13.12.2024

hasanovaВопрос уборки помещений в ЛПУ, на первый взгляд прозаический, таит в себе немало сложностей и имеет огромное значение в сохранении безопасности больничной среды. Поэтому санитарная обработка в помещениях ЛПУ является одним из звеньев в цепи санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику внутрибольничной инфекции.   О перспективах развития профессионального клининга в учреждениях здравоохранения мы побеседовали с руководителем отдела медицинского клининга МКДЦ Лилией Искандеровной  Хасановой.  Она рассказала о том, какими основными принципами руководствуется для достижения необходимых результатов по уборке в ЛПУ  и какие задачи ставит для развития направления больничного клининга.

— Лилия Искандеровна, дайте характеристику клининга в нашей стране.

— Чистота  лечебных учреждений является  своеобразной «визитной карточкой» ЛПУ. Это первое на что обращает внимание пациент, посещая поликлинику или поступая в стационар на лечение.

Ни для кого не секрет, что с клинингом в лечебных учреждениях связано немало проблем:

  • низкая зарплата сотрудников (низкооплачиваемые и плохо мотивированные сотрудники дают низкого качества услуги);
  • отсутствие специальных знаний;
  • не готовность многих руководителей медицинских учреждений к новшествам;
  • отсутствие центра обучения персонала, технологий и стандартов уборки лечебного учреждения.

Так в чем же отличие «больничного клининга» от общепринятого понятия «клининга»? Главное его отличие — непрерывный, круглосуточный рабочий процесс создания чистоты.

img_8666Сегодня многие ЛПУ не оснащены специальными техническими средствами для проведения уборок  (отсутствуют многофункциональные уборочные системы, специальные контейнеры для сбора отходов и т.д, используются подручные средства для приготовления дезинфекционных  растворов).

Для решения выше перечисленных проблем  на базе ГУ МКДЦ в 2006 году был создан отдел больничного клининга, основными задачами которого являются:

1.    Создание комфорта для пациентов, посетителей и сотрудников центра.

2.    Санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на профилактику внутрибольничной инфекции.

3.    Использование инновационных методов уборки.

4.    Разработка  и внедрение  стандартов уборки по классам помещений.

— Какие современные принципы подхода к уборке в ЛПУ существуют за рубежом и в России на сегодняшний день?

—   Было бы неправильным утверждать, что у нас в России  больничного клининга не существует. К сожалению, на сегодняшний день существует ряд проблем, мешающих  сформулировать и предложить ту модель взаимодействия с государственным сектором системы здравоохранения, которая бы была максимально нацелена на решение проблем, стоящих перед ним.  Незначительный опыт клининговой индустрии в обслуживании ЛПУ не позволяет выработать  комплексную модель, которую бы можно было предложить для массового использования в учреждениях здравоохранения.

Услуги по уборке «европейского качества» — понятия, которые прочно вошли в нашу жизнь. Поэтому, прежде чем выработать свою комплексную  модель клининга ЛПУ,  у нас была возможность в 2007 году в Вене увидеть на практике зарубежную модель больничного клининга.

klin2— В чем преимущества «европейского» подхода к уборке лечебного учреждения?

Мы переняли комплекс направлений  «европейского» клининга: использование многофункциональных уборочных систем,  исключение использования загрязненного уборочного материала повторно, путем погружения в чистый дезинфицирующий раствор, и термическая или химическая обработка использованного расходного материала.

Даже сегодня во многих ЛПУ уборка помещений  осуществляется старым традиционным методом.     Имеет большие трудозатраты, занимает много времени  и не всегда отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям. Такая уборка не  гарантирует  избавление от различных инфекций.

— Как же добиться  желаемого результата?

Только правильный и основательный подход к созданию клининговой службы определяет уровень чистоты, который можно достичь:

1.    В первую очередь,  необходимо определить  основные положения по внедрению стандартов чистоты в помещениях ЛПУ.

2.    разделить отделение на 4 класса чистоты.

3.    распределить помещения в отделениях по классам чистоты и выделить основные зоны уборки.

4.    Разработать отдельную иерархическую структуру отдела медицинского клининга.

5.    Распределить уборочные площади по бригадам и зонам ответственности.

6.    Определить кураторов и младший технический персонал по функциональным обязанностям.

