Итоги деятельности фармацевтической службы Республики Татарстан за 2010 год и задачи на 2011 год


Решение итогового республиканского совещания

Министерство Здравоохранения Республики Татарстан

Управление по фармации

2 марта 2011г. Казань


Доля отечественных препаратов в стоимостном выражении в общем объеме российского  фармрынка увеличилась с 22% до 25% (в 2008 году — 20%), в натуральных показателях — на протяжении последних 3-х лет практически без изменений — 65%.

Объем республиканского фармрынка составил по итогам прошлого года 15,14 млрд.рублей. Наблюдается его рост,  хотя темпы по сравнению с 2008 годом снизились  (2010\2009-5,4%, 2009\2008-21%).


В фармацевтической дистрибьюции республики произошел рост на 6% и число оптовых компаний на начало года составило 54 (2009 год- 51, в 2008-59) . Незначительно изменился  рейтинг ТОП-5 оптовых компаний. По-прежнему, лидирующую позицию занимает ГУП «Таттехмедфарм» (11,3% от общего объема фармрынка республики). На втором месте ЗАО «СИА-Интернешнл» (9,4%) — по итогам 2009 года занимал 3 позицию в рейтинге, затем ЗАО «НПК «Катрен» (8,7%)- по итогам 2009 года — 2 место. Далее — ЗАО «ЦВ «Протек» (8,6%), ЗАО «Аптека-холдинг» (7,1%). Отмечен незначительный рост доли  ТОП-5 в общем объеме фармрынка республики — по итогам 2009 года их доля составила 43,3%, по итогам 2010-45%.

В прошедшем году чуть более 40% реализуемых в республике лекарств приобреталось за счёт бюджетных средств (с учетом ДЛО).

Объем финансирования госпитального сегмента в 2010 году в общих расходах на здравоохранение составил 3,63 млрд.руб. или 18% (2009 год- 3,86 млрд.рублей или 19,2%- рост за счет дополнительно выделенных субвенций федерального бюджета, 2008 год- 3,012 млрд.руб или 15,6%).

В 2010 году в  госпитальном сегменте  фармацевтического рынка республики 50 финансово-затратных препаратов занимали 30% (или 517 млн. руб.) от общего объема их закупа (1,7 млрд. руб.). Как и в предыдущие годы, в госпитальном сегменте наибольшая доля затрат приходилась на антибиотики, инфузионные растворы, средства для наркоза, низкомолекулярные гепарины.

Растет  среднедушевое потребление лекарств (с учетом ДЛО). За прошедший год рост составил 5%, по сравнению с 2008 годом- 27% (2010 год-4004 рубля, 2009 — 3814 рубля, 2008-3153 рубля). В тоже время в ряде районов по сравнению с 2009 годом отмечено уменьшение данного показателя: в Менделеевском районе — на 3%,  Черемшанском — на 13%, Алькеевском-на 13% (приблизился к уровню 2008 года). Остался практически на уровне прошлого года показатель в Тюлячинском и Нурлатском районах, г.Наб.Челны. Более 30% рост составил  в  Бавлинском районе (32%), Тукаевском-42%. Рост связан с увеличением числа аптечных учреждений и ростом  объема отпуска по льготным программам.

Сократился разрыв между минимальным и максимальным уровнем потребления лекарственных средств по районам республики  и составил 1:4 (в 2009 и 2008 годах-1:5).

Несмотря на значительное увеличение среднедушевого потребления лекарств в Тукаевском районе (с 858 в 2009 году до 1219  в 2010), этот показатель  остался самым низким в республике. В рейтинг районов с самым низким потреблением лекарств также как и в прошлом году, вошли

-Верхнеуслонский район- 1329 руб

-Новошешминский район- 1476 руб

-Высокогорский район- 1500руб

Выше республиканского среднедушевого потребления показатель только по г.Казани- 4839 руб. Темпы роста за год по Казани аналогичны в целом по республике — чуть более 5%.

