Прошедшие восемьдесят пять лет истории развития Казанского медико-фармацевтического училища и его сегодняшний статус в сфере среднего медицинского и фармацевтического образования подтверждают его право на звание одного из старейших и уважаемых учебных заведений Российской Федерации. Достойные традиции и высокое качество подготовки специалистов — обеспечили популярность училищу.
В дореволюционной России, учебных заведений, в которых можно было бы получить фармацевтическое образование, было не много. В основном молодые люди проходили обучение в аптеке в течении 3-х лет в качестве учеников. Как правило, это были выпускники гимназий или семинарий с шестиклассным образованием. Ученичество завершалось стажировкой. Ученики сдавали экзамены при медицинском факультете Казанского императорского университета, после чего получали диплом на звание аптекарского помощника (гезеля). Но, дореволюционная аптека не выполняла в полном объеме возложенных на нее задач, имела ярко выраженный коммерческий характер. Наряду с лекарственными средствами из аптек продавались — косметические средства, парфюмерия, вина, зеркала и пр. Число таких аптек росло. Собственники этих предприятий, как правило, не имели ничего общего с фармацией, эксплуатировали аптеку как обычное доходное предприятие.
В конце XIX в начале XX века в Казани традиционно первенствовала «немецкая» аптека. Хозяевами многочисленных аптек были немцы по происхождению, потомки семей, которые прибыли в Поволжье в XVIII веке по приглашению Екатерины II, провизоры — Юлий Иванович Шварц, Арнольд Иванович Бренинг, Эмиль Фердинандович Грахе, Александр Генрих Фердинанд Кешнер, Карл Карлович Клаус (выдающийся ученый-химик, открывший в 1844 году химический элемент — Ruthenium) и другие.
Пятого октября 1921 года в г. Казани решением Всемедсантруда была создана Первая Казанская советская фармацевтическая школа. Эта была 2-х годичная фармацевтическая школа, в которую было принято 67 учеников. В то время училище размещалось в помещениях аптеки, по улице Большая Проломная (ул. Н. Баумана), ныне аптека №8. Возглавлял фармацевтическую школу провизор Альберт Альбертович Вильде. Уже в 1922 году при школе была открыта аптека (аптекарские классы), где проводились практические занятия с учениками. Первым руководителем этих занятий был провизор Адольф Генрихович Маттисс. Аптека готовила лекарства для городских больниц и клиник, а ученики во время практических занятий работали в качестве младших ассистентов. За время летних каникул ученики должны были постоянно практиковаться в аптеке для отработки основных профессиональных навыков. Аптечная технология преподавалась профессором Казанского государственного университета В.В. Николаевым. Одним из первых авторов учебного пособия по аптечной технологии «Руководство к практическим занятиям» (1925г.) является первый директор школы — провизор А.А. Вильде. Это пособие до сих пор бережно хранится в библиотеке училища.
В 1928 году Казанская фармацевтическая школа была объединена с Казанской фельдшерско-акушерской школой в Медфармполитехникум, и только в 1936 году отделилась от фельдшерско-акушерской школы в самостоятельную фармацевтическую школу. До 1955 года училище располагалось в здании бывшей гимназии Шумковой, что по улице Большая Красная.
Первыми преподавателями школы были — Николай Владимирович Покровский, Анатолий Иринархович Воронцов — руководители практических занятий; Михаил Владиславович Пиотровский — преподаватель химии, Павел Карлович Горст — преподаватель фармакогнозии и фармацевтической химии, Александр Афанасьевич Казначеев — преподаватель аптечного счетоводства, а с 1938 по 1945 г.г. — второй директор школы, Зоя Александровна Рассыпнинская — преподаватель фармакогнозии, а с 1945 по 1967 год — третий директор Казанского фармацевтического училища и многие другие.
В 1955 году училище переведено в здание по улице Достоевского 69 Б, где находится по настоящее время. Конечно, в современных условиях — это здание сохраняется скорее как, исторический объект, нежели как объект образования. После пожара в 2004 году, не удалось его восстановить в полном объеме, поэтому занятия там проводятся очень ограничено.
В 1985 году при непосредственном участии начальника Аптечного управления при СМ ТАССР — Анисимовой Меланьи Дмитриевны было построено благоустроенное студенческое общежитие, в котором, в разное время были организованы учебные кабинеты и лаборатории. Необходимо отметить особую роль Меланьи Дмитриевны в становлении и развитии фармацевтического училища. Ее постоянный интерес к проблемам учебного процесса, организации практического обучения, выработки подходов к отбору абитуриентов, жизненным проблемам студентов и преподавателей всегда имел продолжение в конкретных делах и ее участии в принятии многих, важных для училища решений.
Огромный вклад в развитие училища вложили его ветераны — преподаватели, имена которых выпускники и коллеги вспоминают с благодарностью. Это — Клавдия Ивановна Васильева преподаватель технологии лекарств, с 1967г. по 1988г. — четвертый директор Казанского фармацевтического училища, Лилия Марковна Аппель, Фаина Яковлевна Залесская, Рива Ефимовна Шапиро, Девира Симовна Струнская, Любовь Ивановна Поршакова, Назиха Исламовна Мухамеджанова, Валентина Георгиевна Чумаченко, Таисия Ивановна Макина, Лия Петровна Стахеева, Нина Павловна Ермакова, Лилия Петровна Боберкова, Людмила Сергеевна Доронкина и другие.