7.    Выделить функции кураторов (бригадиров): контроль качества работы, обучение сотрудников, планирование и прогнозирование потребностей службы, знание санитарно-эпидемиологических нормативов, проведение анализов фактического расхода с заложенными нормами по моющим и чистящим средствам, контроль над своевременным выполнением всех видов уборок, выдерживание технологий уборок и т.д.

На сегодня отдел медицинского клининга существует уже 4 года и имеет в штате  117 сотрудников. Благодаря созданию и развитию службы по инициативе администрации, в лице генерального директора МКДЦ Рустема Наилевича Хайруллина, поднимается престиж профессии младшего медперсонала, отмечается повышение качества работы и увеличивается производительность  труда. Решая основную задачу создания правильной и современной уборки в ЛПУ, деятельность клининговой службы,  значительно повышает уровень охраны здоровья пациента и дополнительно создает благоприятную среду для физического и морального здоровья пациента.

— Какие методы Вы используете для поддержания чистоты в помещениях ЛПУ?

— Сегодня мы используем систему для уборки, которая включает в себя оборудование и принадлежности для уборки. Ключевыми понятиями в системе является гигиена, безопасность для медперсонала, эргономичность, минимальный расход труда и времени персонала, занятого уборкой, экономия ресурсов и экологическая безопасность. Всего нами было приобретено 14 уборочных систем и для уборки на больших входных зонах — 5 поломоечных машин фирмы «KARHER».

— Каких результатов  Вы достигли, применяя инновационные методы уборки?

—  Во-первых, улучшилось качество уборки.

— Во-вторых наблюдается экономия расходного материала: дезинфекционные средства, воды для приготовления рабочих растворов; экономия временных затрат на уборку 1 кв.м. площади, результатом которого является увеличение производительности труда.

— Мы провели динамику количественных показателей на котором виден значительный экономический эффект по использованию дезинфекционных препаратов, воды и затрат по времени:

1.    Как показатель экономии мы провели сравнительный анализ по водопотреблению за период 2008-2009 годы.

2.    за прошедший 2009 год имеется экономический эффект потребления воды  на 2617,2 куб.л.воды.

3.    по финансированию коммунальных услуг по водопотреблению экономия составила 59 174,90 рубля.

— В третьих, увеличилась производительность труда (если раньше уборщицы работали 2-3 часа за рабочую смену, то сегодня полный рабочий день с нагрузкой около 1300 кв.м.уборочной площади).

— В четвертых, поднимается престиж профессии младшего персонала. Сотрудники работают с потенциалом, с интересом.

—  Какие приоритеты Вы ставите для достижения  поставленных задач?

  • Очень важным фактором успешной работы является обучение персонала — только хорошо обученный персонал может работать профессионально и эффективно. Поэтому, для оптимизации работы младшего персонала необходимо проводить учебные мероприятия, мастер-классы ведущими клининговыми компаниями.
  • мотивация сотрудников — создание оптимальных условий для плодотворной работы и отдыха, здоровья персонала. У нас имеются группы здоровья для персонала (йога, фитнес), бассейн.
  • кроме того, администрацией центра, разработана система поощрений сотрудников службы в виде премирования и награждения почетными грамотами за добросовестное отношение к функциональным обязанностям.
  • стимулирование — увеличение заработной платы — за счет использования инновационных методов уборки появляется возможность уменьшения количества персонала и увеличения уборочных площадей.

— В чем перспектива развития «европейского» опыта в разрезе применения к отечественной индустрии больничного клининга?

—  Для достижения высоких результатов  по уборке ЛПУ,  мы постоянно совершенствуем свои знания, учавствуя в семинарах, конференциях и международных выставках рынка индустрии чистоты.

Необходимо отметить, что адаптируя «европейский» опыт клининга к отечественным, мы имеем возможность провести анализ положительных результатов использования новых методов уборки в нашем учреждении.  При этом  хочется подчеркнуть, что приобретая качественные  уборочные системы, мы получаем гарантию долгосрочной эксплуатации данного оборудования. Имея опыт работы с зарубежными фирмами мы уверенно подходим к выбору средств по уходу за поверхностями, благодаря которым  сохраняем архитектурные особенности зданий МКДЦ. В своей работе мы руководствуемся чувством ответственности и заботимся о пациентах и процветании нашего центра.

Внедрение данной системы уборки в ЛПУ требует продуманного, последовательного и долгосрочного объединения  усилий лечебных учреждений России. И мы готовы делиться накопленным опытом и знаниями в области больничного клининга.

Альфия Хасанова