Государство и бизнес: ответственность за здоровье населения (Взгляд на реформу здравоохранения)


На рубеже второго десятилетия XXI века в России принята Концепция развития здравоохранения на долгосрочную перспективу. Принятие документа продиктовано изменениями экономического вектора развития государства: страна уходит от  имиджа «сырьевой державы» и берет курс на инновационные технологии.

Как показывает опыт развитых экономик мира, только постоянные преобразования и обновления способствуют процессу развития. Там, где нет стремления к совершенствованию, неизбежна стагнация экономики страны. Упование только на сырьевые ресурсы — порочный и тупиковый путь, потому как, во-первых, запасы сырья ограничены, во-вторых, спрос на них постоянно меняется, следовательно, и цены на рынке  колеблются.

Пример тому — экономические кризисы как внутри стран (август 1998 года в РФ), так и международные кризисы (2008 год). Страны, экономики которых ориентированы на внедрение новых технологий, наиболее устойчивы к внешним ударам.

Если представить экономику как некую «цепь», состоящую из «звеньев» и обязательно замкнутую в один контур, то «звенья цепи» тоже состоят из  «цепочек» поменьше, связанных и  закольцованных между собой. Таким образом,  вся модель экономики рассматривается как единое целое.

В планировании экономики любого уровня (страны, отрасли, региона, города, учреждения) условно можно выделить три этапа. Первый — формирование звеньев «цепи», второй – связывание звеньев между собой, третий – создание единого замкнутого контура.


На первом этапе определяется количество и качество необходимых звеньев. Иными словами, решается вопрос о том, какие направления необходимы для нормального функционирования экономики.

На втором этапе производится «увязывание» их, то есть консолидация в единую линейную цепь. На третьем — сцепление двух концов цепи в единое «кольцо».

Однако далее не менее важно размещение всех звеньев цепи в правильном порядке, т.е. в том, при котором не произойдет разрыва созданной цепи. Для этого необходимо определить  «сильное звено», характеризующее эволюционные преобразования экономики. Если развитие экономики представить процессом потягивания цепи, то нужно знать и «слабое звено», чтобы не тянуть  непосредственно в этом месте, неизбежно провоцируя  разрыв всей цепи.

Отраслями, которые традиционно считаются «слабым звеном» в экономике государства, принято считать отрасли социальной сферы: здравоохранение, образование, культуру и социальную защиту. Однако финансово-экономический анализ доказывает:  и в «слабом звене» находятся свои «сильные звенья». Но если таковых мало, возникает потребность такие звенья создавать, чтобы безопасно производить потягивание всей цепи.


Здравоохранение как отрасль государственной экономики на современном этапе претерпевает серьезные изменения. И не все они логичны и обоснованны. В соответствии с принятой Концепцией развития здравоохранения России до 2020 года отрасль ждут перемены, которые, по большому счету, нужны как воздух. Отрасль развивается как живой организм: появляются новые направления, новые методики, новые лекарства, внедряются современные информационные технологии, строятся новые учреждения, повышаются требования к качеству медицинской помощи.

Чтобы осуществить задуманные перемены, нужно мудро планировать на десятилетия вперед. Безусловно, в период реформирования происходят и болезненные изменения. Без этого, к сожалению, не обойтись. Концепция развития отрасли дает ориентиры того, что ждет нас в конце реформ. Искренне надеемся, что инновации приведут к достижению намеченных конечных целей. Однако на этапе стратегического планирования необходимо предусмотреть механизм коррекции реформы для удержания выбранного курса. В противном случае можем огорчиться: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

На современном этапе государственные проекты, направленные на поддержку и развитие здравоохранения, доказали свою эффективность. Однако даже начатая поддержка отрасли остается недостаточной, требуются дополнительные усилия. Становится очевидным, что с помощью одних средств госбюджета реформу дотационной отрасли полноценно не вытянуть. Усилия государства требуется объединить с частными инвестициями.

Одним из перспективных направлений в мировой практике считается концессия или концессионное соглашение — развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) на взаимовыгодных условиях. Но есть некоторые моменты, без учета которых участие частных инвесторов в здравоохранении выглядит несколько однобоко.

Бесспорно,  инвестору нужна прибыль. Для ее получения реально  привлекательны финансовые вложения в область высоких технологий. Они более дороги по затратам, но и быстрее окупаются. Потребителю медицинской услуги и здравоохранению нужно участие бизнеса в развитии менее привлекательной с позиции окупаемости, но более востребованной первичной помощи. Какие же изменения необходимы, чтобы стимулировать развитие государственно- частного партнерства в здравоохранении?

Прежде всего — изменение налогообложения прибыли медицинских организаций и бизнеса, вкладывающего деньги в развитие здравоохранения, а также более интенсивное развитие добровольного медицинского страхования. В выполнение планового государственного задания необходимо включить частные и автономные медицинские организации. В этом случае можно реально достичь улучшения доступности медицинской помощи населению.

Чтобы эффективно включиться в предлагаемую концессионную модель,  необходимо обеспечить для частных медицинских организаций, привлеченных к выполнению планового задания, соблюдение тех же требований, которые предъявляются к  государственным учреждениям.

Сегодня уже существуют такие медицинские учреждения,  оказание помощи которыми оплачивается из средств фонда ОМС. Это серьезно способствует развитию рынка ГЧП. В этой связи вполне логичными кажутся налоговые послабления для создания ГЧП. Однако передача государственных медицинских учреждений в управление частным медицинским компаниям или заинтересованным инвесторам имеет смысл только в случае, если будет обеспечена экономическая эффективность этих вложений, то есть если государство обеспечит оплату медпомощи по полноценному тарифу. В противном случае ни о каком партнерстве речь идти не может. Здравоохранение для бизнеса — отрасль, связанная с большим риском, поскольку не может принести быстрого и хорошего дохода, а посему такие проекты имеют большие сроки окупаемости.

Помимо концессии, существуют другие схемы ГЧП: приватизация медицинских организаций, сдача в аренду, создание совместных предприятий. Что же касается услуг, не входящих в территориальные программы гарантированной государством медицинской помощи, то бизнес может оказывать их на платной основе и брать для этого в аренду часть площади или оборудования (конечно, не того, что получено в рамках ПНП «Здоровье» и Программы модернизации). Представляется возможным покупка оборудования по «ленд-лизу» с обязательным техническим обслуживанием на весь период постепенного выкупа. По системе обратного «ленд-лиза» медицинское учреждение может сдать в аренду/наем инвестору часть своих площадей, использование которых допустимо деятельностью, прописанной в лицензии.

Какая за всем этим польза инвестору от такого участия? Ответ один — прибыль. Но не чистая прибыль, а заложенная в налоговых послаблениях. Одно из таких, по мнению бизнеса, — НДС.

Здравоохранение и остальные разделы экономика всегда взаимоувязаны и взаимозависимы. Никогда не достичь роста в реальном секторе экономики, если  население часто болеет. Сегодня возникла насущная потребность в интеграции бизнеса и социальной сферы. Государству нужна помощь на самых ответственных участках, на уровне первичного звена. Одно дело затеять реформу всей страны, другое – поддержать свою страну в преобразованиях и со всей страной взять часть ответственности на свои плечи. Государственная система здравоохранения может и должна стать основой для диалога с частными инвесторами. Пришла эта пора.

А.Л.Пигалин,

заместитель начальника управления здравоохранения администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»