КГМА: о делах текущих и важных


anoxina17 февраля состоялось очередное заседание Ученого совета Казанской государственной медицинской академии.Начало заседания было торжественным: из уст ректора КГМА, доктора медицинских наук, профессора К.Ш. Зыятдинова прозвучали поздравления в адрес отличившихся сотрудников академии. Сделано общее фото коллег.

Отчет о выполнении учебно-производственного плана академии за 2009 год представила проректор по учебной работе, профессор А.В. Анохина.

Ее выступление касалось непосредственно вопросов показателей остепененности профессорско-преподавательского состава на кафедрах, учебно-производственной деятельности академии и методической работы.

В 2009 году учебно-производственная работа академии осуществлялась на базе 38 кафедр на трех факультетах академии, и за отчетный период произошли некоторые изменения:

-возобновили работу Ученые советы факультетов под руководством деканов факультетов, где обсуждались актуальные вопросы основной деятельности вуза. Важными результатами их работы явилось обсуждение и принятие таких документов как «Рейтинговая оценка деятельности кафедр», «Положение о кафедре», «Положение о факультете»,


— на основании обсуждения и решения Ученого совета факультетов, а затем, итогового решения Ученого совета академии были переименованы кафедры дерматовенерологии, педиатрии и перинатологии. Новые названия кафедр: дерматовенерологии и косметологии, педиатрии и неонатологии.

В докладе отмечено, что «Преподавательский коллектив характеризуется высоким профессиональным уровнем. Ученую степень имеют 82% преподавателей. Каждый третий преподаватель нашего вуза имеет звание «доцента» или «профессора».

Девять кафедр академии имеют 100% остепененность: Акушерства и гинекологии №1, Клинической анатомии и поликлинической хирургии, Терапии, Эндокринологии, Неврологии и рефлексотерапии, Детской неврологии, Аллергологии и иммунологии, Микробиологии, Общей гигиены.

Было озвучено, что на кафедре Онкологии и хирургии доля докторов наук среди профессорско-преподавательского состава составляет 69,0%. По данному критерию кафедра является лидером в КГМА.


img_3065«Следует отметить позитивный кадровый рост на кафедрах Ортопедической стоматологии, а также Психиатрии наркологии и психотерапии. В отчете прошлого года они прозвучали, как кафедры с низкой остепененностью профессорско-преподавательского состава. В этом году этот показатель на указанных кафедрах превысил 60,0%. На новой кафедре Кардиологии и ангиологии в отчетном году наметилась тенденция к росту кадрового потенциала. Остепененность сотрудников к концу 2009 года увеличилась в 1,3 раза по сравнению с предыдущим и составила 57,0%. Аналогичная положительная динамика наблюдается на успешно развивающейся кафедре Медицины катастроф, скорой медицинской помощи и медицинской помощи и мобилизационной подготовки. Следует обратить внимание на обсуждаемый критериальный показатель кафедрам, где процент остепененности сотрудников близок к  50», — прокомментировала профессор А.В. Анохина.

Кроме того, докладчиком было отмечено, что на кафедрах Функциональной диагностики, Эпидемиологии и дезинфектологии, Терапии и семейной медицины среди профессорско-преподавательского состава отсутствуют доктора медицинских наук, следовательно, необходимо вести работу в данном направлении. В течение всего отчетного года преподаватели Академии повышали свой профессиональный уровень, 75 человек прошли циклы усовершенствования различной продолжительности. За счет внебюджетных средств направлялись на специализированные циклы усовершенствования преподавателей в Российскую медицинскую академию последипломного образования.

Далее было отмечено, что в 2009 году Академия получила право на проведение новых циклов профессиональной переподготовки по специальностям «Гериатрия», «Детская эндокринология, «Неонатология», «Радиология», «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования», «Токсикология».

Докладчик также отметила, что новые циклы по специальностям «Гериатрия», «Неонатология», «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования» весьма востребованы практическим здравоохранением, и наполнение их превышает 100%.

По словам профессора А.В. Анохиной, в отчетном году заявлена интернатура по новым для академии направлениям: «Анестезиология и реаниматология», «Дерматовенерология», «Неонатология», «Онкология», «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Стоматология общей практики», «Эндокринология». На вновь созданной кафедре Кардиологии и ангиологии в 2009 году начато формирование курса Сердечно-сосудистой хирургии с введением ординатуры по новой для академии специальности «Сердечно-сосудистая хирургия». Работа по подготовке к лицензированию новых направлений продолжалась в течение года. Подготовлены пакеты документов по новым для нашего вуза субспециальностям: «Судебно-психиатрическая экспертиза», «Косметология» и «Пластическая хирургия».

utkelbaev«Учебно-производственная деятельность КГМА в 2009 году складывалась из трех составляющих, неотъемлемо связанных между собой: это- выполнение госзадания по обучению врачей-слушателей и по подготовке специалистов на последипломных формах обучения; реализация национального проекта «Здоровье» в части повышения квалификации врачей первичного звена здравоохранения; и обучение на внебюджетной основе», — прокомментировала А.В. Анохина.

