Качество медицинской помощи: достичь все цели управления


d0b91Проводимые сегодня реформы в здравоохранении значительно повышают ответственность врачей и лечебно-профилактических учреждений за качество представляемых медицинских услуг населению республики. Повышение качества и доступности медицинской помощи названо одной из основных целей развития здравоохранения России до 2020 года. Вопросы обеспечения качества медицинской помощи являются приоритетными и в деятельности Министерства здравоохранения Республики Татарстан.  Именно состоянию качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения РТ была посвящена коллегия Министерства здравоохранения Республики Татарстан, которая прошла 30 сентября в рамках выставки ВолгаЗдравЭкспо.

Открывая работу коллегии, министр здравоохранения РТ А.З.Фаррахов отметил, что за период с 2001-2009 годы МЗ РТ проведено три коллегии по вопросам управления качеством медицинской помощи. Здесь стоит еще  добавить, что в 2007 году завершена реализация отраслевой Программы «Управление качеством в здравоохранении Республики Татарстан на 2003 — 2007 годы» и соответствующих территориальных и учрежденческих программ. В настоящее время разрабатывается отраслевая Программа «Управление качеством в здравоохранении Республики Татарстан на 2010-2012 годы».

Полученные в результате оптимизации финансовые средства, были направлены на приобретение медицинского оборудования, реактивов, расходных материалов, что позволило в итоге повысить до 80% оснащенность медицинских учреждений. Так в МБУЗ «Бугульминская центральная районная больница» было закуплено медицинское оборудование на сумму 5,7 млн. рублей, оснащенность же в 2008 году составила 95% (в 2007 году -54%). А  МУЗ «Детская городская больница №1» г. Казани приобрела медицинское оборудование на сумму 1,3 млн. рублей. Если сравнить с прошлым годом, то эта цифра составляла —  89,5% (в 2007 году — 74%).

Министр подчеркнул, что одним из приоритетных направлений совершенствования оказания медицинской помощи является сертификация учреждений на системы менеджмента качества. За три последних года процесс самооценки внедрен в восьми учреждениях. Это МСЧ ОАО «Татнефть» и г. Альметьевска, Клинический онкологический диспансер, ЗАО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района» г. Казань, ООО «Клиника Нуриевых», МКДЦ, РМБИЦ, «Ситилаб», Буинская  ЦРБ.

Важнейшими элементами, лежащими в основе работы по управлению качеством медицинской помощи, являются стандартизация, использование технологий с доказанной эффективностью, клинико-экономический анализ, а также комплекс показателей качества и их оценки.


В целях обеспечения координации мероприятий по развитию и совершенствованию стандартизации медицинской помощи в Республике Татарстан создан Координационный Совет Министерства здравоохранения Республики Татарстан по отраслевой стандартизации, работа которого носит межведомственный характер. В состав Совета вошли специалисты Минздрава РТ, Управления здравоохранением  ИКМО г.Казани, КГМУ, КГМА, ФОМС РТ, представители страховых медицинских организаций, общественных организаций и частного здравоохранения. На данный совещательный орган возлагаются функции компетентного определения приоритетных направлений стандартизации медицинской помощи в Республике Татарстан, а так же инициирование и координация разработки проектов актуальных региональных стандартов медицинской помощи и стандартов медицинских технологий

Социологические опросы проводятся в ведущих республиканских клиниках. В 2008 году социологический опрос пациентов проводился на базе ГМУ «Республиканская клиническая больница». В целом 91,6% опрошенных  удовлетворены качеством медицинской помощи, преимущественная часть респондентов (92,3%) оценили работу врачей как квалифицированную.

Одним из крайне важных направлений в деятельности системы контроля качества медицинской помощи является работа по устранению врачебных ошибок. За девять месяцев текущего года Управлением контроля качества и развития отраслевой стандартизации Министерства здравоохранения Республики Татарстан рассмотрено 374 обращения граждан, а также запросов органов прокуратуры, следственного комитета. По видам экспертизы лидируют обращения по вопросам качества медицинской помощи (35 %), медико-социальной экспертизы (32,3 %), организации медицинской помощи (11%), временной нетрудоспособности (7 %). Удельный вес обоснованных обращений снизился до 20%. По видам медицинской помощи наибольшее количество обращений приходится на случаи оказания терапевтической, хирургической, акушерской помощи.

