Концепция развития здравоохранения до 2020: касается стоматологии


vagnerВ предыдущих номерах мы уже писали о ХII Межрегиональной выставке-форуме «Дентал-Экспо.Самара», которая прошла 11-13 ноября. Надо сказать, что на различных симпозиумах выставки поднимались и обсуждались достаточно актуальные проблемы современной стоматологии. Мы решили, что правильным будет осветить работу симпозиума на тему «Организация стоматологической помощи населению» отдельно, поскольку все  докладчики делали акцент на перспективы развития службы в целом.

По мнению премьер-министра РФ В.В.Путина, главной целью модернизации российского здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. В его послании сказано, что медицинским учреждениям необходимо перейти от сметного принципа содержания к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи. Причем, такая оплата должна производиться  в соответствии с принципами обязательного страхования.

Работу симпозиума с докладом «Качество стоматологической помощи. Характеристики и критерии» открыл  президент стоматологической ассоциации России, заместитель директора «ЦНИИС и ЧЛХ» (г.Москва), профессор В.Д.Вагнер. К характеристикам качества Владимир Давыдович отнес, такие как безопасность, клиническая и экономическая эффективность, своевременность, равенство (не зависимо от места жительства, национальности, уровня дохода), участие пациента. По мнению докладчика, критериями качества являются соблюдение стандартов,  отсутствие осложнений и удовлетворенность пациентов.

В представлениях Генеральной прокураторы Российской Федерации Минздравсоцразвития РФ и Росздравнадзору указываются  факты смерти пациентов по вине медицинских работников, необоснованные отказы в оказании скорой и неотложной медицинской помощи, случаи взимания платы с граждан, имеющих полис ОМС и несоответствие объемов бесплатной медицинской помощи, возможность выбора  врача-специалиста.

К принципам выбора методов лечения при разработке ПВБ относятся принципы функциональной целесообразности и «необходимой достаточности» метода лечения, минимальной трудоемкости как условия доступности лечения (связан с экономичностью).


Необходимым предварительным условием для медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случае когда  состояние больного не позволяет выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о  проведении последнего в интересах гражданина, решает консилиум. При невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий врач с последующим уведомлением  должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.

Пациент должен знать о результатах обследования, своем диагнозе, комплексном плане лечения, применяемых в клинике технологиях и методах лечения, также об альтернативных методах лечения, возможных осложнениях в процессе и после лечения.

О новых подходах в финансировании стоматологической помощи и введении обязательной стоматологической страховки рассказал член Правления Европейской стоматологической ассоциации ERO-FDI (г.Москва) В.В.Садовский.

К особенностям стоматологической службы РФ относятся значительное количество государственной, муниципальной и частной  собственности (поликлиники, стоматологические кабинеты и др.), высокая заболеваемость и распространенность стоматологических патологий, импортозависимость, поскольку практически все лечебно-диагностическое оборудование, расходные материалы и медикаменты производятся за рубежом.


По словам докладчика, взаиморасчеты стоматологических организаций с заказчиком в системе ОМС производится по УЕТ, посещениям, законченному клиническому случаю, простым манипуляциям.

В реформировании стоматологической помощи заинтересованы население России, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и участники рынка стоматологических услуг, производства, торговли оборудования и материалов. Задачами же реформы являются создание трехуровневой системы оказания стоматологической помощи в стране, утверждение единого порядка оказания помощи на основе стандартов, создание обязательного федерального реестра специалистов и эффективной системы эпидемиологического мониторинга, также государственной программы профилактики, введение обязательного стоматологического страхования (ОСС), привлечения концессий для модернизации отстающего технопарка.

Реформа предполагает сохранение  государственных гарантий в формате высокотехнологичных  видов медицинской помощи, стоматологической помощи детям (дискутируется вопрос о ордотонтическая помощи до 12 летнего возраста), мониторинга стоматологического здоровья населения подготовки кадров для обеспечения качества,  стоматологической помощи населению формированию цивилизованного рынка стоматологической услуг.

В рамках реализации Программы создается трехуровневая система оказания  стоматологической помощи населению. Первый уровень предполагает  создание стоматологического территориального участка (СТУ), который оказывает гарантированную государством первичную стоматологическую помощь,  организацию диспансерного наблюдения и исполнение государственной программы профилактики.  Объем помощи в СТУ определяется стандартами, квалификационными  характеристиками специалистов и нормативами материального обеспечения, прочими нормативными документами.

Основными функциями отделения (кабинета) стоматологии общей практики  являются консультативно-диагностическая работа, оказание первично медико-санитарной и специализированной терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологической помощи в пределах своей компетенции, проведение мероприятий по профилактике зубочелюстно-лицевых заболеваний, санитарно-просветительская работа среди взрослого населения и ведение утвержденных форм учетной и отчетной медицинской документации.

Оказание стоматологической помощи осуществляется в соответствии с классификатором услуг, работ и технологий для оказания амбулаторно-поликлинической помощи при виде деятельности по специальности «стоматология общей практики».

Нормативом для создания СТУ является наличие государственной или муниципальной стоматологической  поликлиник, отделений ЦРБ, ЦГБ, ЛПУ общемедицинского назначения, также утверждение квот по участкам на страну (один участок на 10 000 населения). Стоматологический кабинет, площадью не менее 18 кв.м оснащается универсальной стоматологической установкой, системой стерилизации  (при отсутствии центральной стерилизации и системой рентгеноконтроля при отсутствии рентгенологического отделения).

Средства, собранные от обязательного стоматологического страхования, могут быть распределены на обеспечение определенных социальных групп специализированной стоматологической помощью, финансирование дорогостоящих видов помощи по стоматологии, реализацию государственных программ профилактики. Сроки реализации программы 2009-2014 годы.

Второй уровень включает специализированную помощь, которая оказывается профильными специалистами в рамках стоматологических учреждений с разными формами собственности (федеральной, муниципальной и частной).

Третий уровень направлен  на обеспечение населения России высокотехнологичной (дорогостоящей) помощью за счет бюджетных средств. Высокотехнологичная стоматологическая помощь, в том числе в области челюстно-лицевой хирургии , должна оказываться в региональных и федеральных центрах за счет средств, выделяемых на эти цели.

Для реализации Программы не потребуется дополнительного финансирования на создание новых лечебных учреждений. Стоматологические территориальные участки формируются на базе имеющихся государственных и муниципальных стоматологических поликлиник, кабинетов, отделений в ЛПУ, ЦРБ, ЦГБ. Для открытия передвижных стоматологических кабинетов используются средства от ОСС. Финансирование программы осуществляется за счет средств обязательной стоматологической страховки в сумме 1 тыс.рублей на одного жителя в год, а также за счет средств, сэкономленных  в результате подписания концессионных соглашений. Общая страховая сумма для граждан России должен составлять 142 млрд.рублей в год. При условии невведения ОСС существует возможность появления в ФОМС блока по стоматологии, выстраивания отношений с ФОМС по формуле новых материально-технических нормативов.

Также среди выступавших были главный стоматолог МЗ и СР Самарской области, профессор Д.А.Трунин, главный детский стоматолог   МЗ и СР Самарской области А.М.Хамадеева, научный сотрудник «ЦНИИС и ЧЛХ» Л.Е.Смирнова и др.

Ляйсан Халикова