Далее было отмечено, что в рамках выполнения госзадания кафедры КГМА провели 367 циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки продолжительности от 72 до 864 часов.

«Подавляющее большинство циклов усовершенствования и профессиональной переподготовки (87%) выполнены на бюджетной основе, что сделало их максимально доступными для специалистов здравоохранения. Из 46 циклов на внебюджетной основе, 76% были циклами тематического усовершенствования. Данный факт свидетельствует об актуальности и практической значимости тематики представленных циклов, поскольку врачи были готовы оплатить предложенную им новую информацию. В 2009 году на бюджетной основе обучено 6645 человек, выполнение плана составило 100, 06%. Среднегодовой контингент составил 963,6 курсантов в месяц, план выполнен на 100, 06%», — представила проректор по учебной работе.

Важным разделом работы было выполнение государственного задания по национальному проекту «Здоровье» в части обучения врачей первичного звена.

По словам докладчика, по национальному проекту «Здоровье» прошли профессиональную переподготовку и повысили квалификацию 622 врача. План выполнен на 100%. Выполненные по данной государственной программе циклы усовершенствования были высоко оценены руководителями органов здравоохранения различного уровня, в том числе и министра здравоохранения Республики Мордовия. Свидетельством этого были благодарственные письма, озвученные ректором на заседаниях Ученого совета академии.

В докладе проректора  было также отмечено, что на запрос Министерства образования РТ и в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 4 января 2009 года КГМА одна из первых, в январе 2009 года, представила исчерпывающую информацию о готовности к опережающему обучению медицинских работников по 23 специальностям. Эта государственная программа направлена на переподготовку специалистов, находящихся под риском увольнения, за счет дополнительно выделенных бюджетных средств.

«На основании заключения соответствующих договоров, проведено опережающее обучение 50 врачей Республики Татарстан и Приволжского федерального округа в виде профессиональной переподготовки по специальностям: «Детская стоматология», «Общая врачебная практика», «Онкология» и «Хирургическая стоматология».

Ведется тесное взаимодействие с Росздравнадзором РТ и РФ по приему специальных экзаменов для лиц, получивших подготовку за рубежом, претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в России. Всего за 2009 год проэкзаменовано 22 человека по 12 специальностям», — отметила А.В. Анохина.

Особое внимание в своем выступлении профессор уделила методической работе в академии в 2009 году. Она проводилась по различным направлениям и в течение года неоднократно обсуждалась на Ученых советах факультетах и академии.

А.В. Анохина остановилась на наиболее значимых событиях, среди которых:

— разработанная руководителем методического отдела «Система учета контингента» для реализации Приказа МЗ СР РФ №705н была представлена в Отдел развития медицинских кадров, где получила положительную оценку как методическое сопровождение данного приказа и рекомендована к внедрению.

— Разработанная методическим отделом, обсужденная на факультетах, дополненная и принятая на Ученом совете академии брошюра «Планирование объема работы преподавателя» пользовалась популярностью среди делегатов прошедшего в октябре 2009 года Координационного совета ПФО. Направленная с пакетом отчетных документов в Департамент науки, образования и кадровой политики, она вызвала интерес у сотрудников отделов и была оценена как инновационная методическая разработка.

— Проведен анализ методического обеспечения ученого процесса на кафедрах Академии. Он выявил 70-ти процентную обеспеченность учебно-методическими комплексами.

«Несмотря на то, что этот критериальный показатель находится в рамках положительной оценки работы, следует стремиться к достижению стопроцентного обеспечения учебно-методическими комплексами», — отметила профессор А.В. Анохина.

Далее профессор озвучила основные перспективные направления развития  основной деятельности КГМА, среди которых: систематическое изучение мнения обучающихся посредством анкетирования; модернизация учебного процесса в виде широкого внедрения IT-технологий, разработки электронных учебников, лекций и наглядных пособий; введение системы контроля качества обучения на основе ISO-9000; повышение педагогической квалификации профессорско- преподавательского состава по темам «Современные технологии в образовании», «Научно-инновационная деятельность в образовании», «Актуальные вопросы модернизации высшего образования в России», «Информатизация образования»; повышение квалификации кадров управления образованием по Федеральной программе «Повышения квалификации кадров управления образованием в регионах и среднего звена управленческих кадров вузов в регионах Российской Федерации на базе модульных программ и современных образовательных технологий».