Завершая свое выступление,  А.З.Фарахов определил  такие  задачи как разработка и внедрение единой стратегии непрерывного улучшения качества медицинской продукции и медуслуг в здравоохранении на всей территории РФ, гармонизированной с международными стандартами в области обеспечения качества в здравоохранении, создание службы управления качеством в здравоохранении, развитие системы стандартизации, лицензирования, сертификации, аккредитации и аттестации в здравоохранении, обеспечение эффективного взаимодействия органов управления здравоохранения всех уровней, фондов ОМС, организаций здравоохранения, страховых медорганизаций. Также переход к использованию в здравоохранении технологий с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов с учетом экономической целесообразности их применения, разработка и внедрение системы мотивации и экономических механизмов стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по непрерывному повышению качества медицинской продукции и медицинских услуг в здравоохранении.


Продолжая работу коллегии с докладом на тему «Пути совершенствования и контроля качества медицинской помощи на современном этапе» выступила заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития И.Ф.Серегина. В своем выступлении она отметила, что сегодня система государственного контроля и надзора за КМП осуществляется на трех уровнях. Первый уровень — это самоконтроль, второй — органы государственной власти субъекта РФ, третий — Росздравнадзор и его территориальные управления.

В 2008 году проведено всероссийское социологическое исследование, направленное на изучение мнения населения о доступности и качестве медицинской помощи. Здесь участвовали 83 субъекта, 39 141 житель  Российской Федерации.    По итогам исследования подведены  определенные итоги. Например, анализируя мнение населения о доступности медицинской помощи (в баллах), можно определить, что в РФ  она оценивается на 32,82, в ПФО — 33,67, в РТ — 33,85. Удовлетворенность населения РФ качеством медпомощи в РФ составила 32,03, в ПФО — 33,37, в РТ — 34,71. Это лишь некоторые примеры.

Также докладчик познакомил  с проведенным анализом действующих  систем контроля качества медицинской помощи в субъектах РФ в 2008 году. Позициями для анализа действующих моделей контроля КМП являются приоритетные направления развития контроля КМП, организация и порядок контроля КМП, методика контроля КМП, технология проведения экспертизы КМП, экспертная карта оценки КМП и т.д.

По этапу формирования нормативных правовых актов системы здравоохранения субъекты Российской Федерации делятся на регионы с высокой (22%), средней (32%) и низко (18%) правовой обеспеченностью. Есть субъекты, где необходимые нормативные документы вообще  отсутствуют. Они составляют 26%. Здесь приятно отметить, что Республика Татарстан  является регионом с высокой правовой обеспеченностью.

view_119637_65119Рекомендуемыми докладчиком  приоритетными направления ми совершенствования системы управления КМП в РТ являются развитие внутриучрежденского контроля КМП (работа врачебных комиссий, самоконтроль — самооценка медицинскими организациями качества своей работы, лечебно-диагностического процесса), разработка перечня дефектов оказания медицинской помощи, учет и мониторинг врачебных ошибок и мероприятия по  улучшению организации СМП.

О проблемах и перспективах управления качеством медицинской помощи говорил первый заместитель министра здравоохранения РТ А.Ю.Вафин.

Согласно международному стандарту  ИСО 8401, «качество — это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые определяют их способность, удовлетворенность установленным или предполагаемым  требованиям».

По словам Европейского регионального бюро ВОЗ, качественной должна считаться медицинская помощь, соответствующая стандартам медицинских технологий, при отсутствии осложнений, возникших в результате лечения, и достижении удовлетворенности пациента.

Адель Юнусович отметил, что создан Координационный Совет МЗ РТ по отраслевой стандартизации. В 58% ЛПУ разработаны стандарты лечебного учреждения на основе федеральных стандартов медицинской помощи. В РТ внедрены 16 региональных стандартов, 5 медико-экономических, 3 стандарта технологии выполнения. В 51% случаях ЛПУ  руководствуются  региональными протоколами/стандартами медицинской помощи.   Учрежденческие стандарты разработаны в 30 ЛПУ В 12% ЛПУ стандарты медицинской помощи приложенные к Договору со страховой медицинской организацией.

В медицинских учреждениях системы здравоохранения на 01.01.2009 работают 47973 медицинских работников, в том числе 12423 врачей и 35550 работников со средним медицинским образованием.

Внедрение современных  безопасных технологий в Детской республиканской клинической больницы МЗ РТ дают свои плюсы. Например, адекватные режимы вентиляции легких на современных аппаратах ИВЛ снизили в 2008 году удельный вес баротравм среди новорожденных до нулевой отметки. Катетеризация центральных вен под УЗ-визуализацией снизила частоту посткатетеризационных осложнений  с 12% в 2006 году до 1% в 2008 году.

С докладом на тему «Решение вопросов качества и доступности медицинской помощи в Республике Татарстан в процессе лицензирования» выступил заместитель  министра здравоохранения Республики Татарстан Р.С. Залалдинов. Он ознакомил присутствующих с результатами контроля соответствия качества медицинской помощи федеральным стандартам (ФС).

