Круглый стол в Государственной Думе Российской Федерации по проблеме производства, распространения и проникновения на отечественный рынок фальсифицированных лекарственных препаратов


Представители ГК «Фармконтракт» приняли участие в заседании патриотической платформы «ЕДИНОЙ РОССИИ» на тему: «Поддельные лекарства: мошенничество или корыстное допущение убийства?»

Сегодня в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялось заседание патриотической платформы «Единой России» на тему: «Поддельные лекарства: мошенничество или корыстное допущение убийства?» В рамках круглого стола разработчики прошедшего первое чтение проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок» (депутаты И.А. Яровая, А.С. Прокопьев и др.), руководители профессиональных ассоциаций, представители фармацевтических компаний-производителей и дистрибьюторов лекарственных средств, экспертное сообщество и приглашенные специалисты фармацевтических заводов и компаний, расположенных на территории России, обсудили возможности, способы и механизмы противодействия не только проникновения, но и производства, реализации контрафактных, фальсифицированных лекарственных препаратов и БАДов.

Все участники заседания поддержали инициативу парламентариев и предложили дополнительные рычаги по противодействию распространения контрафактной и фальсифицированной продукции в фармацевтической отрасли, которые целесообразно включить в законопроект ко второму чтению.

Попова Анна Юрьевна, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, подчеркнув, что первый признак безопасности — соответствие требованиям, предложила дополнить меры наказания производителей недоброкачественной продукции: добавить конфискацию не только товара, произведенного с рецептурными нарушениями и признанного фальсифицированным, контрафактным, но и конфискацию орудия производства — все задействованное в противоправном процессе оборудование. Также, по словам Анны Юрьевны, следует осуществлять контроль не только за произведенной и находящейся в обороте на фармацевтическом рынке продукцией, но и за деятельностью фармпроизводителей. Эту идею поддержала директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Е.А. Максимкина.

О.И. Астафуров, исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций, внес предложение по наделению Росздравнадзора функциями пострегистрационного мониторинга. Развивая его идею, модератор круглого стола, координатор патриотической платформы «Единой России», председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции И.А. Яровая внесла предложение наделить Росздравнадзор правом проводить внезапные проверки. Заведующий сектором уголовного права и криминологии Института государства и права Российской академии наук С.В. Максимов говорил о возможности более радикальных мер: наделении Росздравнадзора не только контрольными полномочиями, но и «карательными» функциями.


Сегодня ведомство, выявив фальсифицированные лекарственные средства, направляет информацию об этом в правоохранительные органы, которые и принимают решения о санкциях в отношении недобросовестных участников фармацевтического рынка. Такая информация ежемесячно направляется в Министерство внутренних дел России и Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. В этой связи инициатива участников круглого стола по расширению компетенции Росздравнадзора выглядит как попытка консолидации процесса контроля качества лекарственных средств в одном ведомстве.

Говоря о проблемах, не позволяющих максимально эффективно противостоять колоссальному распространению фальсифицированных лекарственных препаратов и БАД (в т.ч. отсутствие внезапных проверок, их периодичности и нахождении вне контроля зарубежных производителей), врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранении  М.А. Мурашко отметил, что из-за отсутствия внезапности любые нормы, вводимые законодателями, к сожалению, не смогут работать в полную силу. Поэтому следует учитывать опыт других стран, где на официальных сайтах профильных контрольно-надзорных органов публикуется план проверок без указания точной даты их проведения.

Подводя итоги, участники дискуссии отметили важность принятия предложенного группой депутатов законопроекта, направленного на борьбу с фальсифицированными препаратами, а также тот факт, что данный законопроект позволит привести отечественное законодательство в соответствие с требованиями Конвенции Совета Европы «О борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения» («Медикрим»).

 


КОММЕНТАРИЙ ПРЕЗИДЕНТА ГК «ФАРМКОНТРАКТ» С.Н. БЫКОВСКОГО:

Предлагаемый субъектами законодательной инициативы проект по противодействию свободного обращения на рынке фальсифицированных лекарственных средств, БАД включает в себя существенное ужесточение наказания за умышленное причинение вреда здоровью граждан. В то же время, как я отмечал ранее в интервью научно-производственному журналу «Разработка и регистрация лекарственных средств», несогласованность действий ключевых министерств, отвечающих за развитие и модернизацию стратегически значимой для государства отрасли — фармацевтической, обуславливает ряд проблем. Например, сегодня осуществляется контроль только готовых лекарственных средств, а вот их основа — субстанция — остается вне юрисдикции контрольных органов. Поэтому идея о консолидации усилий по контролю качества фармацевтической продукции в едином ведомстве мне близка и понятна.