Во втором докладе профессора А.В. Анохиной прозвучала информация о заезде врачей-курсантов на зимние циклы 2010 г.

«Среди циклов профессиональной переподготовки традиционно пользуется популярностью среди врачей клиническая фармакология и фармакотерапия, Ультразвуковая диагностика, общая врачебная практика, функциональная диагностика. Обращает на себя внимание востребованность цикла продолжительностью более 500 часов по специальности «Инфекционные болезни» по приказу 705н для врачей со стажем работы по специальности от 5 до 10 лет. Отрадно отметить востребованность вновь разработанных и введенных циклов по вновь лицензированным специальностям «Неонатология», «Гериатрия» и «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования». Наполнение этих циклов превысило 100%», — прокомментировала профессор А.В. Анохина.

Докладчик также отметила, что циклы общего усовершенствования «Неврология детского возраста», «Психиатрия», «Скорая медицинская помощь», «Бактериология», «Лабораторное дело», «Эпидемиология для помощников эпидемиологов» и традиционно «Акушерство и гинекология» пользуются популярностью среди практического здравоохранения.

Особое внимание профессор А.В. Анохина обратила на проблемы комплектации циклов тематического усовершенствования.

«Анализ показал, что это не совсем так. Кафедры, тесно работающие со своим контингентом, органами здравоохранения, разрабатывают новые циклы по актуальной тематике, вызывающие неподдельный интерес у практических врачей. Среди таких надо отметить следующие — это циклы тематического усовершенствования «Актуальные вопросы дерматовенерологии, «Клиническая фармакология в клинике внутренних болезней», «Актуальные проблемы перинатологии», «Диабетология, ожирение, метаболический синдром», «Лабораторное обеспечение беременности», «Организация и содержание работы ЛПУ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени», «Клиническое акушерство и антенатальная охрана плода».  Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что кафедрам необходимо более тщательно и вдумчиво планировать будущие циклы усовершенствования, шире осуществлять межкафедральный подход к разработке тематики циклов, и последний приказ МЗ и СР РФ от 31 декабря 2009 года предусматривает более гибкий подход к видам и характеру проводимых циклов, востребованных практическим здравоохранением».

После выступления развернулась небольшая дискуссия. Выступления профессора Р.С. Фассахова, профессора Р.Ш. Валиева, профессора Е.А. Сидорука, профессора И.Г. Низамова, профессора М.К. Михайлова, профессора В.М. Белопухова свелись к тому, что необходимо развивать циклы с новой тематикой, интересной для практического здравоохранения, а это совместная деятельность близких по направлению кафедр. Например, аллергология и пульмонология, рентгенология и радиология.

Дискуссионным явился проблемный вопрос подготовки анестезиологов-реаниматологов. Вопрос поднял главный внештатный специалист-анестезиолог УЗ г. Казани,  заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии КГМА, доктор медицинских наук, профессор В.М. Белопухов.

Доклад, посвященный деятельности хозяйственной службы академии за 2009 год, представил проректор по общим вопросам Р.И. Уткельбаев.

«В целях развития образовательной и  научной деятельности проведено укрепление материально — технической базы академии», — начал свое выступление Р.И. Уткельбаев. Далее им были приведены некоторые говорящие о проделанной работе цифры:  в 2008 году на содержание из бюджета Российской Федерации было выделено 160 млн. рублей, что в 2 раза превышает сумму, выделенную в   2007 году. В 2009 году выделенная сумма составила 207523,0 тыс. руб., превысив аналогичный показатель 2007 года в  2,5 раза.

По его словам, в 2009 году в академии проводились ремонтные работы, по улучшению внутренней отделки помещений, приведения инженерных коммуникаций учебно-лабораторного корпуса в соответствие с существующими нормами и правилами. Также докладчик озвучил основные перспективные направления работы и дальнейшие задачи для достижения их реализации.

Более частные вопросы об информатизационном обеспечении научно-педагогического процесса на кафедре микробиологии рассмотрел в своем докладе заведующий кафедрой, профессор О.К. Позднеев.

Далее проректор по учебной работе А.В. Анохина представила информацию по утверждению программ обучения в интернатуре при КГМА.
Завершилось заседание также традиционно, как и началось — конкурсные дела и другие вопросы, связанные с избранием на вакантные должности, заняли последнюю часть работы Ученого совета КГМА.

Екатерина Лобанова