Как отметил докладчик, за 2008 — 8 месяцев 2009 года проведена   81 плановая ведомственная и межведомственная проверка соответствия качества медицинской помощи. Проверены 107 объектов 72 государственных, муниципальных, ведомственных учреждений здравоохранения, 1 санатория и 8 учреждений здравоохранения частной формы собственности.

Выполнение ФС в проверенных учреждениях составило — 83%, в том числе:  по государственным учреждениям — 92%,  по городским больницам — 88%,  по центральным районным больницам — 80%,  по городским поликлиникам — 79%, по коммерческим учреждениям               — 76%.

По мнению Рината Сагитовича, основными причинами невыполнения федеральных стандартов в полном объеме являются  отсутствие необходимой медицинской техники и оборудования на рабочих местах специалистов в соответствии с табелями оснащения — 62%,  специалистов необходимого профиля — 23%, недостаточное обеспечение медицинских учреждений необходимыми лекарственными средствами — 17%,  несоблюдение специалистами медицинских технологий (номенклатура работ и услуг в здравоохранении, технологии простых, сложных, комплексных медицинских услуг, стандарты манипуляций, исследований, процедур) — 55%,  отсутствие на рабочих местах специалистов печатных или электронных версий федеральных стандартов медицинской помощи — 23% и т.д.

d0b93По результатам очных социологических исследований можно сказать, что основными претензиями пациентов касались следующих моментов:

—  длительное ожидание дежурного врача в приемном отделении указали 40% пациентов;

—  доброжелательное и внимательное отношение к себе медицинского персонала отметил только каждый третий (36%);

—  отсутствие очередей в поликлинике отмечают только каждый четвертый амбулаторный пациент (24%);

—  на плохую оснащенность медикаментами стационаров указали 18%;

—  поменять своего участкового врача желают 14%;

—  на стендах участковой поликлиники информацию о своих правах в сфере медицинского обслуживания смогли узнать только 6%;

—  не имеют возможности выбрать другой стационар, поликлинику 3%

Основными задачами Управления по лицензированию по повышению качества и доступности медицинской и лекарственной помощи на 2010 год является организация в соответствии с Федеральным законом №294-ФЗ взаимодействия с органами муниципального контроля и проведение совместных проверок с другими надзорными ведомствами, взаимодействия с муниципальными образованиями по приведению перечня заявляемых к лицензированию видов работ в соответствие с профилем и функциональным назначением медицинских учреждений и  с надзорными органами по недопущению безлицензионной деятельности на территории республики. Также  реализация совместно с «Ассоциацией медицинских работников Республики Татарстан» проекта по формированию системы добровольной сертификации медицинских работ и услуг в здравоохранении

Об основные подходах к снижению смертности населения в Республике Татарстан говорила в своем выступлении заместитель министра здравоохранения Республики Татарстан Р.К.Голубева. По словам Руфины Константиновны, финансовые вложения в отрасли в 2007-2008 годах заметно увеличились: приоритетный национальный проект «Здоровье» 7373,0 млн.руб., высокотехнологичная медицинская помощь (бюджет РФ, бюджет РТ) более 1356 млн. руб., целевые программы (бюджет РФ, бюджет РТ)  1108,7 млн. руб., ввод объектов здравоохранения 3059,28 млн. руб. Эти цифры подтверждают ее слова.

По словам министра А.З.Фарахова, только через улучшение качества медицинской помощи достигаются все цели управления: обеспечивается  долгосрочный успех организации в целом и каждого сотрудника в отдельности, определяется свой сегмент рынка медуслуг  и привлечений инвестиций и, в конечном итоге, обеспечивается удовлетворенность пациента и благополучие персонала лечебно-профилактического учреждения.

Ляйсан Халикова

1.  Одним из основных ресурсов здравоохранения, от состояния которого непосредственно зависят перспективы решения актуальных вопросов оказания качественной медицинской помощи населению, является кадровый потенциал. В последние годы в отрасли предприняты существенные меры по сохранению и развитию медицинских кадров, повышению их профессионального уровня, оптимизации численности и состава.

2.  В 2008 году проведен анализ удовлетворенности 494 пациентов качеством оказанной медицинской помощи в 10 муниципальных и 4 государственных медицинских учреждениях. Доля пациентов, положительно оценивших качество медицинской помощи, составила 85%. Вместе с тем, каждый пятый респондент (20,8%) отметил проблемы лекарственного обеспечения.   Пациентами отмечено 3 случая коррупционной направленности.