Повышение цен на лекарственные препараты является для потребителей более чувствительным, по сравнению с ростом цен на другие товары массового потребления, так как цена для лекарственных средств представляет собой не только важнейший инструмент конкурентной борьбы между субъектами обращения лекарственных средств, но еще и социальный фактор, который напрямую влияет на здоровье населения.Резкое увеличение цен в связи с кризисными явлениями, отмеченное в январе-феврале прошлого года по всей стране, привело к необходимости принятия срочных мер по стабилизации ситуации на государственном уровне и определении стратегии по выработке единой политики ценообразования. Более подробно тему раскрыла заместитель руководителя Управления Росздравнадзора по Республике Татарстан Любовь Николаевна Шайхутдинова:
— Первым этапом решения этой глобальной проблемы стало введение с июня текущего года мониторинга цен на лекарственные средства в госпитальном и розничном сегментах фармацевтического рынка. Проведение мониторинга позволяет контролирующим органам, как на федеральном, так и региональном уровне (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, территориальные органы Росздравнадзора по регионам), в режиме реального времени анализировать и оценивать складывающуюся на фармацевтическом рынке субъекта ситуацию и дает возможность оперативного принятия своевременных управленческих решений для регулирования ситуации и поддержания стабильности на региональном фармрынке.
Проведение мониторинга цен позволило привлечь внимание к проблемам ценообразования на лекарственные средства всех участников фармацевтического рынка. Бизнес-сообщество убедилось, что принимаемые на Правительственном уровне радикальные меры являются действенным и эффективным инструментом в области регулирования ценообразования, а контроль со стороны государства становится более жестким и решительным. В результате это привело к тому, что ситуация на фармацевтическом рынке постепенно стала стабилизироваться.
Следующим этапом стабилизации ситуации на фармацевтическом рынке и мерой государственного регулирования в области ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства явилось принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009г. №654. Данным постановлением нарушения при формировании оптовых и розничных цен на лекарственные средства отнесены к категории грубых нарушений, за которые предусмотрены достаточно жесткие меры административного наказания.
Положительном моментом для повышения ценовой доступности лекарственных средств можно также считать введение в рамках вышеназванного Постановления обязательной регистрации цен производителей на лекарственные препараты как отечественного, так и зарубежного производства и введение единой методики расчета предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства, исчисляемых исключительно к цене производителя, что приведет к сокращению цепочки посредников и позволит снизить разницу в ценовом диапазоне на лекарства не только в рамках страны, но и в рамках каждого отдельно взятого субъекта.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009г. №2135-р утвержден новый Перечень ЖНВЛС, который не пересматривался с марта 2007г.
Данный Перечень содержит порядка 500 наиболее востребованных лекарств, предназначенных для лечения практически всех заболеваний, что составляет около 2000 торговых наименований или более 5,5 тыс. лекарственных форм. Предыдущий Перечень состоял из 658 наименований. Доля отечественных препаратов возросла с 55% до 68%. Для сведения: в настоящее время в России зарегистрировано около 17 тыс. лекарственных средств.
Исключены из Перечня лекарства с низким уровнем клинической эффективности, дезинфекционные препараты, не относящиеся к лекарственным средствам, а также часть диагностических средств, непосредственно не контактирующих с организмом человека и не являющихся ЖНВЛС.
Из Перечня ЖНВЛС также исключены комбинированные препараты при наличии в Перечне их монокомпонентов, за исключением лекарственных средств для лечения таких социально-значимых заболеваний, как туберкулез и ВИЧ.
Например, из Перечня исключено комбинированное лекарственное средство Фестал, широко применяемое населением для улучшения пищеварения. В Перечне остался монопрепарат Панкреатин в различных лекарственных формах (капсулы, табл. п/о, табл. п/к/о), выпускаемый как отечественной, так и зарубежной фарм.промышленностью под различными торговыми наименованиями. Наиболее известные торговые наименования: Панкреатин (отеч.), Креон (имп.), Мезим (имп.).
Исключен противодиарейный комбинированный препарат Иммодиум плюс (Лоперамид +Симетикон) , остался в Перечне монопрепарат Лоперамид в различных формах выпуска (капс, табл, табл. жеват) — Иммодиум (имп.), Лопедиум (отеч.) и др.
При формировании нового Перечня из него были исключены лекарственные препараты, которыми в рамках государственных программ граждане обеспечиваются бесплатно.
Например, исключен гормональный противоопухолевый препарат Гозерелин (торговое наименование Золадекс). Данный препарат входит в действующий льготный Перечень (приказ Минздравсоцразвития №665).
В Перечень включен ряд лекарственных средств, широко применяемый населением. Это такие препараты, как Уголь активированный, Витамины В1,В 6, Кальция глюконат, Ацикловир мазь (был в табл. и лиофилизат для приготовления инфузий).
Ляйсан Халикова