстан по итогам 2013 года отмечается удвоение темпов роста аптечных учреждений с 5% до 10%.
В январе 2014 года вступил в силу Закон о федеральной контрактной системе ФЗ-44. Если ФЗ-94 в основном регламентировал процедуру проведения торгов, то новый теперь затрагивает отношения связанные до (планирование, нормирование) и после нее (контроль приемки товаров, экспертиза). Часть положений ФЗ-44 содержит нововведения по закупке лекарственных средств. Законом предусмотрены антидемпинговые меры. Предоставление повышенного – в 1,5 раза больше, залогового обеспечения контракта, при снижении цены на 25% и более.
При заключении контракта с единственным участником аукциона – обязательное проведение экспертизы поставленного товара с привлечением независимых экспертов.
Проблемы в данном случае: отсутствие института экспертов, критериев выбора экспертной организации, финансирования для оплаты услуг экспертов у заказчика.
Задача производителей – обеспечить конкуренцию при проведении закупок.
— Что хотелось бы освоить в перспективе? В каком направлении следует развиваться?
— Нам предстоит решать проблемы и привыкать к изменениям. Это процесс передачи полномочий от федерального центра в регионы, который связан с закупкой антиретровирусных и противотуберкулезных препаратов, а также препаратов по федеральной программе «Семь высокозатратных нозологий». По последней программе точно еще не определено, кто будет заниматься закупками. Возможно, Министерство здравоохранения РФ или же это будет передано субъектам. Задачи, которые предстоит решать в будущем, усложняются, так как перечень переданных полномочий для субъектов увеличился. Безусловно, это огромная ответственность!
Есть планы, которые касаются принятия лекарственного страхования, формирования системы референтных цен, те нормативные акты, которые должны унифицировать требования к региональной льготе на уровне субъектов.
— А есть ли болевые точки в фармацевтической отрасли?
—Те болевые точки, которые на сегодняшний день существуют — общеизвестны. Я бы их сформулировала как реальные достижения фармацевтической отрасли, связанные с появлением новых высокотехнологичных препаратов, которые не совпадают с возможностями бюджетов на всех уровнях. Всегда приходится решать задачи в условиях, когда мы ограничены рамками финансирования.
— Каковы достижения фармацевтической службы за последнее время?
— Главным достижением фармацевтической отрасли является то, что о ней мало говорят, когда затрагиваются проблемные вопросы. Порог, который был принят с отказниками, на 2014 год не увеличился. Конечно, этот показатель радовать нас не может, так как мы понимаем, что он сохранил страховой принцип функционирования программы и, вместе с тем, удержать этот уровень достаточно не просто, но нам это удалось. К сожалению, снизить этот показатель не получилось.
Мы ведем переговоры с производителями и поставщиками, обозначаем наименьшие цены, получаем экономию, при которой удается закупать дополнительные средства.
— На Ваш взгляд, на что необходимо делать акцент в обучении фармацевтов?
— Недостаточно знаний в области юриспруденции, маркетинга, менеджмента, современных форм обслуживания, и это касается не только фармации, но и всех медицинских специальностей. Жизнь гораздо сложнее и многограннее, и на сегодняшний день фармацевтическая отрасль движется вперед высокими темпами. А без знания вышеупомянутых дисциплин сложно быть на передовых позициях.
Гульнара Абдукаева