За 2010 год Министерством здравоохранения Республики Татарстан выдано 186 лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, переоформлено 17 лицензий, досрочно прекращено действие 58 лицензий по заявлениям, отказано в предоставлении лицензии 2 коммерческим аптечным учреждениям на 2 объекта: ООО «Веселый Аптекарь», ООО «Дару». Причины отказа — отсутствие фармспециалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ; не соответствие объектов лицензионным требованиям и условиям (предоставление недостоверной информации; отсутствие достаточного набора оборудования и инвентаря, помещений, сигнализации; не соответствие санитарным требованиям).

По итогам проверок выдано 30 предписаний, из них по результатам 11 плановых проверок и 19 внеплановых. По результатам 3 плановых (ООО «Адель», ООО «Глобус», ООО «ФАРМ-ЦЕНТР») и 4 внеплановых проверок по ЖНВЛП (ООО «Аптечная сеть «Южный Урал», ООО «Ихлас +», ООО «РИАЛ», ООО «Лана-Р») составлено 7 протоколов об административных правонарушениях.

За год отмечен рост на 5,5% числа  аптечных учреждений (2010 год-1280, 2009 год-1213, 2008 год-1255). Доля государственных аптек за последние два года осталась без изменения-18% (за 2008 год — 21%). Снижается число производственных аптек (с 68 в 2008 году  до 54  в 2010).

ТОП-5 юридических лиц по числу структурных подразделений по сравнению с 2009 годом не изменился. Лидеры — ООО «Аптека «Будь здоров» г.Казань (65), ООО «Астра» г.г.Казань, Наб.Челны (44), ООО «Моя аптека» г.Наб.Челны (38), ООО «Ривьера» г.Казань (32), ООО «Алоэ-Фарм» г.Казань (26). Отмечен незначительный рост доли ТОП-5 в общем объеме фармрынка республики- по итогам 2009 года их доля составляла 16%, по итогам 2010-17,6%.

Уменьшилась нагрузка на одну аптеку — по итогам года она составила  3 100 человек (в 2009 году — 3 200 человек, в 2008 — 3100). Выше среднереспубликанского показателя нагрузка в Кайбицком (7600)-на уровне 2009 года, Дрожжановском (5200), Мензелинском (5000) районах.

В 2010 году объем оказания лекарственной помощи за счет средств бюджетов различного уровня  составил  6,82 млрд.рублей, что на 20,3% больше показателей 2009 года.  По сравнению с 2009 годом удалось на 27,8%  больше   привлечь средств  федерального бюджета на лекарственное обеспечение наших граждан (2,86 млрд.рублей).

Средняя стоимость льготного рецепта в рамках программы ОНЛС по итогам года составила 663,6 рубля (для сравнения — по ПФО-672,95 руб, РФ-724,45 руб).

За год возросло на 16,2% число федеральных льготополучателей. Удалось вернуть в программу  более 6 тыс.граждан (71,7% отказников на 2011 год, на 2010-73,3%).

Экономическая эффективность торгов на закупку лекарств для федеральных льготников в 2010 году составила 4,9% (59,7 млн.руб) от общей суммы объявленных торгов  (для сравнения — в 2009 году — 3,6% или 34,9 млн.руб).

Одним из критериев принципа доступности лекарственной помощи является число рецептов на гарантии. Это индикативный показатель, по которому федеральными органами власти оценивается работа субъекта по организации лекарственного обеспечения федеральных льготников. По республике этот показатель в 10 раз меньше, чем в целом по РФ. Программный комплекс «Спрос-предложение» позволил оперативно и эффективно управлять товарными запасами лекарств, рассмотрено на 40% больше обращений, поступивших от  медицинских учреждений, чем в 2009 году, 94,4% — с положительным результатом. Как результат- снижение числа рецептов на гарантии в 2,4 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

В рамках реализации программы по 7 финансово-затратным заболеваниям в 2010 году увеличилось на 13% количество пациентов, при этом  объем отпуска лекарственных средств в суммовом выражении вырос только на  2% (за счет снижения цен по итогам торгов) и составил 1,02 млрд.руб.

На 5,2%  выросло число республиканских льготников. Бюджетом республики выделено 450 млн.рублей, что на 17% больше, чем в 2009 году.

