Фельдшерско-акушерские пункты в современных условиях оказания медицинской помощи сельскому населению


Р.Х. ЯГУДИН, Л.И. РЫБКИН, А.Ф. СИБГАТУЛЛИНА, Ф.М. ИДЕЛЬБАЕВА

Республиканская клиническая больница МЗ РТ, 420064, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 138  

Ягудин Рамил Хаевич — кандидат экономических наук, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по науке, развитию и организационно-методической работе, тел. (843) 237-34-42, е-mail: rkb_nauka@rambler.ru

Рыбкин Леонид Исаевич — кандидат медицинских наук, доцент, заведующий организационно-методическим отделом, тел. (843) 237-31-84, е-mail: omo21_rkb@mail.ru

Сибгатуллина Альфия Фаиковна — врач-методист организационно-методического отдела, тел. (843) 237-31-84, е-mail: omo21_rkb@mail.ru


Идельбаева Файруза Мансуровна — фельдшер организационно-методического отдела, тел. (843) 237-31-84, е-mail: omo21_rkb@mail.ru

На фоне снижения числа фельдшерско-акушерских пунктов в Российской Федерации, в Республике Татарстан в результате целенаправленной организаторской работы сохранены и активно функционируют практически все фельдшерско-акушерские пункты. Проводится активная работа по улучшению материально-технической базы, сохранению кадров средних медицинских работников, повышению объемов и качества оказания лечебной и профилактической помощи взрослому и детскому населению.

Ключевые слова: сельское население, фельдшерско-акушерский пункт, средние медицинские работники.

 


R.Kh. YAGUDIN, L.I. RYBKIN, A.F. SIBGATULLINA, F.M. IDELBAYEVA

Republican Clinical Hospital of the Ministry of Healthcare of the Republic of Tatarstan, 138 Orenburgskiy Trakt, Kazan, Russian Federation 420064

Medical attendant-obstetric stations under modern conditions of rendering medical aid to rural population

Yagudin R.Kh. — PhD (Economics), PhD (Medicine), Deputy Chief doctor on Development, Science and OMA, tel. (843) 237-34-42, e-mail: rkb_nauka@rambler.ru

Rybkin L.I. — PhD (Medicine), Associate Professor, Head of Organizational-Methodological Activities Department, tel. (843) 237-31-84, е-mail: omo21_rkb@mail.ru

Sibgatullina A.F. — doctor-methodologist of Organizational-Methodological Activities Department, tel. (843) 237-31-84, е-mail: omo21_rkb@mail.ru

Idelbayva F.M. — medical attendant of Organizational-Methodological Activities Department, tel. (843) 237-31-84, е-mail: omo21_rkb@mail.ru

While the number of medical attendant — obstetric stations decreases in the Russian Federation, in Tatarstan Republicpractically all medical attendant — obstetric stations are preserved and are actively functioning, which is the result of well-directed organizational efforts. These efforts are aimed at improving the material-technical equipment, preserving the paramedical personnel, increasing the amount and quality of medical and preventive measures rendered to grown-ups and children.

Key words: rural population, medical attendant-obstetric station, paramedical workers.

 

Сельское здравоохранение России многие годы строится на принципах этапности и преемственности в оказании медицинской помощи. Первым этапом оказания медицинской помощи жителям сельских поселений (сел, деревень) были и остаются фельдшерско-акушерские пункты. Во второй половине девяностых годов прошлого века и в первом пятилетии текущего века, характеризовавшихся в здравоохранении процессами оптимизации и реструктуризации, произошли существенные изменения в сельском здравоохранении России, коснулись они и фельдшерско-акушерских пунктов. В 2005 году число фельдшерско-акушерских пунктов в целом по стране, постепенно снижаясь, достигло 42164 и продолжало снижаться: в 2010 году их число уже составило 37591 (снижение на 10,8%), в 2012 году — 34733 (снижение на 17,6% по сравнению с 2005 годом).

