23.01.2025

9 июня в Казани в IT-парке состоялась X Международная научно-практическая конференция «Информационные и управленческие технологии в здравоохранении».

С каждым годом масштаб и важность конференции становятся все более значительными, об этом говорит то, что в конце 2010 года в Республике Татарстан запущено два крупных, системных проекта: информатизация онкологического кластера и внедрение системы «Электронная очередь» в масштабах всей поликлинической службы Нижнекамского муниципального района. На сегодняшний день в Нижнекамском муниципальном районе реализован первый этап «пилотного» проекта «Электронное здравоохранение» ­ программы комплексной информатизации системы здравоохранения в масштабах всего муниципального района. Также во всех поликлинических учреждениях района, в том числе на селе – в фельдшерско-акушерских пунктах, внедрена система удаленной записи на прием к врачу «Электронная очередь». В поликлиниках Нижнекамска над дверями кабинетов смонтировано 150 информационных табло для вызова пациентов, установлено 30 терминалов для самостоятельной записи пациентов к врачу. Создан контакт-центр, принимающий звонки населения для записи на прием по телефону — ежедневно принимается до 5 000 звонков.

Конференция была посвящена повышению эффективности управления здравоохранением за счет применения передовых управленческих решений на базе информационных технологий. В мероприятии приняли участие руководители федеральных и региональных органов власти, представители 60 регионов России, а также стран СНГ и Европы, ведущие российские и мировые IT-компании, ведущие разработчики системных решений в области здравоохранения.

Мероприятие открыл модератор мероприятия – директор Диспетчерского центра Министерства здравоохранения Республики Татарстан Р.И. Туишев. Ростислав Иванович подчеркнул, что мероприятие будет проходить в форме дискуссии, а именно, живом обсуждении и рассмотрении принципов построения Комплексной системы управления здравоохранения региона с обеспечением медицинского, информационного, экономического и организационно-административного управления.

«Медицина — это искусство, где нужен талант. А где взять талант в большом  количестве? Нужны система, стандарты, тогда искусство будет жить в медицине. Эти слова отражают сущность нашей конференции. Каковы возможности электронной цифровой подписи? Как будут выглядить центральные районные больницы муниципальных медицинских образований и высокотехнологичные медицинские центры? Эти все вопросы будут обсуждаться на мероприятии» ­ подчеркнул он.

С приветственным словом выступил министр здравоохранения Республики Татарстан А.З. Фаррахов. Айрат Закиевич отметил, что в Татарстане в настоящее время делается многое для продвижения вопросов информатизации. «Это очень сложный и системный вопрос. Далеко не просто поставить компьютеры и объединить их сетью, поэтому, конечно же, здесь нужны единые стандартные решения, и они очень недешевые», — подчеркнул он.

Вице-премьер, министр информатизации и связи Республики Татарстан Н.А. Никифоров выступил с докладом «Электронные услуги государства — населению». Во время своего доклада докладчик проинформировал, что только за апрель 2011 года портал государственных и муниципальных услуг РТ посетило 437500 человек.

«Всего было зафиксировано около 700 тысяч фактов обслуживания населения. Если в апреле было подано 60 процентов заявлений в электронном виде на постановку в очередь в детский сад, то на прием к врачу через Интернет было подано лишь 5 процентов обращений. В целом же, по его данным, в Татарстане 58 процентов семей имеют дома компьютеры и подключены к Интернету. Сегодня спрос на электронные услуги у населения чрезвычайно высок, и мы сильно недорабатываем в этом смысле, надо быть самокритичными», – заявил Николай Анатольевич.

Далее слово взяла заместитель министра здравоохранения Оренбургской области Ю.Э. Балтенко, которая выступила с сообщением «Диспетчерский центр Министерства здравоохранения Оренбургской области — как основа информатизации в рамках Программы модернизации здравоохранения». Юлия Эдуардовна отметила, что в высокотехнологичные клиники Оренбургской области с начала 2011 года было направлено 4128 пациентов, в том числе по педиатрическому кластеру 2624 пациента.

