Главный внештатный детский специалист по профилактической медицине Минздрава России Лейла Намазова-Баранова об адаптации детей к учебному процессу

– Работу по профилактике инфекционных заболеваний, которые так часто мешают школьникам хорошо учиться и в полном объеме усваивать программу, а малышам не дают посещать детский сад и общаться со сверстниками, нужно начинать задолго до 1 сентября. Оздоровление ребенка в летние месяцы – закаливание, активные физические нагрузки, достаточный по продолжительности сон, сбалансированное питание с большим количеством овощей и фруктов, отдых на природе или выезд на море, если есть такая возможность, – как раз и служит этой цели. Но даже если лето пролетело незаметно, вы не успели осуществить всех планов по оздоровлению,  продолжайте готовить ребенка к новому учебному году, независимо от того, пойдет он в школу или детский сад.

Конкретные шаги включают все вышеперечисленное: уже сегодня надо разработать распорядок дня и неукоснительно его соблюдать. Подъем в одно и то же время, легкая разминка-зарядка, водные процедуры, по возможности утренний душ с контрастным ополаскиванием ножек (чередованием холодной и горячей воды) и полосканием горла водой комнатной температуры, достаточный по калорийности, но сбалансированный завтрак (предпочтителен белково-овощной), одежда по погоде с коррекцией для внутришкольного пребывания. Если позволяет расстояние, ходите до школы пешком – пешие прогулки простое, но действенное укрепляющее средство. После детского сада или школы ребенку обязательно нужно вновь погулять. Активная прогулка с друзьями или родителями, переключение с умственных нагрузок на физические, возможность «поноситься» перед тем, как сесть за выполнение домашних заданий, – обязательный компонент укрепления физического и ментального здоровья ребенка.
Некоторые дети обедают в школе, но полдник и ужин точно будут дома, и они тоже должны быть сбалансированными. Кстати, чтобы ребенок на переменах не искал «перекусы», нужно позаботиться о них заранее и сложить дома в контейнер «вкусняшки» на целый школьный день. Это могут быть нарезанные соломкой овощи (морковка, сельдерей), сухофрукты, вяленые фрукты, бутерброд, например, с зерновым хлебом и сыром, ведь для высокой академической успеваемости каждому ученику нужны белок и глюкоза.
Вечером очень важно во время чистки зубов вновь прополоскать горло прохладной водой и сделать контрастные ванночки для ног. А главное – вовремя лечь в кровать. При этом в последний час перед сном следует исключить нагрузку на органы зрения – не смотрите телевизор, не сидите за компьютером, отложите гаджеты. Лучше спокойно почитать книги или поиграть в настольные игры.
В классе ребенок должен находиться в одежде, рассчитанной на температурный режим школы. Обязательное правило для учителей – проветривание класса не реже одного раза за урок и каждую перемену. В классе не должно быть душно.
Приучите ребенка не трогать руками лицо, не теребить нос, не посасывать в задумчивости колпачок ручки или кончик карандаша – все это неминуемо приведет к быстрому проникновению инфекционных агентов в организм. И, конечно, необходимо часто мыть руки с мылом или, как минимум, обрабатывать их антисептиками.
Любой ребенок должен знать, что не стоит стоять рядом с кашляющими или чихающими людьми, да и его самого надо научить кашлять или чихать «в локоток».
Безусловно, повышает иммунитет и дополнительный прием витаминов, например, витамина D, особенно в тех случаях, когда лето не было достаточно солнечным или не было возможности выехать в регионы с высокой инсоляцией.
Ну и конечно, защитить ребенка от инфекций в новом учебном году помогут прививки от пневмотропных инфекций: гриппа, пневмококка, гемофильной палочки типа b, новой коронавирусной инфекции (для детей старше 12 лет).
Конечно, возвращение семей после отдыха в крупные города, повышенная скученность в общественном транспорте и учебных заведениях, магазинах и развлекательных центрах, особенно в условиях несовершенной вентиляции и отсутствия проветривания, резко повышают вероятность заболеть. Собственно, об этом и свидетельствует официальная статистика. С началом учебного года количество заболевших ОРВИ и гриппом увеличивается в геометрической прогрессии. Именно поэтому прививки следует делать в самом начале осени, чтобы максимально защитить себя и своих близких от потенциальной опасности. И если вакцинация от пневмококковой или гемофильной инфекции – это всего лишь несколько уколов (для детей и взрослых разного возраста от одного до трех в серии первичной вакцинации и один укол для ревакцинации), то прививки от гриппа нужно делать ежегодно. А от коронавируса  – в соответствии с возрастом и состоянием здоровья. При ревакцинации против COVID-19 может потребоваться от одного до нескольких уколов.
Для того чтобы дети реже болели, также очень важно помочь им адаптироваться к школьным нагрузкам. Желательно, чтобы ребенок привыкал к новым или возвращался к старым школьным нагрузкам постепенно. В течение первого месяца надо дать возможность ученику «втянуться» в обычный учебный процесс, а все дополнительные нагрузки – занятия в спортивных секциях, музыкальной и художественной школах, на языковых курсах – вводить потом. И не все сразу. Добавили секцию баскетбола, походили несколько недель, поняли, что все идет штатно, добавили следующую активность. Так вы сохраните и здоровье ребенка, и свое собственное. Нельзя переусердствовать в этом вопросе, ведь принцип любого ответственного родителя должен повторять главный девиз врача: «Non nocere!» — «Не навреди!».
 
 
Пресс-служба Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (информация МЗ РФ)

Главный внештатный детский специалист Минздрава России по медицинской реабилитации Татьяна Батышева о последствиях COVID-19 у детей

— Многих родителей волнуют последствия коронавируса, перенесенного ребенком. У детей, перенесших COVID-19, ухудшаются когнитивные функции, и эти данные подтверждены как у российских, так и у зарубежных исследователей. Наиболее часты такие проявления постковидного синдрома, как астения, хроническая усталость, повышенная утомляемость, слабость, головная боль, нарушения сна. С точки зрения когнитивных функций сегодня у детей, перенесших ковид, встречаются стойкие нарушения концентрации внимания и памяти. В то же время, вакцинация снижает вероятность развития «долгого» ковида у детей и подростков. У нас есть зарекомендовавшая вакцина «Спутник М», которая может применяться для вакцинации детей с 12 лет. 

Кроме того, на сегодня у нас есть результаты достаточно масштабных европейских и китайских исследований, в которых сравнивались дети в возрасте 8-10 месяцев, рожденные от здоровых матерей и от матерей, перенесших COVID-19 в разной степени тяжести. Действительно, дети мам, пострадавших от ковида, имели более низкие оценки состояния, как со стороны общих двигательных функций, так и со стороны мелкой моторики, предречевого развития. Безусловно, это говорит о необходимости уделять особое внимание педиатров и неврологов таким детям. Будущие мамы в этой ситуации могут существенно снизить риск развития когнитивных нарушений у детей, если своевременно пройдут вакцинацию против новой коронавирусной инфекции. 
Нужно понимать, что вакцинация – один из самых надежных методов профилактики, не только COVID-19, но и многих других серьезных инфекционных заболеваний. Конечно, лучше всего вакцинироваться на этапе подготовки к беременности.  И при подготовке к беременности, безусловно, нужно заранее беречься не только от ковида, но и от массы грозных инфекций.  
 
Пресс-служба Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (информация МЗ РФ)

Generated by Feedzy