29.04.2025

mendelevitc-netchiporenko13-15 октября в Казани на базе Казанского (Приволжского) федерального университета прошла IV Бехтеревская психологическая конференция «В.М.Бехтерев и современная психология».

Открыл пленарное заседание доклад доктора психологических наук, профессора Л.М. Попова (г.Казань) «Эвристические возможности идей Бехтерева в психологии». Ученый рассказал, что рассматривая человека как одного из представителей материального мира, Бехтерев проводит мысль о его подверженности действиям базовых законов, распространяющихся на все мировые явления. Это законы сохранения энергии и закон ритма и их эвристические возможности в психологии. Бехтерев стремился понять взаимосвязь духа и материи, физического и психического, жизни и психики. p1240384Закон сохранения энергии и производные от него эффекты известны достаточно давно и пока носят описательный характер нежели систематизированный и обоснованный. По большому счету все сводится к тому, чтобы человек как можно более адекватно мог вобрать в себя окружающий мир, включая знания и культуру с одной стороны. А с другой, — опираясь на эти знания и свою энергию, которая проявляется в соединении мотивации и действия, — преобразовать имеющийся мир.

Во всех случаях будет происходить два процесса: насыщение энергией, которая приходит извне, и передача энергии во вне, что соответствует созерцанию и деятельности (преобразованию). Бехтерев, соединяя энергию с движением, колебанием, ритмом, считает, что в качестве закона, сформулированного в естественных науках, может выступать закон ритма, вполне применимый для анализа психических и социально-психологических процессов. По мнению докладчика, ритмическая основа развития субъекта с последовательным погружением внутрь и вовне сопрягается с идеей «взаимопереходов» экстернальных действий в интернальные и наоборот.

Также на пленарном заседании были заслушаны выступления А.О.Прохорова (Казань) «Образ психического состояния: к постановке проблемы», М.И.Воловиковой (г. Москва) «Задачи построения и развития нравственной психологии», В.И.Андреева (г. Казань) «Концептуальная педагогическая прогностика: проблемы и перспективы развития», Б.С.Алишева (г.Казань) «Две стороны самоценности развития личности», А.А.Баранова (г.Ижевск) «Психологическая безопасность личности: структура и показатели».

p1240413После пленарного заседания работа продолжилась в четырех секциях: методологические вопросы категориального аппарата в современной психологии, этическая психология и психология саморазвития в России, экспериментальная психология и медицинская психология и психотерапия.

Секцию «Медицинская психология и психотерапия» открыл доклад Н.Н.Биктиной (г. Оренбург) «Комплексный подход в коррекции дезадаптивного состояния детей». Дезадаптивное состояние детей — это общее функциональное состояние психической активности, временное своеобразие психической деятельности, представляющее собой относительно устойчивую интеграцию нервно-психических проявлений, характеризующих школьную незрелость ребенка и проявляющееся в функциональной недостаточности одной или нескольких сторон психической активности (морфофункциональной, сенсомоторной, эмоционально-личностной). Для создания организационно-психологические условий коррекции необходимы разработка и реализация комплексной программы коррекции проявлений дезадаптивного состояния детей 6-7 лет, комплексная диагностика проявлений дезадаптивного состояния детей, профессиональное взаимодействие субъектов коррекционно-развивающего процесса, эффективное сотрудничество специалистов, родителей и детей.

Чтобы диагностировать физическое развитие, в первую очередь нужно  определение уровня адаптации по индексу функционального напряжения, определение биологического возраста, измерение жизненной емкости легких, измерение мышечной силы правой и левой руки, выявление нарушений осанки, определение структурных компонентов заболеваемости. Для психологической диагностики: определение готовности к школе по тесту Керна-Йерасека, изучение качества зрительно-моторной координации по Гештальт-тесту Бендера, изучение особенностей внимания, скорости переработки информации и работоспособности по тесту Тулуз-Пьерона, оценка уровня тревожности по тесту Тэммл, Дорки, Амен.

p1240375Проявления дезадаптивного состояния: соматическая ослабленность, низкий уровень функциональной готовности к школе, высокое напряжение адаптационных возможностей организма, низкий уровень резервных возможностей дыхательной системы, утомляемость, высокий уровень тревожности, низкий уровень развития школьно-значимых функций, эмоциональное неблагополучие.