В настоящее время на развитие сельского здравоохранения обращается большое внимание. Актуальность этому придают материалы проведенного летом 2013 года заседания президиума Государственной Думы, на котором обсуждались различные направления повышения доступности и качества медицинской помощи в регионах. В своем  выступлении  на этом заседании Президент России В.В. Путин отметил как основную проблему обеспечения медицинской помощью сельского населения. «В свое время в пылу оптимизации и сокращения затрат на здравоохранение закрыли немало фельдшерских пунктов, участковых, районных больниц, — сказал В.В. Путин. — В итоге сельские жители лишились даже первичной медицинской помощи». В выступлении министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой было указано, что «в 2011 году в нашей стране стартовали программы модернизации и развития здравоохранения…», в которых «к приоритетам были отнесены развитие первичной медико-санитарной помощи населению, проживающему в отдаленных районах и в сельской местности…», «в рамках принятой Правительством федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий дополнительно предусмотрено в ближайшее время, в ближайшие два-три года введение в строй дополнительного числа фельдшерско-акушерских пунктов или офисов общей практики, а также увеличение мощности сельских амбулаторно-поликлинических учреждений, участковых и районных больниц».

В отличие от многих территорий России, в Республике Татарстан на основании многофакторного анализа, проведенного организационно-методическим отделом Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» в конце 90-х годов ХХ века, были предприняты действенные меры по сохранению большинства развернутых фельдшерско-акушерских пунктов, по укреплению их материально-технической базы, по сохранению кадрового потенциала. Об этом свидетельствуют приведенные ниже данные об изменении количества функционирующих фельдшерско-акушерских пунктов в республике за период с 2001 по 2013 гг. (табл. 1).

Таблица 1.

Динамика количества фельдшерско-акушерских пунктов в Республике Татарстан в 2001-2013 гг.

Наименование

показателя

ГодыИзменение в 2013 году по сравнению с 2001 годом
2001200520102013
Количество фельдшерско-акушерских пунктов1826183917991785
Изменение по отношению к предшествующему году

(+ рост, — снижение)

+13-40-14-41
Показатель прироста (+) или убыли (-), %+0,7-1,5-0,8-2,2

 

Количество фельдшерско-акушерских пунктов увеличилось в 2005 году по сравнению с 2001 годом, далее имеет место незначительное снижение, суммарно за 2001-2013 годы количество фельдшерско-акушерских пунктов сократилось только на 41 или на 2,2%.

Нами проведен анализ работы фельдшерско-акушерских пунктов и объемов оказываемой ими медицинской помощи за последние 3 года — с 2011 по 2013 гг.

Таблица 2.

Динамика количества фельдшерско-акушерских пунктов и средней численности

обслуживаемого населения по Республике Татарстан в 2011-2013 гг.

2011 г.2012 г.2013 г.
Количество фельдшерско-акушерских пунктов179217901785
Общая численность обслуживаемого ими сельского населения (тыс. чел.)677,1670,2656,4
Средняя численность населения в расчете на 1 фельдшерско-акушерский пункт (чел.)377,8374,4367,7

 

Из приведенных в таблице 2 данных видно, что за рассматриваемый период имеет место незначительное уменьшение количества фельдшерско-акушерских пунктов (на 0,4% в 2013 году по сравнению с 2011 годом), однако на фоне снижения общей численности сельского  населения республики средняя численность населения, обслуживаемого одним фельдшерско-акушерским пунктом, практически не изменилась.

В последние годы в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и республиканской целевой программы «Совершенствование первичной медико-санитарной помощи на 2012-2016 гг.» в республике ведется активная работа по улучшению материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов.

За 2011-2013 годы построено 207 новых зданий фельдшерско-акушерских пунктов, при этом четко выявляется возрастание  внимания к обновлению материально-технической базы: если в 2011 году построено только 8 новых зданий, то в 2012 году уже 80 зданий, в 2013 году — 122 здания.

Именно в нашей республике возникла и успешно реализуется идея создания типового проекта и строительства современного здания фельдшерско-акушерского пункта, отвечающего всем требованиям оказания доврачебной медицинской помощи пациентам и создающим условия, как для качественной работы медицинского персонала, так и для комфортного пребывания пациентов — сельских жителей.