В целях доступности оказания лекарственной помощи сельскому населению минздравом республики определен перечень обособленных подразделений медицинских учреждений (25,5% — это 477 из 1 869), планируемых к лицензированию на право осуществления фармдеятельности, утвержден приказ о перечне лекарств, разрешенных к отпуску, разрабатывается регламент работы. На сегодняшний день отлицензировано на право осуществления фармдеятельности  26 ФАПов и врачебных амбулаторий.  В доставке лекарств сельскому населению задействованы фельдшера 1249 ФАПов.

Федеральным законом от 12.04.2010г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» установлена обязанность субъектов обращения сообщать  обо всех случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению, о серьезных нежелательных и непредвиденных реакциях при применении лекарств, об особенностях их взаимодействия, которые были выявлены при применении лекарственных препаратов. В 2010 году на территории РТ зарегистрированы 2 серьезные НПР на лекарственные препараты.

В период с начала года, в среднем по России, розничные цены снизились на   -2,64%, по  Республике Татарстан  —  на -3,71%. Оптовые цены по России снизились на   -5,9%, по Республике Татарстан на -5,71%.

По итогам декабря 2010 года средний уровень торговой надбавки составил 25,65%.

В 2010 году процедуру мониторинга прошло 217 тысяч 123 партии ввезенных в республику лекарственных средств, в 2009 году — 235 тысяч 856 партий, в 2008 году — 273 тысячи 668 партий ввезенных в республику лекарственных средств.

В 2010 году при проведении процедуры мониторинга впервые был выявлен брак по 18 наименованиям (23 серии) лекарственных средств, в 2009 году- 21 наименование (24 серии) лекарственных средств, в 2008 году — 24 наименования (31 серия).

При проверке базы данных в соответствии с информацией Росздравнадзора в 2010 году выявлено 340 наименований (806 серий) лекарственных средств, забракованных Центрами контроля качества России, партии которых были ввезены в республику, и качество которых требовало дополнительной проверки, в 2009 году — 334 наименований (1064 серии),  в 2008 году — 340 наименований (1533 серии).

За 2010 год согласно писем Росздравнадзора и в соответствии с данными базы ГУ «ЦККиСЛС РТ» изъято из обращения 17 наименований (25 серий) лекарственных средств до подтверждения их оригинальности. В 2009 году — 15 наименований (17 серий) лекарственных средств до подтверждения их оригинальности,  в 2008 году- 23 наименования (55серий) лекарственных средств до подтверждения их оригинальности.

Испытательной лабораторией ГУ «ЦККиСЛС РТ» в течение 2010 года проведено 9595 испытаний лекарственных средств — на 399 ед. больше, чем в 2009 году.  Количество выявленных забракованных лекарственных средств увеличилось и составило 91 серию (0,95%), в 2009 году была забракована 61 серия из 9196 прошедших испытания (0,66%). Увеличилось  количество испытаний по заданиям Росздравнадзора  в рамках государственного контроля — 1626 серий, по сравнению с 1180 сериями в 2009 году.

Сегодня фармацевтическую помощь в республике оказывают  3875 фармацевтических специалистов, что составляет порядка  60% от общего числа работающих в отрасли.

Распределение фармацевтических специалистов между аптечными учреждениями государственной и негосударственной форм собственности в сравнении с 2009 годом  существенно не изменилось  и составило  31% —  в аптеках ГУП «Таттехмедфарм», 60% — в фармацевтических организациях разных форм собственности,  9%- в аптеках учреждений здравоохранения. В республике около 19% провизоров и 10% фармацевтов имеют квалификационные категории. В 2010 году получили (подтвердили) квалификационные категории 48  фармспециалистов, в 2009 году — 38, в 2008году — 36.

