Как научить не болеть


mingazovaВечный цейтнот и масса работы стали реалиями нашего времени. И, как ни печально, это относится не только ко взрослым. Давние, ставшие нарицательными строки Агнии Барто «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота» описывают сейчас жизнь большинства детей дошкольного и школьного возраста. В своем желании с детства адаптировать ребенка к ритму современной жизни, родители часто перегибают палку. А расплачивается ребенок. Расплачивается своим здоровьем. Врачи бьют тревогу — в школах практически забыли о том, что такое первая группа здоровья. Да и школьников со второй группой — еще поискать. Неврозы, депрессии, аллергические реакции — все потому, что взрослые слишком много ждут от подрастающего поколения. Добавьте к этому — чем дышат, едят и пьют наши дети, и станет понятно, в чем кроется причина роста детской заболеваемости. Сегодня врачи предлагают новый способ улучшения ситуации — «Школы здоровья». Это нетривиальное слово в медицине, уже успевшее на деле доказать свою своевременность и востребованность. Об этом мы поговорили с профессором, заведующей курсами гигиены питания и гигиены детей и подростков КГМУ, главным специалистом по гигиене детей и подростков МЗ РТ, Членом Президиума Российского общества школьной и университетской медицины Мингазовой Эльмирой Нурисламовной.

—   Эльмира Нурисламовна, как на сегодняшний день выглядит ухудшение состояние здоровья детей  в Татарстане в цифрах?

—   Проведенный нами клинико-статистический анализ показал, что за   последние девять лет уровень заболеваемости детей ( в возрасте от 0 до 14 лет)  возрос с 1252,0 ‰ до 1673,1 ‰, т.е. на 33,6 %.  Особенно существенный рост заболеваемости наблюдается по классу болезней крови, кроветворных органов — на 71,35 %. Анализ показал, что за оцениваемый период уровень распространенности анемии возрос на 71,7%.  Столь значительный рост заболеваемости анемией в детской популяции (в 1,7 раза) воспринимается как показатель, требующий детального изучения и принятия экстренных профилактических мер.

За наблюдаемый период отмечается рост и по классу болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушения обмена — 16,84 ‰.


Из изучаемой  группы алиментарно-зависимой патологии наибольший темп роста впервые выявленной заболеваемости среди детей был по классу болезней органов пищеварения. Наблюдаемый рост составил -79,22 %, т.е. в 1,79 раза.

Таким образом, мы видим существенный рост заболеваемости по целому ряду нозологических форм. Это свидетельствует о том, что  данное явление требует комплексного изучения с детальным определением факторов риска и разработкой в последующем действенных программ профилактики.

У подростков уровень общей заболеваемости (в возрасте 15-17 лет) вырос с 882,13 ‰. Абсолютный прирост составил 503,67‰, т.е. уровень общей заболеваемости подростков в динамике последний девяти лет увеличился на 57,1 %  или в 1,57 раз.

Наиболее значительный рост заболеваемости у подростков отмечается по классу  болезней крови и кроветворных органов  —  на 40 %, анемии в частности в 1,46 раза; по классу болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушения обмена веществ  —  на 49,8 %;   по классу болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани — на 52,1%,  по классу болезней органов пищеварения  на  44, 2%.


Мы привели данные анализа заболеваемости по группам болезней, в патогенезе которых большую роль играет фактор питания. Данную группу заболеваний принято относить к так называемой алиментарно-зависимой патологии.  Детальное изучение всего комплекса факторов риска формирования данного вида патологии, ранжирование наиболее значимых факторов, позволит получить базу не только для прогнозирования индивидуального и коллективного риска в детских и подростковых группах, но и позволит разработать программы профилактики как на персонифицированном, так и групповом уровне.

—   Чем объясняется подобный рост «нездоровья» детей?

—   Известно, что основную роль в изменениях состояния здоровья играют три группы факторов: генотип популяции, образ жизни, состояние окружающей среды. Социальные и средовые факторы действуют в сочетании с биологическими. Наибольшему риску развития заболеваний подвержены дети с отягощенной наследственностью. Алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный микроклимат в семье и школе нередко являются взаимозависимыми психосоциальными факторами, повышающими риск развития хронической патологии. Существенное влияния имеют факторы загрязнения среды.  Риск развития ряда заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2-3 раза. Исследователи к числу экологических факторов относят также профессиональные вредности у родителей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка. Показатели здоровья детей зависят  и от типа семьи — заболеваемость детей в неполных семьях достоверно выше, чем в полных, и часто болеющих детей в них больше. Количество неполных семей по данным статистики увеличивается.

