«Для передачи искусства врачевания далеко не достаточно вложить в голову молодого человека сумму определенных знаний. Необходимо научить его мыслить, анализировать полученную информацию, иметь и уметь обосновывать собственную точку зрения, то есть все то, что входит в понятие «клиническое мышление». Для этого, необходимо пройти тот путь от простого к сложному, от созерцания к пониманию, которое прошло человечество в искусстве врачевания. Процесс это длительный, последовательный и закономерно, что высшее медицинское образование во всем мире является наиболее долгим и кропотливым», — так начался наш разговор с непосредственным руководителем Центра практических умений, профессором кафедры общей хирургии КГМУ Сергеем Александровичем Булатовым.
Тема для беседы с Сергеем Александровичем была выбрана, отнюдь, не случайно – если немного категорично, но четко собрать в единое целое мысли многих высказывающихся на различных форумах и конференциях преподавателей медицинских вузов, то получится следующая фраза: «выпускники медицинских вузов в большинстве случаев не могут применить свои знания на практике». Кто в этом виноват? Что делать? А главное, каким образом решается данная проблема в одном из старейших вузов России – Казанском государственном медицинском университете, и какую роль во всем этом играет Центр практических умений – вопросы уже не риторические. А посему ответы на них – в интервью с профессором.
— Сергей Александрович, с какой целью был создан Центр практических умений, кому принадлежит идея его создания, и какую функциональную нагрузку он несет?
— Главная цель создания Центра – реализовать программу доклинической подготовки студента в плане освоения практических умений и обеспечить последовательность и преемственность на всех курсах. Идея создания Центра зрела давно, и принадлежит коллективу — ректорату КГМУ, то есть, решение было коллегиальным. Идея воплотилась в реальность в 2002 году.
Говоря о предназначении Центра практических умений, хочется упомянуть крылатую мысль известного французского философа и просветителя Этьена Бонно де Кондильяка, жившего в 18 веке, которая, как нельзя точно, отражает современные принципы, положенные в основу подготовки будущего специалиста в медицинском университете.
«Лучший способ научить других — это провести их тем же путем, по которому шло человечество, чтобы образовать себя». Безусловно, это практика и еще раз практика, но сегодня, взяв ориентир на европейские страны, российское здравоохранение также перешло на систему страховой медицины. Если пациент платит за свое лечение, как правило, он рассчитывает на лечение у опытного доктора и индивидуальный подход. Уже сейчас имеются прецеденты, когда находящийся в клинике больной отказывается и не идет на контакт со студентом, не говоря уже о каких-либо процедурах. И зачастую, это не вина или нерадивость студента, что он не смог найти способ применить свои знания на практике. Возникла проблема – чтобы допускать студента к больному, необходимо, чтобы он уже имел навыки в проводимых им манипуляциях, а откуда этот опыт возьмется? Необходимо тренироваться. В центре практических умений роль пациента играют манекены, тренажеры, симуляторы, на которых можно научиться методике любых манипуляций. Современный уровень техники позволяет создать тренажеры достаточно высокого уровня качества и добиться большой реалистичности в проведении той или иной процедуры. Есть еще актеры, на которых «отрабатываются» врачебные навыки общения с пациентом.
— Зачем в некоторых случаях роль пациента играет актер? В чем заключается суть данной методики?
— Данная методика носит название «стандартизированный пациент», то есть стандартные жалобы больного и стандартная клиническая картина заболевания, откликом на которую должно стать стандартное решение по диагностике и лечению пациента. Методика – американская. Мы привезли ее из университета Восточная Каролина, и сейчас продолжаем ее совершенствовать.
