24.06.2025

А.М. НУГУМАНОВА, Г.Х. ХАМИТОВА

Казанский государственный медицинский университет

Нугуманова Альфия Махмутовна

кандидат медицинских наук, доцент кафедры офтальмологии

Активное использование мультимедийных технологий в преподавании несет дополнительную нагрузку на зрительный анализатор. Несоблюдение санитарно-гигиенических норм, а также специально оборудованные классы для этого типа образовательных технологий приводят к перенапряжению зрения, которое в свою очередь негативно влияет на состояние рефракции студентов. Изучен уровень освещенности в аудиториях университета во время демонстрации мультимедийных учебных материалов, а также их влияние на зрительное утомление и динамику рефракции у студентов.

Ключевые слова: мультимедийная презентация, зрительное утомление, динамика рефракции у студентов.

A.M.NUGUMANOVA, G.KH.KHAMITOVA

Kazan State Medical University 

The influence of teaching by using multimedia technologies on the visual analyzer at the students of medical university

The active use of multimedia technologies in teaching has an additional load on the visual analyzer. Failure to comply with health and hygiene standards and specially equipped classrooms for this type of educational technologies lead to an overstrain of eyes, which, in turn, affects the refractive state of the students. Was studied the illumination level in the lecture halls of the university during the demonstration of multimedia educational material, as well as its impact on the visual fatigue and dynamics of refraction in students.

Keywords: multimedia presentation, visual fatigue, dynamics of refraction in students.

 

Известно, что у студентов, обучающихся в медицинском вузе, орган зрения постоянно испытывает большую нагрузку, а применение инновационных методов преподавания, таких как электронные учебные пособия, мультимедийные презентации, видеофильмы [1, 2], еще больше усугубляет данную проблему. Так, использование мультимедийной техники требует особенных условий, в частности пониженного уровня естественной освещенности в учебных аудиториях для более четкого восприятия изображения на экране [3]. В настоящее время лекционные аудитории не приспособлены к демонстрации презентаций, отсутствуют гигиенические нормативы, регламентирующие данный процесс. Все вышесказанное негативно сказывается на органе зрения и в последующем может вызвать прогрессирование аномалий рефракции у обучающихся.

Цель исследования — изучение влияния мультимедийных методов преподавания на орган зрения у студентов.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие студенты Казанского государственного медицинского университета (КГМУ) 1-го, 3-го и 6-го курсов. Исследовалась динамика остроты зрения и рефракции у студентов за 6-летний период обучения в медуниверситете, обучавшихся с применением мультимедийных технологий вместо традиционных таблиц, демонстрировавшихся на лекциях и практических занятиях. Был проведен анкетированный опрос учащихся на предмет длительности и интенсивности зрительной нагрузки в процессе обучения, субъективной оценки освещенности и напряженности зрительного анализатора во время аудиторной работы. С помощью аппарата люксметр-пульсметр «Аргус-07» производился замер уровня освещенности в двух, произвольно выбранных лекционных аудиториях КГМУ. Статистическая обработка результатов осуществлялась на IBM PC/AT с помощью программного продукта Microsoft Excel с использованием методов параметрической статистики.

Результаты и обсуждение

Анализ результатов анкетирования показал, что более длительная и интенсивная зрительная нагрузка у студентов приходится на аудиторную работу в университете по сравнению с занятиями в домашних условиях (63 и 37% соответственно) (рис. 1).

Рисунок 1.

Распределение вида зрительной нагрузки у студентов ( по данным анкетирования)

1

 

Аудиторная работа с использованием мультимедийного демонстрационного материала на лекциях у студентов младших курсов (с 1-го по 3-й) составляла в 50%, а на старших — с 4-го по 6-й — в 100% случаев. На практических же занятиях мультимедиа используется в среднем в 30% случаев, независимо от курса обучения.

Использование мутимедийного оборудования требует искусственного затемнения аудитории, из-за чего конспектирование лекционного материала студентами происходит в условиях низкой освещенности (рис. 2).

Рисунок 2.

Освещенность аудитории во время лекции

2

 

При изучении характера поведения студентов на лекции было обнаружено, что подавляющее большинство из них записывают учебный материал (63% — постоянно, 30% — редко) (рис. 3).

Рисунок 3.

Характер поведения студентов на лекции

3

Анализ субъективной оценки студентами показал, что утомляемость зрительного анализатора, проявляющаяся в виде покраснения, ощущения инородного тела, тяжести в глазах, затруднение фокусировки взгляда, связанной с недостатком освещенности, возникала у 38% студентов начальных курсов и у 56% старших курсов.

При исследовании освещенности аудиторий были выявлены значительные отклонения от нормы, которые представлены в табл. 1. 

Таблица 1.

Данные инструментального исследования уровня освещенности в лекционных аудиториях КГМУ

Показатели освещенности

Освещенность аудитории при работе мультимедийного проектора

 

 

Нормы освещения (по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03)

Аудитория №1

Аудитория №2

Коэффициент естественного освещения (КЕО), %

0,91

0,75

1,5

Уровень естественной освещенности на рабочей поверхности

189,7

165,9

 

300,0

Е, лк (минимальная горизонтальная освещенность)

197,6

198,7

 

Как видно из таблицы, коэффициент естественного освещения, уровень естественной освещенности на рабочей поверхности и минимальная горизонтальная освещенность в лекционных аудиториях оказались занижены практически в 2 раза, по сравнению с нормативами.

Проведенное офтальмологическое обследование студентов 1-го, 3-го и 6-го курсов показало, что за период обучения в вузе произошли следующие изменения со стороны рефракции: частота миопии средней степени возрасла с 15 до 38%, а высокой степени — с 1 до 4%, в то время как доля миопии слабой степени уменьшилась с 84 до 58% (рис. 4).

Рисунок 4.

Динамика рефракции у студентов за 6-летний период обучения в медицинском университете

4

Полученные результаты исследования свидетельствуют об отрицательном влиянии отсутствия разработок и соблюдения санитарно-гигиенических нормативов при использовании мультимедийной техники в процессе обучения, направленных на профилактику возникновения утомляемости зрительного анализатора.

Выводы

1. Инструментальное изучение уровня искусственного освещения в двух лекционных аудиториях университета показало, что полученные параметры не соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям и оказались ниже нормы: так, коэффициент естественной освещенности был занижен в 1,6 и 2 раза, уровень естественной освещенности на рабочей поверхности — в 1,6 и 1,8 раза соответственно, искусственная освещенность — в 1,5 раза (в обоих случаях).

2. Установлено, что применение мультимедийного оборудования на занятиях вызывало утомляемость зрительного анализатора 38% студентов начальных курсов и у 56% — на старших в связи с более частым его использованием (с 50-60 до 100%).

3. За период обучения в вузе было обнаружено прогрессирование миопии по степеням тяжести: доля миопии слабой степени уменьшилась с 84 до 58%, в то время как миопия средней высокой степени возросли с 15 до 38% и с 1 до 4% соответственно.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // Инновации в науке: материалы XIV международной заочной научно-практической конференции. Часть II (19 ноября 2012 г.). — Новосибирск: СибАК, 2012. — С. 124.

2. Nouri H., Shahid A. The effect of PowerPoint presentations on student learning and attitudes // Global Perspectives on Accounting Education. — 2005. — Vol. 2. — P. 53-73.

3. Wu H. Visual Fatigue and Performances for the 40-min Mixed Visual Work with a Projected Screen // The Ergonomics Open Journal. — 2012. — № 5. — Р. 10-18.