Нужно отметить,  что для некоторых видов заболеваний за последние годы характерен особый «рост».  Мы уже говорили о цифрах. Вырос уровень  первичной заболеваемости  по  причине болезней нервной системы и органов чувств, болезней эндокринной системы и обмена веществ, болезни костно-мышечной системы. Эти виды патологии  специалисты часто называют «школьными»

—   А почему «школьными»?

—   Еще в 50-60 годы 19 века наблюдения врачей установили большое распространение среди школьников нарушений опорно-двигательного аппарата, неврастении, анемии, близорукости, причем частота их распространения увеличилась по мере увеличения продолжительности обучения. Определение «школьные болезни» дал Р. Вирхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы» в 1870 году! Основными их причинами назывались неправильная форма и величина школьных столов, недостаточная освещенность классов, плохой воздух в школе, перегрузка учебными занятиями. В современных условиях к «внутришкольным факторам» добавились новые: интенсификация обучения, переход на новые формы обучения, учебный стресс, гипокинезия школьников. Процесс обучения организовывается,  как правило, без учета здоровья обучающихся.  Активность родителей, стремящихся максимально «гармонично» развивать ребенка, определяя его в несколько внешкольных учреждений (музыкальная, художественная школа и др.) также приводит  к хроническому переутомлению ребенка, а затем и развитию патологии. Материально-техническая база многих учебных заведений сегодня не позволяет сохранить и укрепить здоровье детей. В результате,  по данным научных исследований, за период обучения по программе основного общего образования (до 8-го класса) число здоровых детей снижается в 4 раза, число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%, с нервно-психическими расстройствами с 15 до 40%, с гастроэнтерологическими заболеваниями — в 2 раза. За время обучения число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 2 раза, аллергическими заболеваниями — в 3 раза, с нервными болезнями — в 2 раза.

—   Что же делать? Какие факторы оздоровления наиболее эффективны?

—   Они  хорошо известны. К  числу  оказывающих оздоровительное влияние относятся гигиенически оптимальная окружающая  среда, адекватный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный суточный режим, здоровый образ жизни. Вопросы формирования здорового образа жизни, воспитание высокой гигиенической культуры подрастающего поколения в настоящее время отнесены к проблемам государственной важности. Это и понятно, ведь здоровый образ жизни — поведение, стиль, который способствует сохранению, укреплению, восстановлению здоровья популяции. Здоровый образ жизни — это и социально- экономическая категория, которая зависит от развития производства и производственных отношений, уровня развития экономики. Кроме того, необходимо отметить, что при рациональном образе жизни  формируется поведение, направленное не только на повышение защитных сил, но и на борьбу с вредными привычками. Повышение защитных сил включает в себя  и соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем. Конечно же, ребенок не может сам обеспечить соответствующий образ жизни, во многом жизнедеятельность определяется родителями, педагогам.  Поэтому основная роль в данном направлении принадлежит комплексу мероприятий  по гигиеническому воспитанию и обучению детей, их родителей и педагогов.

—   Как должно строиться гигиеническое обучение для детей?

—   Гигиеническое обучение детей складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы. В школе работа должна вестись преподавателями всех предметов, медицинскими работниками в соответствии с образовательными стандартами и учебными планами. Для повышения эффективности внеклассной  и внешкольной  работы целесообразно применять  игровые, состязательные формы обучения, олимпиады, театрализованные представления.  Обязательным элементом гигиенического воспитания является личная гигиена как элемент активного отношения к своему здоровью. Личная гигиена в данном контексте понимается  как свод правил и навыков гигиены и психогигиены, образ действий, самоподачи, самореализации, формы обхождения принятые в цивилизованном обществе, Особой популярностью пользуются школы эстетического воспитания, в программу обучения которых входят предметы по этикету, культуре костюма, технике походки и другие, которые также ориентированы на здоровый образ жизни. Приведу в пополнение к сказанному слова М.В. Ломоносова: «Чистоту соблюдать должно при столе, содержании книг, постели, платья. Кто внешним видом ведет себя гадко, тот показывает не только леность, но и подлые нравы».