Технология строительства модульных фельдшерско-акушерских пунктов оказалась рациональной во многих отношениях: низкая стоимость, быстрая возводимость и удобство транспортировки в разобранном виде в любую точку республики, что позволяет  обеспечивать  качественным  медицинским обслуживанием и доступностью услуг здравоохранения в отдаленных территориях, что особенно актуально для малонаселенных  сельских  поселений.

Проект строительства фельдшерско-акушерских пунктов в модульном исполнении был разработан Министерством здравоохранения Республики Татарстан, заводом ООО «Нефтемаш» (г. Азнакаево) и администрацией Азнакаевской центральной районной больницы. Подготовлены типовые требования к этому проекту и найдены определенные решения по реализации. Проект поддержал президент Республики Татарстан Р.Н. Миннеханов, который является инициатором активизации работы по совершенствованию сельского здравоохранения республики. Проект модуля был показан президенту Российской Федерации В.В. Путину и получил его положительную оценку.

Разработаны три вида проектов: А (44,3 м2), В(62,5 м2) Г(83,3 м2). Первый вид может использоваться для здравпунктов, а два другие— для строительства фельдшерско-акушерских пунктов, в зависимости от количества жителей на селе. Фельдшерско-акушерский пункт в модульном исполнении состоит из блок-контейнеров, имеет прочный металлический каркас и стены из сэндвич-панелей с готовой внутренней и внешней отделкой быстровозводимых сооружений, для чего используются только высококачественные, сертифицированные и безопасные материалы. В нем есть процедурная, фельдшерский кабинет (он же детский и акушерский), место ожидания для больных, санузел и хозяйственная комната, пункт оснащен всем необходимым медицинским оборудованием и мебелью, для хранения препаратов имеется фармацевтический холодильник.

За 2012-2013 годы построено и введено в эксплуатацию 152 модульных фельдшерско-акушерских пункта. Ведется работа по улучшению материально-технической базы путем перевода фельдшерско-акушерских пунктов в улучшенные помещения сельских населенных пунктов: в многофункциональные здания, в сельские клубы, в школы и др.

Важнейшим условием преемственности и повышения возможностей и качества оказания доврачебной медицинской помощи сельскому населению является обеспечение фельдшерско-акушерских пунктов стационарной телефонной связью. Доля фельдшерско-акушерских пунктов, имеющих стационарную телефонную связь, выросла с 70,5% в 2011 году до 72,5% в 2013 году, при этом по итогам 2013 года в 11 районах республики телефонизированы все фельдшерско-акушерские пункты, а выше среднереспубликанского показателя обеспечены телефонной связью пункты еще в 12 районах. Активно продолжается оснащение фельдшерско-акушерских пунктов необходимым  медицинским оборудованием и аппаратурой.

Проведен анализ кадрового потенциала среднего медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов. Укомплектованность медицинским персоналом (фельдшерами, акушерками, медицинскими сестрами) в 2011 году составила 98,2%, в 2013 году — 97,5%. На фоне имеющейся незначительной тенденции к снижению укомплектованности медицинским персоналом отмечается уменьшение укомплектованности заведующими фельдшерско-акушерскими пунктами с 98,7 до 98,0%, акушерками — с 96,3 до 94,4%, медицинскими сестрами — с 98,2 до 96,2% при росте укомплектованности фельдшерами — с 96,0 до 96,9%.

Проведен также анализ  состава средних медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов по стажу работы (табл. 3).

Таблица 3.

Распределение средних медицинских работников фельдшерско-акушерских

пунктов Республики Татарстан по стажу работы в 2011-2013 гг. 

