Вопрос уборки помещений в ЛПУ, на первый взгляд прозаический, таит в себе немало сложностей и имеет огромное значение в сохранении безопасности больничной среды. Поэтому санитарная обработка в помещениях ЛПУ является одним из звеньев в цепи санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику внутрибольничной инфекции. О перспективах развития профессионального клининга в учреждениях здравоохранения мы побеседовали с руководителем отдела медицинского клининга МКДЦ Лилией Искандеровной Хасановой. Она рассказала о том, какими основными принципами руководствуется для достижения необходимых результатов по уборке в ЛПУ и какие задачи ставит для развития направления больничного клининга.
— Лилия Искандеровна, дайте характеристику клининга в нашей стране.
— Чистота лечебных учреждений является своеобразной «визитной карточкой» ЛПУ. Это первое на что обращает внимание пациент, посещая поликлинику или поступая в стационар на лечение.
Ни для кого не секрет, что с клинингом в лечебных учреждениях связано немало проблем:
- низкая зарплата сотрудников (низкооплачиваемые и плохо мотивированные сотрудники дают низкого качества услуги);
- отсутствие специальных знаний;
- не готовность многих руководителей медицинских учреждений к новшествам;
- отсутствие центра обучения персонала, технологий и стандартов уборки лечебного учреждения.
Так в чем же отличие «больничного клининга» от общепринятого понятия «клининга»? Главное его отличие — непрерывный, круглосуточный рабочий процесс создания чистоты.
Сегодня многие ЛПУ не оснащены специальными техническими средствами для проведения уборок (отсутствуют многофункциональные уборочные системы, специальные контейнеры для сбора отходов и т.д, используются подручные средства для приготовления дезинфекционных растворов).
Для решения выше перечисленных проблем на базе ГУ МКДЦ в 2006 году был создан отдел больничного клининга, основными задачами которого являются:
1. Создание комфорта для пациентов, посетителей и сотрудников центра.
2. Санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на профилактику внутрибольничной инфекции.
3. Использование инновационных методов уборки.
4. Разработка и внедрение стандартов уборки по классам помещений.
— Какие современные принципы подхода к уборке в ЛПУ существуют за рубежом и в России на сегодняшний день?
— Было бы неправильным утверждать, что у нас в России больничного клининга не существует. К сожалению, на сегодняшний день существует ряд проблем, мешающих сформулировать и предложить ту модель взаимодействия с государственным сектором системы здравоохранения, которая бы была максимально нацелена на решение проблем, стоящих перед ним. Незначительный опыт клининговой индустрии в обслуживании ЛПУ не позволяет выработать комплексную модель, которую бы можно было предложить для массового использования в учреждениях здравоохранения.
Услуги по уборке «европейского качества» — понятия, которые прочно вошли в нашу жизнь. Поэтому, прежде чем выработать свою комплексную модель клининга ЛПУ, у нас была возможность в 2007 году в Вене увидеть на практике зарубежную модель больничного клининга.
— В чем преимущества «европейского» подхода к уборке лечебного учреждения?
Мы переняли комплекс направлений «европейского» клининга: использование многофункциональных уборочных систем, исключение использования загрязненного уборочного материала повторно, путем погружения в чистый дезинфицирующий раствор, и термическая или химическая обработка использованного расходного материала.
Даже сегодня во многих ЛПУ уборка помещений осуществляется старым традиционным методом. Имеет большие трудозатраты, занимает много времени и не всегда отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям. Такая уборка не гарантирует избавление от различных инфекций.
— Как же добиться желаемого результата?
Только правильный и основательный подход к созданию клининговой службы определяет уровень чистоты, который можно достичь:
1. В первую очередь, необходимо определить основные положения по внедрению стандартов чистоты в помещениях ЛПУ.
2. разделить отделение на 4 класса чистоты.
3. распределить помещения в отделениях по классам чистоты и выделить основные зоны уборки.
4. Разработать отдельную иерархическую структуру отдела медицинского клининга.
5. Распределить уборочные площади по бригадам и зонам ответственности.
6. Определить кураторов и младший технический персонал по функциональным обязанностям.
7. Выделить функции кураторов (бригадиров): контроль качества работы, обучение сотрудников, планирование и прогнозирование потребностей службы, знание санитарно-эпидемиологических нормативов, проведение анализов фактического расхода с заложенными нормами по моющим и чистящим средствам, контроль над своевременным выполнением всех видов уборок, выдерживание технологий уборок и т.д.
