Изучение татарстанского опыта: медицинское образование в ПФО


Изучение татарстанского опыта: медицинское образование в ПФО«Вопросы медицинского образования сегодня требуют коренной модернизации. Республика Татарстан пионеры в этом направлении, и, как известно, у нас функционирует Образовательный центр высоких медицинских технологий, где сосредоточены мировые тенденции и подходы к образовательной деятельности. Безусловно, это совместный проект и в работе активно принимают участие Казанская государственная медицинская академии и Казанский государственный медицинский университет. Сегодняшний координационный совет посвящен изучению опыта, который накоплен в Татарстане и, конечно, реализации совместных проектов в плане модернизации этой отрасли», — отметил министр здравоохранения РТ Айрат Закиевич Фаррахов 29 июня перед началом заседания Координационного совета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения Приволжского федерального округа. Заседание состоялось под руководством председателя Координационного совета, ректора КГМА, профессора Камиля Шагаровича Зыятдинова в стенах Академии.  В нем приняли участие  члены Координационного совета — ректора, проректора учреждений высшего дополнительного профессионального образования, представители Министерства здравоохранения и социального развития РФ, руководители отрасли здравоохранения субъектов РФ, входящих в состав ПФО. С приветственным словом на открытии заседания выступила заместитель Премьер-министра РТ Зиля Рахимьяновна Валеева: «Сегодня подготовка специалистов, которые бы соответствовали современным требованиям во всех сферах нашей жизни — первоочередная задача государства. И то, что форум проходит в стенах Казанской медицинской академии, отметившей в прошлом году 90-летие, не случайно.Изучение татарстанского опыта: медицинское образование в ПФО Ведь именно в Академии специалисты имеют огромный опыт в подготовке высококвалифицированных врачебных кадров». Говоря в целом о здравоохранении республики, Зиля Рахимьяновна подчеркнула, что в последние годы в здравоохранение вкладываются большие финансовые средства: за три года на  укрепление материальной базы, приобретение нового современного оборудования направлено 4 миллиарда рублей. «Конечно, можно сделать ремонт, закупить новейшее оборудование, но нельзя забывать о том, что главным ресурсом отрасли являются конкурентоспособные кадры. И в Татарстане проделана большая работа всеми образовательными учреждениями, которые занимаются подготовкой кадров. Наряду с сохранением и модернизацией существующих институтов, в Татарстане создаются новые образовательные центры, которые ставят цель продвижения образовательного процесса, его улучшения. Хотелось бы отметить, что в настоящее время татарстанские специалисты выезжают за рубеж, приглашают зарубежных специалистов, внедряют зарубежные технологии, но наша стратегическая задача — воспитывать своих специалистов, разрабатывать свои технологии», — прокомментировала вице-премьер  З.Р. Валеева. Также она коснулась вопроса формирования образовательного кластера в республике. «Конечно, 10 медицинских училищ, которые работают в республике, связаны с медицинскими высшими учебными заведениями, но сегодня предстоит решить и организационно-правовые вопросы. Мы все знаем, как сегодня устаревают знания, как увеличивается объем информации, поэтому задача непрерывного образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Для решения этого вопроса нужна гибкая мобильная система образования. И данная встреча послужит обсуждению конкретных серьезных вопросов, которые необходимо решить сейчас, и обмену накопленным опытом. Координационный совет — это одна из точек опоры модернизации», — отметила З.Р. Валиева.

Изучение татарстанского опыта: медицинское образование в ПФОЗаместитель директора Департамента образования и кадрового развития Министерства здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Владимировна Семенова в своем приветственном слове подчеркнула, что уже восьмой Координационный совет, и его проведение позволяет ежегодно встречаться, делиться успехами, которые были достигнуты за год, также осветить проблемы, требующие решения.

Министр здравоохранения РТ Айрат Закиевич Фаррахов пожелал участникам заседания больших успехов в работе и отметил, что в Татарстане накоплен определенный опыт, которым можно поделиться. «И Министерством здравоохранения в Минздравсоцразвития РФ направлены предложения, касающиеся вопросов оптимизации и улучшения системы медицинского образования», — сказал министр здравоохранения РТ.

С докладом, посвященным итогам и перспективам развития послевузовского и дополнительного профессионального образования ПФО, выступил Председатель Координационного совета ректор КГМА Камиль Шагарович Зыятдинов.