Начиная с 1988 года, училище интенсивно разрабатывает вопросы совершенствования подготовки специалистов, внедрения современных педагогических технологий, интеграции гуманитарного и профессионального образования, педагогическим менеджментом и маркетингом образовательных услуг, развития системы непрерывного образования, совершенствования структуры управления образовательным учреждением.
Педагогическим коллективом училища разработаны и внедрены в образовательный процесс не одно поколение учебных программ по подготовке фармацевтов (1993, 1997, 2002, 2004). Ныне разработаны и действуют профессиональные образовательные программы повышенного уровня подготовки по специальности 060108.52 «Фармация». Многие годы, училище является членом рабочей группы Министерства здравоохранения Российской Федерации по разработке государственных образовательных стандартов среднего фармацевтического образования. Огромную помощь в отработке основных принципов подготовки фармацевтов повышенного уровня оказывают наши коллеги из практической фармации. Слова благодарности хочется сказать, прежде всего, в адрес Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Татарстан — доктору фармацевтических наук, профессору Сафиуллину Р.С. и заместителю Министра здравоохранения Республики Татарстан — кандидату фармацевтических наук Яркаевой Ф.Ф.
Особое место в истории училища занимает период освоения педагогическим коллективом профессиональных образовательных программ подготовки средних медицинских работников. В связи с реформированием экономики в России, в начале 90-х годов XX века резко сократилась потребность аптечных предприятий в фармацевтических кадрах, что, конечно же, привело к сокращению набора абитуриентов. В предыдущие годы набор студентов всегда составлял 180-210 человек, но уже в 1991 году заявка Татарского аптечного управления ограничилась только — 25 специалистами. В этот же период значительно возрастает спрос лечебно-профилактических учреждений на средних медицинских работников. Это объясняется, прежде всего, усилением роли сестринского персонала в организации лечебного процесса и появлением новых тенденций в системе первичной медицинской помощи населению, изменением соотношения между врачебным и средним медицинским персоналом и, конечно же, реформированием всей системы подготовки специалистов. Поэтому в соответствии с решением Министерства здравоохранения Российской Федерации и Республики Татарстан в 1990 году училище впервые приступает к подготовке специалистов в области лабораторной диагностики (набор в этот год составил — 30 студентов), а 1992 году — специалистов по организации сестринского ухода (набор составил — 30 студентов). Особую помощь училищу в организации учебного процесса по новым специальностям оказали ректор Казанского государственного медицинского университета — академик АМН Российской Федерации, профессор Амиров Н.Х, и ректор Казанской государственной медицинской академии последипломного образования — академик АН Республики Татарстан, профессор Михайлов М.К.
Образовательный процесс осуществляется 48 штатными преподавателями, в том числе административно-педагогические работниками, и 65 преподавателями совместителями. За эти годы в училище сложился квалифицированный педагогический коллектив: два преподавателя имеют звание «Заслуженный учитель Республики Татарстан», трое — имеют ученую степень кандидата медицинских наук, девятнадцать преподавателей — высшую квалификационную категорию, десять человек — первую категорию, 15 преподавателей училища награждены знаком «Отличник здравоохранения Российской Федерации». Большинство преподавателей — это выпускники училища, имеющие большой стаж педагогической деятельности. Достаточной стабильностью характеризуется коллектив преподавателей совместителей, который имеет высокий профессиональный уровень. Из числа преподавателей совместителей — 14, имеют ученую степень кандидата наук, 25 человек работают в училище более 10 лет.
Сегодня в училище обучаются — 502 студента, из которых — 309 человек обучаются по специальности «Фармация», 115 человек по специальности «Сестринское дело» и 78 человек по специальности «Лабораторная диагностика». Училище гордится своими выпускниками, которые работают во многих регионах России и за ее рубежом. Заслуженным авторитетом среди коллег пользуются Поцелуева Л.А.- заведующая кафедрой технологии лекарств Казанского государственного медицинского университета, лауреат премии Совета Министров СССР, профессор, доктор фармацевтических наук; Асадуллин М.Г. — кандидат химических наук, доцент кафедры фармакологии с курсом фармакогнозии и ботаники КГМУ; Клюшкин И.В. — доктор медицинских наук, профессор кафедры общей хирургии КГМУ, а также руководители аптечных предприятий в разное время — Смелкова Л.В., Стахеева Л.П., Юсупова А.М. и многие другие.
В канун 85 — летнего юбилея училища, хочу поздравить всех преподавателей и сотрудников училища, студентов, коллег, работающих в сфере здравоохранения и тех, кто, так или иначе, причастен к успехам Казанского медико-фармацевтического училища, и пожелать счастья и творческих успехов.
А.Н.Меликянц
Директор училища