Главной задачей диспетчерского центра является рост качества медицинских услуг вследствие рационального распределения ресурсов и управление движением пациентов. В  2011 году планируется вводить электронную регистратуру во все учреждения здравоохранения области и провести интеграцию с уже существующими в ЛПУ локальными информационными системами.

Докладчик заявила, что ситуационный Центр Оренбургской области является неоценимым и серьезным помощником для министерства здравоохранения, так как он призван обеспечивать оперативный мониторинг показателей эффективности работы системы здравоохранения, а также возможность построения отчетности в режиме реального времени.

О единой информационной системе здравоохранения (ЕИСЗ) Республики Казахстан рассказала начальник управления Центра информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Казахстан Н.В. Киль. В своем выступлении Наталья Валерьевна отметила, что компонентами ЕИСЗ являются медико-статистическая система, система управления ресурсами, система мониторинга санитарно-эпидемиологической ситуации, система управления лекарственным обеспечением, система управления качеством медицинских услуг, система управления финансами. Принципами ЕИСЗ являются пациентоориентироанность, минимизация рутинных функций и человеческого фактора, оперативность и доступность информации, достоверность.

О перспективах использования информационных технологий  в системе здравоохранения Украины доложила начальник отдела противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и наркомании Министерства здравоохранения Украины М.В. Зеленская. Марина Владимировна отметила, что широкое развитие в здравоохранении Украины получили процессы защиты информации, процесс информатизации медицинских услуг и развитие национальной телемедицинской системы. В докладе было отмечено, что сейчас стартуют ряд проектов, которые направлены на то, чтобы обеспечить автоматизацию рабочих мест практикующих докторов.

С докладом «IT-решения и программа модернизации здравоохранения Российской Федерации» выступил генеральный директор компании «Корпоративные информационные рутины» Р.Ш. Сунгатов. Рустам Шамилевич отметил, что здравоохранение – это сверхспецифическая отрасль, которая отличается двумя положениями. Первое заключается в том, что в ней существует иная схема отношения между потребителем услуг и плательщиком, где действует принцип социальной солидарности. Второе  ­  продукт здравоохранения в полной мере нельзя измерить. И поэтому должны быть найдены механизмы, которые способны измерить продукт в здравоохранении и определиться со стоимостным выражением. Для решения этой задачи важно единство работы организаторов здравоохранения, специалистов информатики и экономистов.

Заключительным докладом заседания стало выступление директора Диспетчерского центра МЗ РТ Р.И. Туишева, который рассказал о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.

Докладчик отметил, что 7,7 % ЛПУ ведут электронные истории болезни или электронные медицинские карты, менее 3 % ЛПУ оснащены средствами телемедицины, 80 % парка компьютеров используются для обеспечения административно-хозяйственной деятельности. Для решения проблем в сфере здравоохранения необходимо усиление координирующей роли государства и создание единого информационного пространства. В рамках создания  системы МЗиСР РФ планируется создание Федерального центра обработки данных, федеральных прикладных систем, обеспечивающих интеграцию региональных информационных систем и систем медицинских учреждений; разработку минимального набора требований к прикладным компонентам Системы.

После небольшого перерыва в рамках конференции состоялись круглые столы по темам: «Реализация программы модернизации здравоохранения и опыт регионов в осуществлении данной программы», «Технические вопросы внедрения, создания и эксплуатации информационных систем в ЛПУ». В рамках первого круглого стола выступил генеральный директор ГАУЗ «Межрегиональный клинико-диагностический центр» Р.Н. Хайруллин с докладом «Информационные технологии как инструмент управления на предприятии». По его словам, результат информатизации заключается в снижении временных затрат на 11 % при обрабатываемом объеме информации (2 240 187 единиц документов в год, увеличение производительности на 54 %, сокращение времени на 90 916 часов в год, снижение времени на непрофильные виды работ врачебного персонала на 9% от общего рабочего времени; оперативность получения информации о пациенте; визуализация и динамика результатов исследований. Также участники конференции заслушали доклады на темы: «Медицинские информационные системы и мобильный телемониторинг пациентов», «Экономические аспекты управления здравоохранением», «Приоритетные направления информатизации учреждений здравоохранения города Якутска» и др.

Гульнара Абдукаева