Изучение татарстанского опыта: медицинское образование в ПФО«Согласно «Концепции развития здравоохранения — 2020», одним из факторов, определяющих эффективное функционирование системы здравоохранения, является наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации. Реализуя программы модернизации здравоохранения и образования, медицинские и медико-фармацевтические вузы страны выполняют историческую задачу по качественной, целенаправленной подготовке специалистов для практического здравоохранения, с учетом акцента на два актуальных направления реформирования здравоохранения в нашей стране — общую медицинскую практику и высокотехнологичную медицинскую помощь. Ожидаемый процесс реформирования медицинского образования должен   затрагивать, как минимум, два министерства: здравоохранения и социального развития, образования и науки. Именно сообщество управленцев и научных сотрудников должно стать главным инструментом в принятии решений и контроле качества в системе послевузовского медицинского образования», — начал свое выступление Камиль Шагарович. Он подчеркнул, что основной принцип современной модели образования — «образование через всю жизнь» — требует разработки принципиально новой системы повышения квалификации врачей-специалистов, работающих на разных этапах оказания медицинской помощи. Федеральные и региональные структуры власти должны способствовать возникновению особой инновационной среды, в том числе и для развития современной медицины, которая обеспечивала бы развитие высшего и дополнительного профессионального образования и науки. Решение данной проблемы возможно путем пересмотра программ последипломной подготовки врачей. Разработка государственных стандартов послевузовского профессионального образования особо актуальна в связи с введением с сентября текущего года в высших учебных заведениях Федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения по специальностям группы «Здравоохранение»: «Медико-профилактическое дело», «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика». Инновационная составляющая вводимых стандартов призвана обеспечить формирование надлежащих компетенций и их преемственность на послевузовских этапах подготовки. С целью планомерного перехода от системы сертификации специалиста к аккредитации, на федеральном уровне в кратчайшие сроки должны быть разработаны государственные стандарты послевузовского профессионального образования. Ректор КГМА сообщил и о тех, изменениях, которые затронут поствузовское медицинское образование с 2015 года.Изучение татарстанского опыта: медицинское образование в ПФО В частности, с 2015 года перестанет существовать такой вид постдипломного образования врачей как интернатура, до 65% выпускников будут обучаться в ординатурах. Но выпускники, обучавшиеся по целевому набору, смогут поступать в нее после трех лет отработки в регионе (всего на ординатуру могут рассчитывать более 10 тыс. человек из 17 тыс. выпускников). С 2015 года аккредитацию на все виды медицинской деятельности будет получать не лечебное учреждение, а сам врач, как это происходит во всем мире. Он же будет нести и всю полноту персональной ответственности перед пациентом, а с 2017 года планируется заменить систему выдачи сертификатов медицинским и фармацевтическим работникам на процедуру аккредитации специалистов. Цель — перенести акцент на кардинальное повышение качества подготовки специалистов, овладение ими практическими навыками с учетом потребностей современной системы здравоохранения. Председатель совета в своем выступлении коснулся и государственных проектов, которые реализуются с целью внедрения новых ИТ-технологий в процесс подготовки врачей.  «В настоящее время назрела необходимость стратегического развития Российского медицинского последипломного образования путем внедрения  системы кредитов, стимулирования академической мобильности, введения системы управления качеством образования и с перспективой международной аккредитации. Стремление врача к непрерывному образованию следует рассматривать как проявление врачебного долга», — подчеркнул он. Ректор КГМА выделил основные проблемы, которые волнуют систему последипломного образования. Это — отсутствие четкого положения о клиническом учреждении здравоохранения, которое бы определяло права и обязанности сотрудников кафедры и обучающихся, находящихся территориально на базе данного учреждения; нормативы объема консультативной помощи и лечебно-диагностических манипуляций для всех категорий должностей: ассистентов, доцентов, профессоров и так далее.   Также в настоящее время усложнена процедура коммерциализации продукции научно-исследовательской деятельности. «Ученые, имея множество патентов на полезную модель либо новые методики диагностики и лечения, авторские свидетельства на изобретения, не имеют возможности для реализации разработанной продукции. Продвижение результатов научной деятельности на рынке медицинских услуг способствовал бы укреплению имиджа образовательного учреждения, приобретению известности ученых, а также это являлось бы одним из источников дохода образовательного учреждения», — поделился мнением ректор Академии.


Изучение татарстанского опыта: медицинское образование в ПФООсновную концепцию современной системы подготовки медицинских кадров представила заместитель директора Департамента образования и кадрового развития Министерства здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Владимировна Семенова. Ректор Оренбургской государственной медицинской академии Виктор Михайлович Боев затронул также в своем выступлении вопросы оптимизации целевой подготовки врачей в клинической интернатуре и ординатуре. ректор Кировской государственной медицинской академии Игорь Вячеславович Шешунов, руководитель Управления организации профессиональной подготовки Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области Светлана Александровна Блашенцева, директор института последипломного образования, проректор по последипломному образованию и лечебной работе Самарского государственного медицинского университета Сергей Николаевич  Измалков, проректор по постдипломному образованию Ростовского государственного медицинского университета Яков Абрамович Хананашвили, проректор по непрерывному профессиональному образованию Казанского государственного медицинского университета, профессор Анис Исмагилович Ибрагимов, директор института последипломного образования Башкирского государственного медицинского университета Марат Саубанович Кунафин, проректор по последипломному медицинскому образованию Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко Петр Евгеньевич Чесноков, проректор по учебной работе Пензенского института усовершенствования врачей Валерий Александрович Типикин, декан факультета последипломного, дополнительного и высшего сестринского образования Ульяновского государственного университета Андрей Борисович Песков поделились опытом целевой подготовки врачей, реализации кредитно-модульной системы медицинского образования, использования дистанционных образовательных технологий, внедрения системы непрерывного профессионального образования. Руководитель центра практических навыков Казанского государственного медицинского университета, профессор Сергей Александрович Булатов обозначил перспективы использования тренинговых центров для последипломной подготовки специалистов практического здравоохранения.

Изучение татарстанского опыта: медицинское образование в ПФОВ рамках заседания Координационного совета были рассмотрены проблемы и пути совершенствования подготовки врачей в системе послевузовского профессионального образования; рассмотрены задачи образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и органов управления здравоохранением по укреплению здоровья детей, итоги совместной работы образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, органов управления здравоохранением субъектов РФ, реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в ПФО.

На рассмотрение участникам заседания было представлена Резолюция. Решение Координационного совета будет вынесено позднее, с учетом всех предложений.

Екатерина Лобанова