Совещание решает:

1.  Заместителю министра здравоохранения Республики Татарстан  Ф.Ф. Яркаевой обеспечить:

1.1.  контроль за рациональным и эффективным использованием денежных средств, выделяемых из средств федерального и республиканского бюджетов на обеспечение льготных категорий граждан республики;

1.2.  контроль реализации федеральной программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами и реализации программы  лекарственного обеспечения региональных льготников в соответствии c индикативными показателями, утвержденными на федеральном уровне;

1.3.  организацию межведомственной работы по вопросам, касающимся отказа граждан от набора социальных услуг, их возвращения в программу обеспечения необходимыми лекарственными средствами;

1.4.  результативность и эффективность работы  программного комплекса «Спрос-предложение»;

1.5.  контроль за внедрением в практику регистра региональных льготников;

1.6.  доведение результатов ABC/VEN анализа расхода бюджетных средств на лекарственное обеспечение медицинскими учреждениями республики до руководителей учреждений здравоохранения;

1.7.  использование методологии ABC |VEN анализа для учёта расходования бюджетных средств на лекарственное обеспечение стационарных больных;

1.8.  проведение мероприятий по внедрению персонифицированного учета движения лекарственных средств в учреждениях здравоохранения республики;

1.9.  преимущественный закуп лекарственных препаратов отечественного производства.

2.  Заместителю министра здравоохранения Республики Татарстан Р.С. Залалдинову  обеспечить:

2.1.  контроль  исполнения лицензионных условий и требований аптечными учреждениями, в том числе за отпуском кодеиносодержащих  лекарственных препаратов в соответствии с нормативными документами; выявления в обращении недоброкачественных, фальсифицированных и забракованных лекарственных средств;

2.2.  внедрение государственной услуги для лицензиатов в части приема документов в режиме On-line на лицензирование различных видов деятельности в рамках  переданных полномочий  в лицензировании федеральными органами власти.

3.  Руководителям учреждений здравоохранения Республики Татарстан обеспечить использование методологии ABC |VEN анализа для учёта расходования бюджетных средств на лекарственное обеспечение стационарных больных.

4.   Генеральному директору ГУП «Таттехмедфарм» О.З.Акберову обеспечить:

4.1.  активное участие  в разъяснительной кампании во избежание  необоснованных отказов граждан от получения набора социальных услуг;

4.2.  отработку организационных вопросов по своевременному лекарственному обеспечению сельских жителей республики, в т.ч. с подразделениями медицинских учреждений, ФАПами, получивших лицензию на осуществление фармацевтической деятельности;

4.3.  первоочередное лекарственное обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны;

4.4.  предоставление населению электронных услуг о наличии лекарств в аптеках города Казани и организации доставки лекарств для пациента на дом;

4.5.  преимущественный закуп лекарственных препаратов отечественного производства;

4.6.  эффективность госпитальных закупок;

4.7.  систематическое отслеживание регистрации лекарственных средств промышленного производства, с целью своевременного прекращения их экстемпорального изготовления и принятия решения о закупе, в т.ч. по заявкам учреждений здравоохранения;

5.   Директору ГУ «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств Республики Татарстан»  К.А.Миннекеевой обеспечить организацию своевременного проведения процедуры экспертизы качества лекарственных средств, в т.ч. экстемпоральных лекарственных форм.

6.  Руководителям  организаций оптовой торговли лекарственными средствами и  аптечных учреждений обеспечить:

6.1.  исполнение лицензионных условий и требований, установленных нормативными документами;

6.2.  организацию своевременного выявления и изъятия из обращения недоброкачественных, фальсифицированных и забракованных лекарственных средств;

6.3.  отпуск лекарственных средств, в т.ч. кодеиносодержащих, в соответствии с нормативными документами;

6.4.  исполнение нормативных документов, регламентирующих ценообразование на лекарственные средства, своевременное и в полном объеме информирование населения о ценах на ЖНВЛП;

6.5.  представление в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам информации, формируемой посредством шаблона ФГИС ЕИАС ФСТ России «Методика определения предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные средства», для анализа уровней оптовых и розничных надбавок на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

7.  Руководителям аптечных учреждений медицинских учреждений, осуществляющих экстемпоральное изготовление лекарственных средств, обеспечить  систематическое отслеживание регистрации лекарственных средств промышленного производства, с целью своевременного прекращения их экстемпорального изготовления и принятия решения о закупе.

8.  Контроль исполнения решения возложить на заместителя министра здравоохранения  Республики Татарстан Ф.Ф. Яркаеву.

А.З. Фаррахов,

министр