На сегодня отдел медицинского клининга существует уже 4 года и имеет в штате 117 сотрудников. Благодаря созданию и развитию службы по инициативе администрации, в лице генерального директора МКДЦ Рустема Наилевича Хайруллина, поднимается престиж профессии младшего медперсонала, отмечается повышение качества работы и увеличивается производительность труда. Решая основную задачу создания правильной и современной уборки в ЛПУ, деятельность клининговой службы, значительно повышает уровень охраны здоровья пациента и дополнительно создает благоприятную среду для физического и морального здоровья пациента.
— Какие методы Вы используете для поддержания чистоты в помещениях ЛПУ?
— Сегодня мы используем систему для уборки, которая включает в себя оборудование и принадлежности для уборки. Ключевыми понятиями в системе является гигиена, безопасность для медперсонала, эргономичность, минимальный расход труда и времени персонала, занятого уборкой, экономия ресурсов и экологическая безопасность. Всего нами было приобретено 14 уборочных систем и для уборки на больших входных зонах — 5 поломоечных машин фирмы «KARHER».
— Каких результатов Вы достигли, применяя инновационные методы уборки?
— Во-первых, улучшилось качество уборки.
— Во-вторых наблюдается экономия расходного материала: дезинфекционные средства, воды для приготовления рабочих растворов; экономия временных затрат на уборку 1 кв.м. площади, результатом которого является увеличение производительности труда.
— Мы провели динамику количественных показателей на котором виден значительный экономический эффект по использованию дезинфекционных препаратов, воды и затрат по времени:
1. Как показатель экономии мы провели сравнительный анализ по водопотреблению за период 2008-2009 годы.
2. за прошедший 2009 год имеется экономический эффект потребления воды на 2617,2 куб.л.воды.
3. по финансированию коммунальных услуг по водопотреблению экономия составила 59 174,90 рубля.
— В третьих, увеличилась производительность труда (если раньше уборщицы работали 2-3 часа за рабочую смену, то сегодня полный рабочий день с нагрузкой около 1300 кв.м.уборочной площади).
— В четвертых, поднимается престиж профессии младшего персонала. Сотрудники работают с потенциалом, с интересом.
— Какие приоритеты Вы ставите для достижения поставленных задач?
- Очень важным фактором успешной работы является обучение персонала — только хорошо обученный персонал может работать профессионально и эффективно. Поэтому, для оптимизации работы младшего персонала необходимо проводить учебные мероприятия, мастер-классы ведущими клининговыми компаниями.
- мотивация сотрудников — создание оптимальных условий для плодотворной работы и отдыха, здоровья персонала. У нас имеются группы здоровья для персонала (йога, фитнес), бассейн.
- кроме того, администрацией центра, разработана система поощрений сотрудников службы в виде премирования и награждения почетными грамотами за добросовестное отношение к функциональным обязанностям.
- стимулирование — увеличение заработной платы — за счет использования инновационных методов уборки появляется возможность уменьшения количества персонала и увеличения уборочных площадей.
— В чем перспектива развития «европейского» опыта в разрезе применения к отечественной индустрии больничного клининга?
— Для достижения высоких результатов по уборке ЛПУ, мы постоянно совершенствуем свои знания, учавствуя в семинарах, конференциях и международных выставках рынка индустрии чистоты.
Необходимо отметить, что адаптируя «европейский» опыт клининга к отечественным, мы имеем возможность провести анализ положительных результатов использования новых методов уборки в нашем учреждении. При этом хочется подчеркнуть, что приобретая качественные уборочные системы, мы получаем гарантию долгосрочной эксплуатации данного оборудования. Имея опыт работы с зарубежными фирмами мы уверенно подходим к выбору средств по уходу за поверхностями, благодаря которым сохраняем архитектурные особенности зданий МКДЦ. В своей работе мы руководствуемся чувством ответственности и заботимся о пациентах и процветании нашего центра.
Внедрение данной системы уборки в ЛПУ требует продуманного, последовательного и долгосрочного объединения усилий лечебных учреждений России. И мы готовы делиться накопленным опытом и знаниями в области больничного клининга.
Альфия Хасанова