Фармацевтическое последипломное образование: динамичное обучение в динамичной среде


Практика делового общения с фармацевтами и провизорами, проходящими переподготовку и повышение квалификации в системе последипломного образования, показывает наличие больших пробелов в актуальных профессиональных знаниях специалистов и незначительный интерес, проявляемый большинством практических работников к систематическому самообразованию по профилю работы. Результаты предварительного тестирования, проводимого до начала обучения на курсах повышения квалификации и при переподготовке, например, по дисциплине «Управление и экономика фармации», свидетельствуют о недостаточной компетентности обучающихся в области действующей нормативно-правовой базы, перспективных направлений фармацевтической деятельности, основ фармацевтического менеджмента и маркетинга, фармакоэкономики и др.

Объективности ради, следует отметить, что специалисты, получающие последипломное образование в настоящее время, обучались в вузах и фармацевтических колледжах (училищах) как минимум 5 лет назад, по учебникам, содержащим предметные знания в лучшем случае 10-20-летней давности, а на самостоятельную подготовку у практических работников часто не хватает времени.

В связи с этим перед преподавателями, занятыми в системе фармацевтического последипломного образования, встает вопрос не только о том, как учить – современные образовательные технологии стремительно развиваются и внедряются в учебный процесс, но и – чему учить. Ограниченный срок пребывания фармацевтических работников на курсах повышения квалификации требует от вуза выявления наиболее востребованных практикой современных знаний и формирования адекватных учебно-методических материалов.

С учетом вышеизложенного цель работы заключалась в обосновании методических подходов к созданию образовательной системы, которая сможет обеспечить специалистов фармацевтического профиля знаниями, умениями, навыками и качествами, которые соответствовали бы современным условиям.

Анализ современной ситуации в российской фармации показал, в частности, что проблема обеспечения качества лекарственных средств и фармацевтической помощи является комплексной, и решать ее традиционными методами, например, только путем контроля качества готовой продукции недостаточно. Кроме того, внедрение в фармацевтическую отрасль международных стандартов и требований надлежащих практик предполагает постоянное повышение уровня компетентности специалистов и гармонизацию современной последипломной системы обучения специалистов с динамичными условиями внешней среды.


Новейший период развития фармации в России сопровождается множеством ситуаций, которые в свете современных экономических теорий представляют собой определенные угрозы не только в аспекте безопасности лекарственных средств, но и с точки зрения возможности для фармацевтической организации успешно решать свои профессиональные задачи.

Специалистам отрасли часто приходится сталкиваться с реальными угрозами для нормальной повседневной фармацевтической деятельности, в числе которых сокращение объема реализации продукции через государственные и муниципальные аптеки, присутствие на лекарственном рынке недоброкачественных и фальсифицированных продуктов, рост цен на лекарственные средства, неуправляемый рост аптечной сети, слабость отечественной фармацевтической промышленности и др. Существование этих угроз остро обозначило проблему фармацевтической безопасности в России, требующую разработки и принятия комплексных мер по выявлению, предупреждению, ликвидации потенциальных угроз.

Эти тенденции еще раз подтверждают факт, что фармацевтическая отрасль представляет собой сложную организационно-экономическую систему и управлять ею в условиях рынка довольно непростая задача, требующая определенной подготовки. Создание новых лекарственных препаратов является важной составляющей работы отрасли, однако, не менее существенную роль играют организация маркетинга препаратов, менеджмент, ценообразование, аналитическая практика и организация экономики фармации.

Вышеупомянутые примеры динамичности внешней среды учебного процесса обусловливают необходимость в целенаправленном и систематическом изучении ситуации в отрасли как факторе адекватного последипломного образования специалистов с фармацевтическом образовании.


На основе вышеизложенного нами сформулирован ряд принципов, ориентированных на динамичное отражение фармацевтических инноваций в процессе последипломной подготовки фармацевтических работников:

—      систематический мониторинг тенденций развития и достижений в отечественной и зарубежной фармации:

—      оперативное включение новых научно-практических знаний в учебный материал (лекции, методические рекомендации, учебно-методические пособия);

—      формирование портфеля учебных материалов – основных, согласно учебной программе, и дополнительных, освещающих состояние новых и самых актуальных проблем фармации;

—      обучение специалистов с учетом характера недостающих знаний у большинства слушателей конкретной учебной группы, т.е. определенная индивидуализации учебного процесса;

—      использование комплекса современных образовательных технологий с учетом возможности специалиста заниматься самостоятельно или в постоянном контакте с преподавателями.

Для оптимизации организации последипломного образования нами используются следующие методические подходы:

—      изучение образовательных потребностей фармацевтических работников;

—      планирование учебного процесса;

—      создание условий для реализации учебного процесса;

—      непосредственное обучение специалистов;

—      оценка процесса и результатов обучения;

—      корректировка процесса обучения (в случае необходимости и при изменении факторов внешней среды).

Практика использования охарактеризованных выше принципов и методических подходов в последипломном обучении специалистов фармацевтического профиля показала, что преподаватели должны уделять большее внимание подготовке учебно-методических материалов, учитывающих особенности обучения взрослых людей. При этом для одних специалистов наиболее эффективной формой обучения, позволяющей им полнее усвоить предлагаемый материал, являются дискуссии, практические задания, тесты, а для других категорий специалистов наиболее эффективными инструментами обучения служат текстовые материалы, индивидуальные задания и т.д. Следовательно, в основу последипломного обучения должны быть положены такие принципы, как приоритетность самостоятельного обучения, индивидуализация, элективность обучения, ориентированность на актуальные проблемы фармации и развитие образовательных потребностей.

Все это свидетельствует о значимости дистанционной формы обучения в системе последипломного образования специалистов фармацевтического профиля. На сегодня электронные учебники и методические рекомендации обеспечивают быстрый доступ к получению необходимых знаний и являются перспективным направлением в системе последипломного образования.

На кафедре «Управление и экономика фармации» ФПК МР РУДН с 2010 г. были внедрены три формата дистанционного обучения.

В первом формате лекции выкладываются в соответствующих разделах учебной программы на сайтах для самостоятельного ознакомления в виде текстовых и видео файлов, а также мультимедиа презентаций. Во втором формате (практические работы) необходимо оценить практические навыки слушателя, его умения делать логические построения и выводы; предусматриваются также и практические задания в виде ситуационных задач. Третий формат предполагает проведение очного экзамена на сайте программы, а также организацию видеоконференции. Слушатель, завершающий курс обучения, может записаться на сеанс связи в удобное для себя время.

Использование современных информационных технологий в последипломном образовании позволяет поднять уровень современных знаний специалистов с фармацевтическим образованием за счет постоянного взаимодействия обучающегося специалиста с преподавателем.

Таким образом, основой профессионального успеха специалистов в области фармации является обеспечение их непрерывного образования, базирующегося на развитии профессионального кругозора, пополнении и своевременном обновлении знаний, развитии личности специалиста, а это, в свою очередь, обеспечит высокий уровень подготовленности кадров и будет способствовать прогрессу в отечественной фармацевтической отрасли.

 

 

Л.В. Мошкова, Э.Ф. Степанова*, Э.А. Коржавых, Е.Т. Жилякова**

Российский университет Дружбы народов, г.Москва

*Пятигорская государственная фармацевтическая академия

**Белгородский государственный университет