Компьютерные технологии в ЛПУ или «Не груда бесполезного металла»


Компьютерные технологии в ЛПУ или «Не груда бесполезного металла» Все началось давно, еще с 1980 года, когда  Чарльз Бэббидж изобрел аналитическую машину, ставшую прототипом нашего современного персонального компьютера, а первый программист — прекрасная дочь Джорджа Байрона Августа Ада Лавлейс написала для этой машины первую компьютерную программу.

Сегодня редко кто сможет представить свою жизнь без компьютера. Мы доверяем его долговременной памяти свои профессиональные наработки и научные труды, а нередко и свою личную переписку. Компьютерные технологии основательно вторглись в нашу повседневную жизнь, наполнив ее новыми знакомыми из бескрайней сети Интернет, неформальным и деловым общением, электронными книгами и другими ресурсами, ранее труднодоступными, или не доступными вовсе.

Компьютерные технологии постепенно внедряются и в лечебные учреждения нашей республики. Как это происходит, каковы действия руководителей ЛПУ и можно ли уже сегодня пожинать первые плоды, которые принесли информационные технологии в жизнь лечебного учреждения – об этом в интервью с главным врачом Республиканской клинической больницы №3 Альмиром Рашидовичем Абашевым.

Как происходила информатизация вашего лечебного учреждения? С чего все начиналось, и каково положение дел на сегодня?

Проблема единого информационного пространства для РКБ№3 как многопрофильного учреждения чрезвычайно актуальна. Дело в том, что специфика структуры нашего лечебного учреждения ранее предполагала большой объем курьерской работы  — четыре здания расположены друг от друга в удалении  до 1,5 км. Информация на бумажных носителях, переданная через курьерскую службу – для нас это уже вчерашний день: неудобно, экономически невыгодно и не всегда безопасно в плане конфиденциальности.


Также внедрение медицинской информационной системы решила сложности, которые  возникали в связи с обобщением результатов работы  и формированию статистических показателей. Ранее на бумажном носителе приходилось сводить в отдел медицинской статистики и затем уже анализировать.

В рамках модернизации, которая в настоящее время продолжается в отрасли здравоохранения, мы рассчитываем получить дополнительные возможности для автоматизации технологических процессов оказания медицинских услуг в нашем учреждении.

Компьютерные технологии в ЛПУ или «Не груда бесполезного металла» Каковы были шаги к внедрению компьютерных технологий? Что было сделано в первую очередь?

—  Предвидя, что иного пути по оптимизации технологического процесса для снижения издержек в  работе кроме как внедрение автоматизированных систем управления нет, нами были смонтированы локальные сети в каждом из имеющихся на нашем балансе зданий. Уже четыре года прошло с тех пор, как этот этап был реализован. Следующим этапом было оснащение рабочих мест сотрудников компьютерной и организационной техникой. Это, несомненно, самый затратный и самый тяжелый в плане принятия решений этап. Как предвидеть «место» сотрудника в организационной цепи и каким функционалом его наделить? — главный вопрос во внедрении АСУ.


Сначала мы наладили информационный обмен посредством применения одной из социальных сетей. Ее сервисы стали служить в нашей работе как основной принцип делового общения между руководителями и медицинским персоналом различных корпусов РКБ №3. Пересылку документации мы осуществляем таким простым и удобным способом. Единственным камнем преткновения остались, так называемые, живые подписи. С этой задачей компьютер справиться не может. Ждем изменения статуса электоронно-цифровых подписей

Какие сложности возникали на пути к информатизации лечебного учреждения?

—  Обучение наших сотрудников работе на компьютере. Далеко не все на тот момент являлись уверенными пользователями персонального компьютера, необходимо было научить, привить навыки и так далее. Сегодня с уверенностью можно сказать мы преодолели эту проблему. Любой из нас кто совершает какие-либо операции в управлении просто обязан и знает как это сделать посредством компьютера.

Как преодолевали эти сложности?

—  Упорство и воля к преодолению. Невозможно привить навыки владения компьютером в течение, например,  одного дня или даже одного месяца – процесс внедрения информатизации во все сферы у нас занял порядка 5-6 лет.  И мы еще далеки от совершенства, однако уже сегодня мы достигаем той точки, когда любой уполномоченный сотрудник  во внутреннем  контуре учреждения посредством «электронного правительства» обменивается необходимой информацией с руководством или интересующими его службами.

На мой взгляд, в успешном внедрении информационных технологий играют роль два аспекта: наличие технических возможностей и воля руководителя.

Что касается скорости обработки информации, то на сегодня мы активно участвуем в проекте «Электронный Татарстан», и сегодня уже практически решен вопрос, что в течение месяца  все наши здания будут подключены к высокоскоростным оптическим линиям связи. Это позволит существенно повысить скорость информационного обмена и решить проблемы, которые мы испытывали из-за аналоговых систем подключения к Интернету.

В чем необходимость создания единой сети учреждения?

—  Мы активно внедряем медицинскую информационную систему по формированию амбулаторной и стационарной карты больного. Этот вопрос  затронут в проекте модернизации, но на сегодняшний день концепция Министерства здравоохранения и социального развития РФ до нас не доведена. Однако электронные версии карт пациента — это базис от которой потом «оттолкнется»  электронная очередь. И мы вынуждены  форсировать работу в этом направлении, так как опыт показывает внедрение любого информационного продукта наталкивается на человеческий фактор. Нужно время!

Компьютерные технологии в ЛПУ или «Не груда бесполезного металла» Какими вы видите перспективы информатизации? Как вы планируете дальше развивать компьютерные технологии, ведь их возможности очень велики?

—  В этом будущее. Это неоспоримый факт. Снижение издержек временных или ресурсных не решить без автоматизации производственных процессов. В условиях индустриализации медицины это крайне важно. Однако мы врачи и в решении любой задачи должны видеть интересы пациента. Важно еще и то чтобы наши пациенты успевали за нами, понимали положительные отличия, видели в изменениях выгоду для себя и для укрепления собственного здоровья.

Екатерина Лобанова