В тоже время, как показывает наш собственный опыт, при правильной подаче лекционного материала врачом-специалистом,  интерес детской аудитории  к подаваемой информации высок.  Внимание детей и подростков повышается при использовании аудиовизуальных средств и приема  раздачи сувениров за правильные ответы (дети предупреждаются  об этом в начале лекции). Именно таким образом реализуется совместная программа Центра изучения здоровья детей и молодежи при Казанском государственном медицинском университете и  НИИ гигиены детей и подростков (г. Москва) по гигиеническому воспитанию и образованию детей образовательных учреждениях г. Казани (дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах и лицеях, учреждениях начальной профессиональной подготовки). В течении двух лет мы стараемся охватить все образовательные учреждения г. Казани.

—   Вы сказали, что необходимо гигиеническое обучение родителей…

—   Да, это также незаменимый элемент в профилактике заболеваний детей.

В программу обучения родителей целесообразно включать такие основные разделы как гигиена режима дня и учебно-воспитательного процесса, гигиена физического воспитания и спорта, гигиена питания детей, требования к мебели и т.д. Для обучения родителей, имеющих детей с хроническими заболеваниями, этого перечня информационного обеспечения явно недостаточно. Как показала практика наиболее действенной формой  гигиенического обучения детей с патологией и их родителей является посещение «Школ здоровья».

—   Что же это такое  «Школы Здоровья»?

—   «Школы здоровья» для детей с той или иной патологией и их родителей — это структурные подразделения в составе медицинского учреждения, которые оказывают медицинские  профилактические  услуги. В отраслевом классификаторе данный вид услуг определяется как «Сложные и комплексные медицинские услуги» (СКМУ) 91500.09.0002-2001 (приказ министра здравоохранения РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).

—   Почему сегодня «Школы здоровья» обсуждаются как новая медицинская технология?

—   Создание «Школ здоровья» для детей с различными формами патологии позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения — обеспечение единства врача и пациента в достижении качества и медицинской эффективности оказываемой помощи. Школа — это новые информационно-мотивационные технологии.

Обоснованное использование комплекса аналитических методик позволяет не только осуществлять медицинский контроль над заболеванием, но объективно оценивать и контролировать  факторы «нездоровья», которые, как правило, обусловлены образом жизни ребенка и его семьи, особенностями  поведения.

Применение современных обучающих технологий помогают обеспечить не только эффективное информирование, но и мотивационного влияния, обучение навыкам самосохранения и даже социальную поддержку.

Как показывает опыт, эффективнее проходит обучение в группах детей с аналогичными проблемами здоровья. При этом, обращаясь к проблемам здоровья группы,  внимание, безусловно, уделяется индивидуальным приоритетам, реализуются психологические подходы к формированию личностной мотивации. Успеху обучения способствует доверительная атмосфера общения врача, ребенка и его родителей, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь — умение слушать, обсуждать. Желательно сопровождать советы выдачей письменными рекомендациями, памятками.

Таким образом, «Школа здоровья» — это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на ребенка и его родителей, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному оздоровлению, на улучшение прогноза и повышение качества жизни.

—   Что необходимо для организации «Школы здоровья» для  больных детей?

—   Основными условиями при организации «школ здоровья» являются, во-первых, наличие квалифицированного персонала в соответствии с требованиями по выполнению сложных и комплексных медицинских услуг; во-вторых, наличие в учреждении лицензии на образовательную деятельность по обучению пациентов; в-третьих, обеспечение условий для эффективного функционирования школы (помещение, методические и обучающие материалы и пр.).

Все эти условия, естественно, выполнимы для Казанского государственного медицинского университета. Поэтому вполне закономерно, что Управлением здравоохранения Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани  и администрацией КГМУ было принято совместное решение  о создание Городских Школ здоровья для детей с различными заболеваниями.   В состав преподавателей данных школ входят не только ведущие ученые, профессора кафедр, ведущие специалисты  педиатрической службы города.

Алена Паранина