Казанский ГМУ начинает подготовку бакалавров сестринского дела


В университете состоялось совещание, посвященное началу подготовки бакалавров сестринского дела. Открывая совещание, ректор А.С.Созинов подчеркнул, что, несмотря на то, что университет уже имеет значительный опыт подготовки специалистов с высшим сестринским образованием (напомним, что факультет менеджмента и высшего сестринского образования  организован в 1994 году и за годы существования подготовил более 1600 специалистов), задачи, поставленные сейчас, являются принципиально новыми. Впервые система высшего медицинского образования начинает подготовку бакалавров сестринского дела и впервые высшее сестринское образование будут получать не выпускники медицинских училищ,  а вчерашние школьники. Такой подход к подготовке медицинских сестер, по-существу, означает переосмысление места этой категории в иерархии медицинских работников. Если раньше медицинские сестры во всех документах обозначались  «средний медицинский персонал», то теперь это категория работающих приобретает  свою вертикаль. Поэтому разработка современной методологии формирования бакалавров сестринского дела  является одной из важнейших задач университета на ближайшие годы. А.С.Созинов подчеркнул, что принято решение о формировании и отработке основной образовательной программы совместно с работодателями. В рамках принятого государственного образовательного стандарта  необходимо создать такое содержание, образовательные технологии, методики, которые максимально бы отвечали требованиям быстро развивающегося здравоохранения. С предложением выступить главной клинической базой для нового направления Казанский ГМУ обратился к  Межрегиональному клинико-диагностическому центру, являющемуся одним из лучших клиник страны. Программа подготовки бакалавров будет разрабатываться совместно со специалистами этого центра. Выпускающая кафедра по сестринскому делу будет располагаться в этом учреждении. Значительная нагрузка ляжет на кафедру «Менеджмент в здравоохранении».

С основными требованиями ФГОС и учебного плана участников совещания познакомила заместитель декана по сестринскому делу О.Н.Морозова. Учебный план по дневной форме обучения рассчитан на 4 года, по заочной форме на 5 лет. В этом году для выпускников медицинских колледжей объявлен прием с нормативным сроком обучения 3 года 6 месяцев по заочной форме.

Главный внештатный специалист по сестринскому делу Минздрава Татарстана, главная медицинская сестра МКДЦ А.В.Сафина обратила внимание на то, что у медицинской сестры в современной клинике 2 направления деятельности: лечебно-диагностическая или медицинская в широком смысле слова, и сестринский уход и сервис. Традиционно медицинские училища и колледжи готовят по первому направлению и прививают азы ухода. Но в современной высокотехнологичной клинике важно все: логистика пациентов, движение лекарственных средств, организация питания, клининг и многое другое. Гостиничному бизнесу специально учат, а организации пребывания пациента в клинике, когда необходимо обеспечить не только медицинские услуги, но и все другие важные для самочувствия, самооценки человека условия, пока не стали предметом обучения. По мнению А.В.Сафиной бакалавры сестринского дела должны иметь компетенции для выполнения этих функций.

Заместитель министра здравоохранения РТ А.Ю.Вафин подчеркнул, что во многом именно деятельность медицинских сестер формирует удовлетворенность пациента. Медицинские сестры больше всех общаются с пациентом, его близкими и то, как они это делают, насколько владеют эффективными коммуникациями, определяет доверие пациентов, а значит и успех лечения. А.Ю.Вафин обратил внимание на то, что во многих зарубежных  клиниках есть «техники». Это не врачи, но они выполняют  стандартизированные медицинские процедуры. В американских клиниках техники работают на аппаратах УЗИ, компьютерных томографах, а врачи интерпретируют результаты. И даже в операционной врач-хирург работает с техниками, такой ситуации, когда хирургу ассистируют другие врачи – хирурги быть не может. Все предельно рационально, экономно. А.Ю.Вафин подчеркнул, что модернизация здравоохранения подводит к принятию таких же  решений. Но для этого должны быть приняты решения  на уровне правительственных документов, касающиеся  перечня должностей, квалификационных характеристик и т.д. По мнению А.Ю.Вафина, очень важно использовать правильные названия: сам термин «медицинская сестра» отталкивает часть юношей от получения этой специальности. Все начинается с должности: работа должна иметь и привлекательное название, и быть интересной.

Разговор о возможных должностях для бакалавров сестринского дела продолжила профессор И.И.Семина – член учебно-методического управления медицинских и фармацевтических вузов России по сестринскому делу. Она сообщила, что такой перечень и квалификационные характеристики сейчас составляются Минздравом России с участием практиков и ученых. Татарстан и казанский ГМУ в рабочей группе представляет А.В. Сафина. Поставлена задача прописать должности бакалавров сестринского дела, исходя из потребностей современной, высокотехнологичной медицины. Необходимы новые модели специалистов, как для развития лечебно-диагностического направления, так и управленческого.


Генеральный директор МКДЦ  Р.Н.Хайруллин поддержал идею разработки образовательной программы совместно с практическим здравоохранением. Необходимо использовать опыт лучших отечественных  и рассмотреть базовые модели обеспечения качества в зарубежных клиниках. Есть американская, европейская, японская модели: если мы хотим подготовить современного специалиста, способного эффективно решать поставленные задачи, мы должны этот опыт изучить и использовать в подготовке бакалавров, подчеркнул О.Н.Хайруллин. Важной задачей является создание эффективной системы переподготовки. Медицинские работники включены в систему непрерывного образования, учиться должны в течение всей жизни. Важно, чтобы программы дополнительного образования соответствовали требованиям медицинских организаций, с одной стороны, и  потребностям самого специалиста, с другой. Медицинские сестры с высшим образованием, если  не сразу, то по мере накопления опыта начинают участвовать в управлении. Но навыков руководства, управления, организации людей не имеют. Этому обязательно надо обучать.

Директор медико-фармацевтического колледжа Казанского ГМУ Р.Г.Тухбатуллина рассказала об опыте подготовки медицинских сестер в колледже.

Проректор по образовательной деятельности Казанского ГМУ Л.М.Мухарямова акцентировала внимание на то, что подготовка бакалавров практически будет происходить по сетевой форме. Очень важно то, что называют «скрытым учебным планом». Это те неформальные, повседневные практики, которые сложились в организации и незаметно оказывают влияние на всех: и на тех, кто работает, и особенно на тех, кто еще учится. МКДЦ был выбран не случайно, здесь уже институциализированы многие современные управленческие  и сестринские процессы. Важно, чтобы студенты сразу правильно видели свою важную позицию в современной клинике. С учетом мнения  работодателей при составлении вариативной части учебного плана большое внимание уделено коммуникативным навыкам, психологии, управленческим дисциплинам. Сама образовательная программа по своей нацеленности существенно отличается от программы среднего профессионального образования. Расписание будет составлено таким образом, чтобы несколько  дней в неделю студенты полностью проводили в МКДЦ, чтобы была возможность активно использовать такие технологии как проектное обучение, работа в малых группах по реальным задачам.

Участники совещания  приняли решение начать работу по составлению программы развития этого направления.   Предложено организовать стажировки преподавателей в ведущих сестринских школах США, Израиля, других стран Европы. Для участия в учебном процессе планируется приглашать визитирующих лекторов из-за рубежа. Возможность пройти практику в заграничных клиниках будет и у студентов». Осенью 2013 года решено провести круглый стол, на котором  обсудить с медицинским и научным сообществом  миссию образовательной программы и мероприятия по ее развитию.


Дирекция сайта КГМУ