Кафедра педиатрии и неонатологии проводит цикл по первичной реанимации новорожденных


С 14 по 26 мая 2011 г. на базе Казанской государственной медицинской академии кафедрой педиатрии и неонатологии  под руководством заведующей кафедрой, д.м.н., профессора Асии Сафиной проводится второй цикл тематического усовершенствования «Первичная реанимация новорожденных». На цикле проходят обучение врачи-педиатры Актанышского, Балтасинского, Верхне-Услонского, Зеленодольского, Камско-Устьинского, Лаишевского, Нурлатского, Пестречинского, Спасского, Ютазинского районов Республики Татарстан. Инициатором проведения цикла выступило Министерство здравоохранения республики.

По словам Асии Сафиной, необходимость подготовки кадров в Татарстане, способных квалифицированно оказывать первичную реанимационную помощь новорожденным, вызвана коренными изменениями в нормативной базе, которые произошли в 2010 году. Цикл направлен на усвоение и отработку практических навыков первичной реанимации новорожденных на муляжах, которые были приобретены Казанской государственной медицинской академией в 2009 году. По словам заведующей кафедрой, на уроках врачи разбирают основные принципы реанимации новорожденных, первоначальные действия при реанимации (определение необходимости реанимации, освобождение дыхательных путей и выполнение первичных реанимационных действий, действия врача при наличии мекония в околоплодных водах и др); учатся использовать реанимационные устройства при проведении вентиляции под положительным давлением; делать непрямой массаж сердца; интубацию трахеи (показания, выбор инструментов и подготовка, использование ларингоскопа и введение интубационной трубки, определение положения интубационной трубки, отсасывание мекония, вентиляция с положительным давлением через эндотрахеальную трубку); вводить медикаменты новорожденному (показания, установка пупочного катетера, как вводить адреналин, как восполнить ОЦК). Обучающиеся специалисты рассматривают проблемы, осложняющие постреанимационный уход, вопросы, связанные с реанимацией в послеродовом периоде или за пределами родильного зала. Врачи отрабатывают на манекенах различные манипуляции  — от интубации трахеи и проведения ИВЛ до катетеризации  пупочной вены, т.е. в режиме реального времени осваивают технику первичной реанимации новорожденных в родильном зале. Но не только этому учат врачей на цикле. Прежде всего, они учатся работать в команде, т.к. при реанимации новорожденных счет обычно идет на секунды и все члены команды, занимающиеся реанимацией новорожденных, должны работать как единый механизм.

Занятия проводят квалифицированные сотрудники кафедры педиатрии и неонатологии – доценты, к.м.н. О.А.Степанова и Н.Л.Рыбкина, ассистенты – к.м.н. Е.В.Волянюк и С.А. Любин. Специалисты знают эту проблему, поскольку сами являются практикующими врачами-неонатологами. Ольга Александровна Степанова – врач-неонатолог родильного дома городской больницы №16, Н.Л. Рыбкина – врач-неонатолог перинатального центра РКБ МЗ РТ. Ассистент С.А.Любин, помимо работы на кафедре, является заведующим отделением реанимации новорожденных городской детской больницы №1 г. Казани, а Е.В. Волянюк – врачом-неонатологом отделения патологии новорожденных той же больницы.

Все врачи, зачисленные на цикл, получают на кафедре материалы для самостоятельной подготовки по первичной реанимации новорожденных. После успешной сдачи зачета им будет выдано удостоверение государственного образца о прохождении цикла тематического усовершенствования по первичной реанимации новорожденных.

Пресс-служба КГМА