Конфликт между жизненными потребностями в здоровье и образовании


Проанализирована динамика показателей распространенности психических расстройств, ассоциированных с современными традициями воспитания детей в семье и образовательными технологиями в школах и вузах. Показано, что по мере повышения образования у учащихся повышается заболеваемость непсихотическими психическими расстройствами. Высказываются суждения о деструктивном влиянии реформ образования на биопсихосоциальную структуру человека, способствующих деградации психики, личности и организма учащихся. Предлагается методика самостоятельного распознавания деструктивных информационно-психологических воздействий с целью самозащиты от них.

The conflict between the vital necessities in health and education

The dynamics of the prevalence of psychiatric disorders associated with the modern tradition of educating children in the family and educational technologies in schools and universities was analysed. . It is shown that with increasing education of students increased incidence of nonpsihitical mental disorders. Make judgments about the destructive impact of educational reforms in the structure of human biopsychosocial contributing to degradation of the mind, body and personality of students. The technique of self detection destructive information-psychological effects is proposed in order to protect themselves from them. 

Жизненно важные потребности в здоровье и образовании стали в современную эпоху взаимоисключающими. Среди студентов — молодых людей, обладающих самым высоким биологическим потенциалом, абсолютно здоровыми являются только 4% мужчин и 9% женщин [3]. По расчетам специалистов ВОЗ, 86% выпускников вузов пойдут не трудиться, а лечиться. В настоящее время существует 70 «студенческих» заболеваний.

Конфликт между здоровьем и образованием начинается до начала обучения. Выдающийся исследователь взаимосвязи образования и здоровья доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный [1] разъясняет, что «только мать с помощью колыбельных песен, постоянного речевого общения с ребенком с помощью различных пестушек, прибауток, приговорок, считалок может и должна до 3 лет запустить и поставить его речевые функции. Это необходимый старт для всей стратегии духовно-психического развития нового человека. Современные матери вынуждены минимизировать общение с детьми, «сдавать их в камеры хранения» (детские ясли и сады). В этих условиях дети вырастают недолюбленными, не вскормленными материнской грудью, с задержкой в речевом и психическом развитии, переполненными страхами и т.д. У 70-80% современных детей выявляются признаки аутизма, падают учебно-познавательные способности». Государство экономит деньги на финансовой поддержке матерей с маленькими детьми, вынуждает их зарабатывать на материальное обеспечение семьи, но эта небольшая экономия порождает большие проблемы для здоровья и образования детей.

По данным института гигиены и охраны здоровья детей РФ, не готовы к обучению в школе по показателям психического здоровья 32% детей. При поступлении в 1-й класс у 20% детей обнаруживаются психические расстройства, а к окончанию 1-го класса их становится 60-70%. Обследование школьников в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе и других городах выявило наличие психических расстройств у 90-95% детей. Эти расстройства относятся к пограничным — утомляемость, снижение внимания и памяти, тревога, страх, раздражительность, нарушения сна, пищевого поведения и др. С ними можно ходить в школу и вести социально нормативный образ жизни, но этих расстройств в пору счастливого детства не должно быть.


Но самое интересное в том, что эти расстройства психического здоровья детей никому не интересны. Министерства и ведомства, ответственные за защиту прав и свобод, здоровья, образование и развитие детей, состояние трудовых ресурсов, укомплектованность Российской Армии, охрану правопорядка, профилактику асоциального поведения, финансирование, ресурсное и кадровое обеспечение медицинской и социальной помощи этим детям, а также Министерства молодежи и спорта, культуры, средств массовой информации, участвующие в воспитании детей и молодежи, сохраняют олимпийское спокойствие к эпидемии психических расстройств и суицидов у детей. Олимпиада и Универсиада вызывают гораздо большую озабоченность у названных министерств и ведомств.

Конфликта между потребностями быть здоровым и образованным не должно быть. Нужно признать приоритет здоровья. Алгоритмы здоровья имеют биологическую природу, они сформированы эволюцией, связаны с генетикой, природой и экологией, то есть предельно консервативны. Их нужно знать, не нарушать, беречь от «революций».