Суть совместной работы психолога, врача-педиатра и психолога состоит в определении концептуальных основ коррекционно-развивающей деятельности, планировании совместных действий, согласовании целей, методов, комплексной диагностике, методических семинарах, консилиумах, групповом и индивидуальном консультировании родителей, рефлексивно-содержательном анализе результатов совместной деятельности.

В результате комплексной программы коррекции дезадаптивного состояния детей дошкольного возраста снизилось эмоционально-психическое напряжение, уровень тревожности, повысился уровень развития школьно-значимых функций, увеличилась сила кисти рук, улучшились взаимоотношения между детьми и родителями, повысился уровень развития резервных и адаптационных дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Г.Ф.Мухамадиева (г.Казань) представила доклад «Взаимосвязь антиципационных способностей с характеристиками формально -логического интеллекта в условиях психической нормы и патологии». Исследование представляет собой начальный этап решения проблемы о том, является ли атиципационная способность компонентном интеллекта или она функционирует как автономное образование. В начале исследования  предполагалось обнаружить сильную связь прогностических способностей и уровня интеллектуального развития. В первой группе испытуемых был проведен тест, результаты которого показали большое количество нулевых корреляций между параметрами прогностической компетентности и отдельных операций. Связи прогностической компетентности с формально-логическим интеллектом у здоровых людей либо отсутствуют, либо опосредовано влияние каких-то других переменных. С другой стороны, отсутствие этих связей может говорить о том, что прогностическая способность является самостоятельной, отличной от интеллекта, автономной способностью.

Второй вопрос  — будут ли наблюдаться взаимосвязи этих параметров в условиях психической патологии, которая сопровождается снижением интеллектуальной функции, в частности, у больных с шизофреническими дефектами. Существуют экспериментально установленные закономерности развития шизофренического дефекта. Снижение интеллекта при шизофрении  проявляется в прогрессирующих когнитивных аномалиях, в значительной мере страдают ориентации в сфере будущего, нарушается вероятность на прогнозирование.

У больных шизофренией связи отдельных интеллектуальных функций с уровнем атиципационной состоятельности достаточно многочисленны и сильны. В большей степени с уровнем интеллекта связаны временная прогностическая когнитивность, в меньшей   личностно-ситуативная.

p1020881Сравнительный анализ связей антиципационной состоятельности с успешностью в интеллектуальных тестах у здоровых людей и больных шизофренией позволяют увидеть некоторую тенденцию в характере взаимодействия этих компонентов. Слабые корреляции могут свидетельствовать о том, что антиципационная состоятельность является способностью, отличной от интеллекта, но при этом имеющей с ней общую когнитивную природу. Уровень развития и структуры антиципационных способностей в большей степени зависит от параметров интеллектуальной деятельности. То есть интеллектуальная дезорганизация в большей степени влияет на прогностическую несостоятельность, чем сохранный интеллект на прогностическую состоятельность. Этот факт может свидетельствовать о том, что прогностическая компетентность в той или иной мере взаимосвязана с уровнем развития интеллектуальных функций. В условиях психической патологии эта связь более выражена, следовательно, менее опосредована другими личностными свойствами. В условиях психической нормы связи интеллекта и прогностической компетентности не столь линейны и однозначны. Сохранный и даже высокий интеллект вовсе не гарантирует наличие эффективно функционирующей системы антиципационных способностей, а низкий уровень интеллекта не является прямым свидетельством антиципационной несостоятельности личности.

Также свои исследования представили вниманию аудитории И.А.Казакова (г.Санкт-Петербург) «Эмпирические и теоретические предпосылки психологической концепции эмоциональных нарушений», Н.П.Ничипоренко (г. Казань) «Особенности взаимосвязи антиципационной состоятельности и копинг поведения личности».

В рамках конференции прошли также мастер-классы профессора, доктора наук, зав. кафедрой психологии познания Института психологии факультета биологических наук, фармации и психологии Лейпцигского университета Й.Ешениака, доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии личности КФУ Л.М.Попова, кандидата психологических наук, доцента, заведующего кафедрой социальной психологии Оренбургского государственного университета И.С.Якиманской.

Как отметил доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой  медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета В.Д.Менделевич, эта конференция должна стать хорошей школой для молодых специалистов, дать возможность посмотреть, какие темы сегодня интересны, какие исследования проводятся, в каких направлениях движется научная мысль, с другой стороны, как представлются результаты научных исследований. Нужно брать лучшее из того, что было озвучено на конференции, и претворять это в жизнь.

Светлана Емельянова