Когда дело касается какой-либо масштабной проблемы, на ум приходит поговорка «Когда впрягать, тогда и лягать». Возможно, национальный фольклор в этом смысле не услаждает слух, но, тем не менее, достаточно четко определяет состояние репродуктивного здоровья населения России.
И решается проблема, когда речь уже идет о бесплодии, невынашивании беременности, рождении маловесного ребенка и других серьезных вопросах, лежащих в основном в плоскости акушерства и гинекологии.
На задний план уходит истинное определение репродуктивного потенциала: того уровня физического и психического состояния, который при достижении социальной зрелости определит рождение здорового поколения. И здесь слово и дело за педиатрами.
По словам профессора Станислава Викторовича Мальцева, на здоровье детей и подростков влияет множество факторов, среди которых: биологические, экологические, социальные, и, безусловно, уровень медицинского обеспечения и условия воспитания и обучения в школе. Изменилось и репродуктивное поведение подростков: увеличилось число ранних беременностей, число абортов, заболеваний, передающихся половым путем, с трудом внедряются современные методы контрацепции. «Самая неблагодарная работа – говорить о причинах, потому что их много, и искать виноватых нет смысла, когда проблема стоит в широком масштабе. Главное, разобраться в понятии репродуктивного потенциала детей и подростков, который в дальнейшем оценивается как репродуктивное здоровье молодых людей. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день количество бесплодных пар довольно велико, растет заболеваемость детей, проблема становится остро не только перед акушерами и гинекологами, но и перед педиатрами. Здоровье современных девочек и мальчиков настораживает», — говорит об актуальности Станислав Викторович. «Педиатры не всегда оценивают становление менструальной функции, хотя это и отражает эндокринные нарушения, которые могут возникнуть у девочек», — отмечает профессор и говорит далее о комплексном подходе к сохранению репродуктивного потенциала и о совместной работе педиатров и детских гинекологов в этом направлении.
«Меня больше тревожит ситуация, которая на сегодняшний день сложилась с мальчиками-подростками. Есть над чем задуматься, поскольку данные ведущих детских урологов неопровержимы: среди школьников 1-10 классов андрологическая патология встречается почти у половины детей (46,4%). Это заболевания крайней плоти, варикоцеле, кисты придатков яичка, крипторхизм, простатиты, монорхизм гипогонадизм, гидроцеле, пахово-мош.грыжа и др. Тревожной является нехватка детских урологов и андрологов. Большинство из них ушли работать во взрослую сеть или в частные клиники.
Разговор с профессором Станиславом Викторовичем Мальцевым зашел в русло видения возможных путей решения данной проблемы, а именно — сохранения репродуктивного потенциала и профессор расставил следующие акценты:
— ранняя диагностика пороков развития
— профилактика хронических заболеваний и инфекций (вакцинопрофилактика)
— ранняя профессиональная ориентация
— профилактика ВИЧ-инфекции, ЗППП, вредных привычек
— развитие андрологической службы
— ранняя диагностика и лечение нарушений репродуктивной системы.
— формирование духовного и физического здоровья
Распространенность регулярного курения среди школьников 13-15 лет в России составляет от 15 до 32%
Онищенко, 2011
Данные по здоровью мальчиков-школьников, обучающихся в Татарстане.
Были обследованы школьники и юноши, занимающиеся профессиональным спортом. К сожалению, были выявлены серьезные нарушения здоровья – разнообразная патология внутренних органов, нарушения со стороны костно-мышечной системы, эндокринные сдвиги и др. И это, несмотря на хорошие условия проживания, питания, режима физических нагрузок.
Формирование репродуктивного здоровья: причинно-следственные связи
Репродукция на фоне нездоровья
«Нельзя решить проблему на том же уровне мышления, на котором она возникла»
Альберт Энштейн
«Мы в большинстве случаев грешны тем, что «закапываемся» в проблему с позиции своей специальности: акушера-гинеколога, ревматолога, неонатолога. Мы исследуем, анализируем материал, собранный нашими коллегами, с позиций доказательной медицины, и это все верно, но, к сожалению, узко и мало. «Не навреди», — завещал Гиппократ, и чтобы это было так, необходимо видеть реакцию на наши действия со стороны смежных специалистов. По этой проблеме должны параллельно проводиться исследования, задачи которых поставлены смежными специалистами, соблюдая интересы их специальности и здоровья человека в целом, и тогда междисциплинарный подход позволит сделать правдивые и более достоверные выводы», — говорит профессор Ильдар Фаридович Фаткуллин по вопросу решения проблемы репродуктивного здоровья специалистами иного профиля.
Профессор приводит пример из жизни, подтверждающий вышесказанное: «Любое лечение – это выбор между «двух зол»: либо лечить с возможными последствиями, либо не лечить. И в некоторых случаях позиция «не лечить» оказывалась выигрышной, и организм с меньшими рисками справлялся с проблемой самостоятельно. И чтобы оценить ситуацию правильно, необходимо грамотно определить риски, причем по всем направлениям. Например, мы долгое время говорили о заместительной гормональной терапии во время менопаузы и только сегодня пришли к единому мнению, которое не противоречит взгляду онкологов, кардиологов, неврологов и других смежных специалистов. Консенсус создан, и акушеры-гинекологи в этом вопросе явились неким локомотивом, а возможные риски, связанные с применением гормональной заместительной терапии, послужили развитию новых технологий. Такая же ситуация возникала и с использованием в практике гормональной контрацепции, и в настоящий момент мы имеем междисциплинарную группу экспертов, которая создала медицинский критерий преемственности».
Профессор И.Ф. Фаткуллин в завершении разговора отметил, что наиболее важным вопросом в связи с приближением в Россию демографического кризиса, является: «Как будут рожать наши немногочисленные подростки в будущем?».
Мнение академика В.Е. Радзинского, высказанного на одной из научно-практических конференций:
«наибольшую отдачу должны принести не медицинские технологии лечения бесплодия и осложненной беременности, (хотя возможно это100-200 000 дополнительных деторождений),а программы улучшения здоровья молодежи, основанные в первую очередь на РЕПРОДУКТИВНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ»
Екатерина Лобанова