2011 г.2012 г.2013 г.
абс. данные%абс. данные%абс. данные%
Всего физических лиц2249100,02222100,02144100,0
из них:
со стажем работы

до 3 лет

1667,41667,51316,1
со стажем работы

от 3 до 5 лет

1094,8984,41125,2
со стажем работы

от 6 до 10 лет

1486,61496,71326,2
со стажем работы

11 и более лет

182681,2180981,4176982,5
из общего числа физических лиц — лица пенсионного возраста1536,81767,92089,7

 

В структуре распределения средних медицинских работников по стажу обращает внимание рост доли работающих со стажем более 11 лет с 81,2% в 2011 году до 82,5% в 2013 году при снижение доли молодых специалистов со стажем работы менее 3 лет с 7,4 до 6,1%. При этом выявляется рост числа работников пенсионного возраста как в абсолютных данных — с 153 до 208, так и в процентах к общему числу работающих — с 6,8% до 9,7%, то есть каждый десятый сотрудник, работающий в 2013 году на фельдшерско-акушерских пунктах, достиг пенсионного возраста. Это позволяет прогнозировать, что если подобные тенденции сохраняются, то в обозримом будущем при выходе пенсионеров на заслуженный отдых и при отсутствии замещения их молодыми фельдшерами и акушерками, желающими работать на фельдшерско-акушерских пунктах,  возможно сокращение числа фельдшерско-акушерских пунктов.

В течение трех лет прошли первичную специализацию 111 и усовершенствование 1072 средних медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов.

Средние медицинские работники фельдшерско-акушерских пунктов проводят большую доврачебную лечебную, профилактическую  санитарно-эпидемиологическую работу среди сельского населения.

В 2013 году на все фельдшерско-акушерские пункты сделано 3 млн 830 тыс. посещений, в том числе 2 млн 961 тыс. посещений на приеме и 869 тыс. посещений на дому. Среди этих посещений 78 тыс. сделаны детьми от 0 до 17 лет, 7 тыс. — беременными, кроме того, выполнены 203,5 тыс. патронажных посещений на дому к детям от 0 до 17 лет и 31,8 тыс. посещений к беременным.

Значительную методическую помощь в организации работы фельдшерско-акушерских пунктов и практическую помощь в диагностике и лечении сельских жителей оказывают при выездах медицинские работники (врачи и средний медицинский персонал) центральных районных больниц. В течение 2013 года врачами центральных районных больниц был осуществлен 15781 выезд на фельдшерско-акушерские пункты (в среднем 8,8 выезда в расчете на 1 фельдшерско-акушерский пункт), из них 12349 выездов или 78,3% — для оказания медицинской помощи сельским жителям и 3432 выезда или 21,7% — для оказания методической помощи и улучшения организации работы. Врачами при выездах осмотрено 126,5 тыс. сельчан, в т.ч. 81,7 тыс. детей. Средними медицинскими работниками организационно-методических кабинетов центральных районных больниц в течение 2013 года сделано 3387 выездов на фельдшерско-акушерские пункты.

Работники фельдшерско-акушерских пунктов активно участвуют в проведении профилактических осмотров: из подлежащих осмотру 176,7 тыс. сельских жителей осмотрены 169,2 тыс. или 95,8%, в том числе из подлежащих осмотру 103,6 тыс. детей от 0 до 17 лет осмотрены 101,7 тыс. или 98,1%.

Таким образом, анализ роли и места фельдшерско-акушерских пунктов в системе оказания медицинской помощи сельскому населению Республики Татарстан позволяет сделать следующие выводы:

1. В республике сохранены фельдшерско-акушерские пункты, что позволяет приблизить медицинскую помощь к сельскому населению.

2. Проводится серьезная работа по улучшению материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов, активно реализуется промышленная модель современного пункта — модульный.

3. Фельдшерско-акушерские пункты достаточно хорошо укомплектованы средними медицинскими кадрами. Обращает на себя внимание рост доли сотрудников пенсионного возраста на фоне снижения доли молодых специалистов со стажем работы до 3 лет.

4. Средними медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов проводится значительная работа по оказанию доврачебной лечебной, в том числе и неотложной, помощи взрослому и детскому населению.

5. Координирующую, консультативную и организационно-методическую помощь в работе фельдшерско-акушерских пунктов оказывают центральные районные больницы, формы и методы этой работы нуждаются в дальнейшем совершенствовании.