Сегодня врачи мира и эксперты здравоохранения приходят к мнению, что медицина должна развиваться по пути «медицины здоровья». Хотя веками служители Гиппократа складывали классификации болезней, искали их причины, пути устранения. Это рождало все новые и новые методы, методики и способы лечения. Однако, что бы сегодня ни было преобладающим — медицина болезней или медицина здоровья, неизменным аспектом здравоохранения остается фармацевтическая составляющая. Лекарственные средства будут востребованы в любом случае: для лечения болезни или ее профилактики. В свете этого вопроса мы решили поговорить о препаратах постоянного спроса с заведующей аптекой №350 ГУП «Таттехмедфарм» Натальей Александровной Щелывановой.
— Наталья Александровна, скажите, какие группы препаратов сегодня являются препаратами постоянного спроса? Для каких целей они предназначены?
— Надо сказать, что в последние годы фармацевтическая промышленность стала одним из приоритетных направлений в развитии экономики любого государства. В нашей стране внедряются различные законы, разрабатываются федеральные программы для всестороннего развития фармацевтической отрасли. В свете этого, за последнее время в сфере розничной торговли лекарственных препаратов произошли значительные перемены. Это выразилось в появлении новых форм аптечных организаций — аптечных пунктов, аптек самообслуживания, аптечных сетей под единым наименованием и с едиными стандартами работы. Традиционные аптеки также значительно изменили свою деятельность, расширив в разы ассортимент готовых лекарств. В своей работе мы используем различные средства автоматизации учета и заказа лекарственных препаратов, эффективно применяем принципы мерчендайзинга, внедряем различные формы стимулирования продаж. Все это позволяет нам более полно удовлетворить потребность наших покупателей в лекарствах. Говоря о постоянном спросе надо отметить, что лекарства в целом относятся к той категории товаров, которые необходимы всегда, в любое время года и в условиях любой экономической обстановки. Они лишь имеют сезонные показатели продаж. Существуют препараты, которые должны быть в ассортименте любой аптеки, поскольку являются лекарствами постоянного спроса. К ним относятся например препараты, применяемые при простудных заболеваниях. Эта группа включает в себя препараты различных фармакотерапевтических групп: жаропонижающие, отхаркивающие, противокашлевые средства, средства от насморка, препараты для лечения заболеваний горла, комбинированные препараты, а также противомикробные и противовирусные. Также в ассортименте аптеки должны быть препараты необходимые для питания человека и имеющих огромное значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. Антигистаминные препараты особенно актуальны в периоды цветения растений. Обезбаливающие препараты для купирования умеренно выраженного болевого синдрома различного генеза, спазмолитические препараты, обладающие способностью расслаблять гладкие мышцы, препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей, гипотензивные, нестероидные, противовоспалительные препараты, а также седативные лекарственные средства являются товарами постоянного спроса.
— По каким принципам провизор может осуществлять их синонимическую замену?
— Не секрет, что ни одна аптека не может располагать полным ассортиментом лекарственных препаратов. Еще вчера например, препарат мог быть в наличии, а уже сегодня отсутствует. Причины отсутствия того или иного торгового наименования в аптеке могут быть самыми разными и причем не всегда эти причины зависят от работников аптек, например препарат был снят с производства или по каким то причинам запрещен к ввозу в Российской Федерации и другие. Конечно, чтобы покупатель не остался без необходимого ему лекарства провизор производит синонимическую замену отсутствующего лекарственного средства. Еще одна причина, по которой сотрудник аптеки производит синонимическую замену — социальное положение клиента. Не секрет, что оригинальные препараты намного дороже дженериков. Уверена, что самое дорогое из лекарств не обязательно самое эффективное, а самое дешевое — не самое плохое. Провизор может помочь человеку подобрать такое лекарственное средство, которое не будет выходить за рамки его бюджета. Существуют определенные отличия в воздействии на организм лекарств-синонимов от разных производителей, но эти отличия обычно не столь существенны, как это принято считать. Они обусловлены главным образом психологическим фактором, а в некоторых случаях влиянием неактивных добавок-наполнителей (крахмал, тальк, красители, вкусовые добавки, консерванты, загустители, сахар и прочие наполнители), которые используются для производства. Неактивные добавки в составе препарата могут оказывать какое-либо влияние, однако это воздействие либо не имеет значения, либо именуется побочным эффектом. И конечно, при осуществлении синонимической замены покупателю необходимо предлагать только те препараты, которые строго соответствуют лекарственной форме и дозировке, которые указал лечащий врач. Так, например, замена суппозиториев на таблетки в идентичной дозировке теоретически возможна, однако она требует обязательного согласования с врачом, поскольку ректальные препараты часто назначаются при наличии у больных противопоказаний к пероральным формам.
— Что следует рассказать клиенту аптеки об этих препаратах — синонимах?
— Безусловно, производить синонимическую замену лекарственного средства и не предупредить об этом покупателя недопустимо. Провизор обязан рассказать об этом пациенту, а если это рецептурный препарат, необходимо сделать отметку на обратной стороне рецепта с указанием того торгового наименования, которое он отпускает. Чтобы клиент не сомневался в качестве лекарственного препарата-синонима необходимо донести до него, что этот препарат-синоним не уступает оригинальному по технологическим характеристикам и в тоже время превосходит его в ценовой доступности. При отпуске лекарства провизор должен сообщить клиенту режим дозирования, время приема, условия хранения лекарственного препарат.
— Возможен ли подбор лекарств по МНН (международное непатентованное наименование)?
— Сейчас, даже опытному врачу тяжело разбираться в таком огромном ассортименте лекарственных препаратов. И многие врачи сейчас выписывают рецепты по международному непатентованному наименованию (МНН). И задача фармацевтов и провизоров в том, чтобы отпустить качественное, эффективное и безопасное торговое наименование.
Альфия Хасанова