Технологии образования определяются социальными факторами, задачами экономического и политического (военного) развития общества. Они очень динамичны, пластичны, разнообразны, не имеют глубоких биологических корней и закономерностей. Каждая социально-экономическая эпоха создает свою систему образования. В нашей стране имеется 3 государственных академии, занимающихся человеком и ребенком, в том числе Российская академия образования. Однако ведущий специалист РАО М.М. Безруких признает, что «за последние 50 лет все школьные реформы проводились сверху, без научного обоснования… Современный метод обучения «заучивание-повтор» самый неэффективный путь…» [1]. Профессор В.Ф. Базарный отмечает: «Все выполненные за полвека школьные реформы были направлены на изгнание из базового учебного плана всех тех воспитательно-развивающих приемов и технологий, которые формируют у детей фундамент духовно-психического развития — психомоторные способности. Это трудовое и физическое воспитание, рукотворчество, музыкальное развитие, рисование. Это формирование осмысленной речи, осмысленного чтения и др. Незаметно для общества весь процесс обучения был трансформирован в инструктивно-программирующую информатику, опирающуюся на механическую память на фоне закрепощения и подавления в недвижении («педагогической усидчивости») всех телесных и духовных сил ребенка…».

Шизофреничность современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, разрушающих биопсихсоциальную структуру человека, разрывающих гармонию и единство между биологическими, психологическими и духовными потребностями детей, отчуждающих их от реальной жизни, заменяющих чувства, образы, смыслы и действия виртуальными конструкциями, «клиповым» мышлением, из которого устранены причинно-следственные и временные связи, способствовала деградации как отдельных психических функций, так и психики и личности в целом, «переходу на животный строй психики, на эволюционно низшие уровни жизни» [1]. Это соответствует выполнению задач по дебилизации и депопуляции, поставленных внешним политическим управлением.


Это национальная катастрофа, характеризующая качество государственного управления образованием и смежными ведомствами. Рост детских суицидов — показатель результирующий отношение государства к детям, к семье. В2003 г. скандинавские исследователи признали, что «российские школьники самые несчастные в мире. Россия лидирует по показателям суицидов среди подростков. Пик суицидальной активности приходится на 14-16 лет».

Современная ситуация в управлении образованием вызывает протест у всех здравомыслящих и социально ответственных граждан. Еще в 80-е годы под руководством В.Ф. Базарного была научно разработана и утверждена Минздравом РФ программа «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах». В пространстве этой образовательной технологии дети стоят за конторками, свободны в движении, мышлении, в чувствах, творчестве, увлечены и одухотворены. Повышается эффективность и качество учебы, гармонично развивается личность и организм. Эта здравоохранительная методика одобрена учеными, практиками и чиновниками, но «внедряется не на основе государственных программ, а на личной инициативе энтузиастов» [1]. Для выживания нашим соотечественникам приходится брать ответственность за защиту психического и духовного здоровья детей на себя. Такую рекомендацию дал гражданскому обществу президент России Д.А. Медведев в2010 г. в аналогичной по сложности наркоситуации.

Наши соотечественники остро нуждаются в технологиях самозащиты нравственного и психического здоровья. Их теоретическая и методическая разработки являются научным направлением кафедры психотерапии и наркологии Казанской медицинской академии. Для самостоятельного определения полезности-вредности информационно-психологических воздействий нами предложен 3-этапный алгоритм, основанный на биопсихосоциальной структуре человека, отражающей иерархию и масштаб его потребностей [2]. 1-й этап — экзистенциальный, определяющий приоритет одной из трех потребностей — биологической, социальной или духовной. 2-й этап — социально-психологический, определяющий предлагающуюся стратегию поведения по классификации Хайма. 3-й этап — психиатрический, определяющий вариант психического расстройства, заложенный в воздействии. Для овладения этой методикой достаточно одной лекции с презентацией. Наш многолетний практический опыт подтверждает полезность и целесообразность более широкого внедрения этой методики в образовательной сфере.

А.М. Карпов, Д.Г. Семенихин, В.В. Герасимова 

Казанская государственная медицинская академия

Отдел межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФCКН РФ 

Карпов Анатолий Михайлович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии и наркологии

 

 

Литература:

1. Базарный В.Ф. Почему наши дети не хотят жить? — Знание — власть. — 2012. Концептуальное приложение к № 560.

2. Карпов А.М. Здравствуйте, если хотите. — Образовательно-воспитательные основы интеграции медицины, экологии, образа жизни и власти» / А.М. Карпов. — Казань. — 2008. — 224 с.

3. Лебедев Ю.В., Тазлова Р.С. Организация специализированной психотерапевтической помощи на амбулаторном этапе. — Труды 15-го съезда психиатров России. — М., 2010. — С. 48.