Пациент — актер и студент остаются тет-а-тет, а камера слежения отображает на мониторах в соседней комнате все, что происходит. Эксперт следит и отмечает все ошибки. Грамотно собранный анамнез, соблюдение этики в общении, внимание ко всем жалобам, умение выделить главное и поставить диагноз – все это лучше отрабатывается в реальном общении. С манекеном это сделать невозможно. На сегодняшний день мы имеем восемь оборудованных мест с видеоконтролем и аудиоконтролем, позволяющими оценивать работу студента у постели больного. Обязательным компонентом этого общения служит последующий, совместно с преподавателем, разбор допущенных врачом «ошибок». Это технически осуществляется при помощи постоянной видеозаписи всего процесса работы студента и «стандартизированного пациента», роль которого играет специально подготовленный актер. Получив и изучив легенду «своего» заболевания он демонстрирует типичные жалобы и симптомы. Это ролевая игра позволяет почувствовать студенту себя в роли врача-исследователя, в обстановке максимально приближенной к реальной.
— А откуда приглашаются актеры?
— Из Гильдии актеров Казани. У нас работают даже заслуженные актеры Татарстана. Это та же театральная роль, задача которой максимально воспроизвести состояние больного человека и способная многому научить студента.
— Кто выступает экспертом? Преподаватель?
— Если экзамен, то да. А если это рабочее занятие — наблюдение за происходящим в реальном времени на мониторе, который расположен в учебной комнате позволяет и другим студентам участвовать в процессе и выступать в роли «клинических экспертов».
— В мире опыт работы подобных Центров используется более 20 лет? Что нового привнесли мы в КГМУ?
— Поддерживая многолетние прочные научные и дружественные отношения с коллегами из Левенского католического университета (Бельгия), университета Восточная Каролина (США), Ельского университета (США), мы постарались найти новые подходы к процессу преподавания практических умений, сочетая подготовку студентов на тренажерах и муляжах с клинической работой. При этом мы постарались учитывать особенности российского здравоохранения и трансформировать полученный опыт у нас. В своей работе Центр находится в тесном контакте с базовыми клиническим кафедрами университета, дополняя учебный процесс практической подготовки студентов.
Мы разработали единую сквозную программу, с первого по шестой курс, в которой последовательно от оказания первой медицинской помощи ведем студента к высокотехнологичным лечебно-диагностическим методикам. Даже этап итоговой государственной аттестации студенты сдают на базе нашего Центра. Другими словами, мы собрали все лучшие методики обучения в мире и объединили их в одной учебной программе.
— В центре имеются боксы, в которых имитированы реальные условия больничной палаты. У нас имеется более 250 различных тренажерных комплексов. Кроме этого, мы стараемся знакомить студентов с современным оборудованием, на котором работают врачи стационаров.
Новым направлением в развитии нашего здравоохранения является создание системы семейного доктора. И в этом плане на базе Центра смоделирован кабинет врача общей практики, позволяющий на тренажерах и муляжах отработать те ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. В частности: обследование молочных желез, пальцевое ректальное обследование, гинекологический осмотр, осмотр наружных слуховых проходов и глазного дна, все это может быть реализовано на базе данного кабинета.
Функционирует педиатрический блок, где студенты могут отработать необходимые навыки и манипуляции с пациентами-тренажерами от грудничка до подростка 14 лет.
У нас работает компьютерный класс, где студенты в форме игры общаются с виртуальными пациентами. «Компьютерные игрушки» на медицинскую тему также формируют определенные полезные навыки у студентов.
В Центре развернут операционный блок: общехирургическая операционная, лапароскопическая операционная с полным оборудованием, эндоскопический кабинет. В большей степени это предназначено для последипломной подготовки специалистов.
— Студенты каких факультетов занимаются в Центре практических умений?
— Практически, всех. Но большее внимания и времени уделяется работе с лечебным факультетом.
— Какие дальнейшие перспективы в работе Центра?
— На сегодняшний день идет реконструкция Центра. В скором будущем мы планируем расширить количество палат для работы по методике «стандартизированный пациент», оснастить реанимационный зал в соответствии с международными стандартами. В разработке находится оригинальная идея совмещения методик «стандартизированный пациент» и «виртуальный больной» для обучения врачебным навыкам.
Екатерина Лобанова
На момент написания статьи в Центре практических умений проходил плановый капитальный ремонт главного учебного корпуса КГМУ. Поэтому стоит поставить традиционное «прим. автора» — в ближайшем будущем, через месяц-другой, обновленные стены, система отопления, потолки и полы примут своих студентов на очень важный этап обучения – формирование практических умений и навыков.