Гуманизация педагогического процесса в системе последипломного образования


В современных педагогических изданиях, на конференциях, во всех учебных заведениях все шире обсуждается вопрос о гуманизации образования. Это во многом связано с эволюцией мировых философских воззрений, в соответствии с которыми центральной фигурой становится сам обучаемый – человек.

Гуманизм (человеческий, человечный) – в философском смысле исторически изменяющаяся система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих сил и способностей, считающая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов.

Гуманизация образования – развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и обучаемого, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития.

До последнего времени обучаемый был не субъектом, а объектом образовательного процесса. Сейчас приоритеты меняются, меняется и содержание образовательного процесса: речь идет уже об «открытом содержании». Педагог имеет возможность и право широкого варьирования. Это способствует кардинальному усилению эмоционального и коммуникативного потенциала учебников, учебных и методических пособий, фильмов, программ и т.п.

Для педагога это очень сложный и очень интересный процесс. Особенно это важно в процессе последипломного образования (ПДО). Здесь педагог никогда не может быть «выше» обучаемых или «над» ними. Здесь он должен быть наравне; иногда, в области некоторых знаний и инноваций, «впереди» обучаемых; а иногда может быть и «ведомым», если дело касается большого профессионального опыта обучаемых. Педагог никогда не должен прекращать собственного образования, ему не должно быть стыдно перенимать профессиональный опыт у более взрослых опытных и мудрых специалистов (слушателей) в процессе ПДО.


В процессе обучения возникают идеи сотрудничества и сотворчества, создание условий взаимной доверительности и взаимной требовательности. Каждое занятие наполняется новым эмоциональным содержанием и окраской. Педагог переходит от монолога к диалогу с обучаемыми.

Гуманизация – это не конкретная методика обучения. Это – ценностная ориентация и личностная ориентация педагога. Она требует создания в образовательной системе комфортной среды и гармонизации взаимоотношений в коллективе обучаемых, а также между обучаемыми и педагогом. Гуманизацию образования, как любой педагогический процесс, нельзя универсализировать.

Гуманизация особо важна в системе ПДО провизоров, так как гуманизацией пронизана сама профессия, сама деятельность провизора. Гуманизация и гуманизм лежат в основе фармации как в особо важной составляющей системы здравоохранения. Аптека (провизор) – очень важное звено в системе «врач – больной (пациент)». Она является социально значимым учреждением. Провизор держит в своих руках здоровье, а порой и жизнь человека. Провизор – очень гуманная профессия, он должен обладать высокими профессиональными знаниями, умениями и навыками, чтобы постоянно оказывать полную, своевременную, профессионально грамотную и квалифицированную фармацевтическую помощь. Кроме того, провизор должен обладать высокими личностными качествами: уметь выслушивать, сопереживать, быть в какой-то мере психологом, целителем души, вселять надежду на выздоровление и уверенность в правильности лечения. Поэтому в процессе ПДО провизоров педагоги в основе своей деятельности используют принцип эмпатии, уделяют большое внимание общению и сотворчеству с обучаемыми. Ведется преподавание таких важных, на наш взгляд, разделов, как «фармацевтический менеджмент», «психология общения», «конфликтология в аптечном коллективе», которые разработаны преподавателями кафедр: «фармации ФПК и ППС» и «управления и экономикой фармации».

В условиях гуманизации образовательного процесса педагог стимулирует творческую активность обучающегося, направляет его поиск и познавательную деятельность на самостоятельное приобретение знаний (обучающийся – субъект в педагогическом процессе). Педагог создает совокупность условий (педагогическое поле), которое развивает личность обучающегося.


В структуре инвариативной и вариативной деятельности преподавателя можно вычленить три стороны личности: интеллектуальную, эмоциональную, действенно-волевую.

Во-первых, преподаватель выступает в качестве руководителя, исполняет роль формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего обучаемых на достижение целей, координирующего их усилия и контролирующего результаты обучающей деятельности.

Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что преподаватель собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет основную политику процесса подготовки кадров.

В-третьих, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что преподаватель определяет направление движения технологий подготовки кадров, решает вопросы распределения выделенных ему ресурсов (времени, технологических средств, помещений и т.п.), осуществляет текущие корректировки.

В-четвертых, это согласующая роль по поддержанию баланса интересов обучаемых, руководства вуза, организации заказчика (аптечного учреждения, фирмы), общества.

В процессе накопления опыта преподавания на сертификационных циклах усовершенствования провизоров было установлено, что гуманизации образовательного процесса наилучшим образом способствует гибкое сочетание следующих педагогических форм обучения: лекций, семинарские занятия, практические занятия, деловые игры, самостоятельные занятия (работа с нормативно-технической документацией (НТД)). Среди педагогических методов предпочтение отдается:

  • демонстрационным (таблицы, графики, схемы и диаграммы с использованием проекционной техники);
  • дискуссионным;
  • эвристическим (творческим), в частности методу эмпатии (применяется специальный тест);

а) приему сотворчества;

б) методу моделирования решения конфликта;

в) методу посредника в решении конфликта (два последних метода в разделе “Фармацевтический менеджмент”);

  • практическим действиям – решению ситуационных задач (с использованием промежуточного контроля – тестового, фронтального письменного, фронтального устного, “полетного” и с использованием мозгового штурма, активной взаимопомощи, открытой мысли, открытой задачи).

При изучении разделов “Фармацевтический менеджмент”, “Фармацевтический маркетинг”, “Фармацевтическая информация и реклама”, “Формы собственности аптечных учреждений” наиболее интересной формой проведения практического занятия являются деловые игры.

Наименее приемлемыми являются такие педагогические формы, как экскурсии и раздел написания рефератов или реферативных работ слушателей.

Экскурсии являются нежелательными с этической точки зрения. так как руководители предприятий, фирм, аптек не всегда считают объект, выбранный для экскурсии (лучшая аптека, лучший аптечный склад и т.п.) — действительно образцом профессиональной деятельности. Оспаривают это право и высказывают свои мнения, это нарушает доброжелательную, спокойную и коллегиальную атмосферу в академической группе.

Написание рефератов является практически невозможным из-за отсутствия у слушателей свободного времени на подбор материала, работу в библиотеке и т.п. Так же слушатели считают этот вид работы слишком “студенческим”, не достойным их уровня. Хотя достаточно часто слушатели по своей инициативе приносят интересные материалы, и даже целые подборки по обсуждаемой теме. Это, безусловно, преподавателями только поощряется.

Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз отметить, что в педагогической деятельности преподаватели сертификационных циклов должны ориентироваться на те качества, которые они хотят развить и закрепить у слушателей провизоров-организаторов и на ту область деятельности, где наши слушатели работают в своей повседневной профессиональной должности.

 

Н.Н.Муслимова — к.пед.н., доцент кафедры  фармации факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Казанского государственного медицинского университета

Г.Х.Гарифуллина – к.фарм.н., старший преподаватель кафедры  фармации факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Казанского государственного медицинского университета

 

Литература:

1.     Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов / В.И.Андреев. – Казань: Изд-во КГУ, 1992. – 140 с.

2.     Казанцева Л.А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования: Автореферат дисс. … д-ра педагог.наук / Л.А.Казанцева; Казанск.гос.ун-т. – Казань, 1999. – 41 с.

3.    Музыра Ю.А. Руководитель и аптека / Ю.А.Музыра, Э.Г.Морозова, И.Ю.Карманова // Новая аптека. – 2004. — № 1. – С.45-50.