В Японии учеными была создана новая версия медицинского робота. Он призван помочь медицинским сестрам в работе с тяжелобольными пациентами. Однако вряд ли робот сможет заменить то человеческое тепло, которое является несомненным спутником в работе врача восстановительной медицины. По словам Резеды Ахметовны Бодровой — главного внештатного специалиста по медицинской реабилитации МЗ РТ, доцента кафедры реабилитологии и спортивной медицины КГМА, руководителя центра восстановительной медицины и реабилитации при ГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» г. Казани главное в работе врача-реабилитолога, а также среднего медицинского персонала, который вносит свой несомненный вклад в оздоровление пациентов — это теплота общения, которое важно привить еще на этапе обучения.
— Какие задачи сегодня стоят перед вами и в целом перед кафедрой реабилитологии и спортивной медицины КГМА в процессе подготовки специалистов в области медицинской реабилитации?
— Основной акцент, безусловно, мы должны делать, и делаем на подготовке молодых специалистов, которые будут работать с полной отдачей выбранной профессии и помогать тем людям, которые нуждаются в их помощи. Безусловно, молодые специалисты-выпускники, которые получили колоссальные знания в медицинском университете или медицинском училище, оказываются иногда морально неготовыми к той заработной плате, которую они получают в первые месяцы работы в государственных учреждениях здравоохранения. В этой ситуации важна моральная подготовка, соответствующий эмоциональный настрой, который не позволит молодым специалистам уйти из государственной медицины. Когда молодые люди приходят устраиваться на работу в госпиталь для ветеранов войн, мы всегда спрашиваем — «по какой причине вы хотите работать в этом направлении?» Такой подход к отбору специалистов позволяет быть уверенными в том, что они в последующем процессе работы будут готовы оказывать не только медицинскую, врачебную помощь, но также моральную и психологическую поддержку пациентам. Наш персонал, в отличии от персонала в зарубежных странах, например в Германии, оказывает как физическую так и нравственную поддержку больным людям. В Израиле, например, на 250 пациентов работает 23 психолога. К сожалению, на данный момент служба реабилитации республики этим похвастаться не может. Но нельзя не говорить о том, что движение вперед, все же есть — в некоторых лечебных учреждениях республики система психологической помощи больным налажена на высочайшем уровне. Например, таким учреждением является ДРКБ МЗ РТ, где укомплектованный штат психологов работает с родителями и детьми, страдающими различными заболеваниями, в т.ч. онкологическими; перенесшими травмы и хирургические вмешательства. Первоочередная задача при подготовке кадров — выработка у молодых специалистов такого отношения к работе, когда их профессиональная деятельность станет источником их морального удовлетворения. С первого дня работы молодого врача понятно, насколько ему все это близко, насколько в нем развито чувство сопереживания. И, безусловно, обучать такого специалиста намного легче. Конечно, подготовка специалистов отчасти является проблемным направлением, поскольку сегодня наблюдается не укомплектованность кадров по ставкам. Если сегодня врачей ЛФК 57 ставок, то из них заняты физическими лицами около 70%. С врачами физиотерапевтами та же ситуация. Актуальность очень высока, особенно в сельской местности. По официальным данным, в республике 199 ставок инструкторов по лечебной физической культуре, но, к сожалению, заняты всего около 75%. Ставки есть, но нет кадров. Не полностью укомплектованы по республике ставки медицинскими сестрами по физиотерапии, массажу, медицинскими психологами и социальными работниками.
— Как решается эта проблема?
— Молодежь сегодня постепенно вливается в реабилитологию, но все еще наблюдается дефицит и вся основная работа держится на специалистах, у которых за годы работы накоплен огромный опыт. В различных регионах страны есть некие стимулирующие факторы, которые позволяют привлекать молодых специалистов в медицину. За счет средств муниципальных образований повышается заработная плата, например в г. Набережные Челны врачей привлекали за счет предоставления жилья, проездных билетов, дополнительных льгот. И это все решается на уровне города. Так, например, вопрос нехватки участковых терапевтов был решен за счет материального стимулирования специалистов. Резюмируя свой ответ, хотелось бы еще добавить, что помимо морального удовлетворения, материального стимулирования, поощрений, необходимо также грамотное управление персоналом, когда руководитель, зная внутренний потенциал специалиста, сможет подобрать ему такую область, где он получит полное удовлетворение от работы. Если молодой специалист выражает желание заниматься научной работой, безусловно, мы это всячески поддерживаем.
Учитывая интенсивное динамичное развитие межотраслевых технологий, непрерывное обучение в течение всей трудовой деятельности, участие в научно-практических семинарах, конференциях, обучение на мастер-классах, различных циклах, является одним из основных современных требований в подготовке кадров. Бесспорно, министерство здравоохранения, правительство нашей республики и страны предлагает и подбирает всевозможные варианты стимулирования и обучения молодых врачей. Безусловно, важно, чтобы и сам молодой специалист мог обладать коммуникативной культурой. Обмен опытом межрегиональный, межгосударственный, также вносит свой огромный вклад в подготовку квалифицированных кадров. Для службы реабилитации республики очень ценно, когда для обучения к нам приезжают ведущие реабилитологи из различных европейских стран (Израиль, Словения, Германия и другие).
— Чему в процессе подготовки уделяется самое пристальное внимание?
— В подготовке кадров важное значение уделяется тому, чтобы подход к реабилитации был системным. Важны все составляющие: лечебная физкультура, физиотерапия, массаж, логопедия, психология, а также работа социального работника. Для получения эффекта реабилитации у пациентов с различной патологией нервной системы, опорно-двигательного аппарата и др. очень важна слаженная работа всей команды. Для успешной работы, как уже было сказано выше, осуществляется непрерывное обучение персонала. Так, в сентябре планируется проведение цикла тематического усовершенствования «Метод Бобат в реабилитации лиц, перенесших инсульт» с участием нейрореабилитологов из Германии. Будут подготовлены 15 специалистов лечебной физкультуры, из них 12 инструкторов – это средний медицинский персонал, ежедневно проводящих процедуры лечебной гимнастики. Очень важно, что это обучение будет проводиться с учетом новых подходов в кинезиотерапии на основе доказательной медицины, эффективности внедренных методик, опыта коллег из стран всего мира. Кафедра реабилитологии и спортивной медицины КГМА в этом году провела два новых тематических цикла по инновационным методам нейрореабилитации и по обучению среднего медицинского персонала мультидисциплинарному подходу в лечении инсультных больных. Очень важно, что новые технологии мы доносим не только для врачей, но и до среднего медицинского персонала. Только так можно быть уверенными в том, что все методики выполняются технологически профессионально. Когда в едином стандарте идет как теоретическая подготовка врача, так и среднего медицинского персонала, а также отработка его практических навыков, возникает единая команда по комплексной реабилитации пациента.
— На каких основных принципах строится обучение?
— Инновационность прежде всего. В обучении должны быть новые подходы. Обучение также должно быть системным и непрерывным. Если не вести постоянный контроль над тем, как специалист освоил новые технологии, мы не получим обратную связь. Грамотный менеджмент, принцип заинтересованности у специалиста, стимулирование — это также основные принципы подготовки кадров.
— Как осуществляется взаимодействие кафедры, помимо клинической базы (Госпиталь для ветеранов войн) с различными ЛПУ города Казани?
— Каждый квартал проводятся мастер-классы, городские конференции, один раз в месяц проходит заседание регионального отделения общества врачей восстановительной медицины общероссийской общественной организации врачей восстановительной медицины российского медицинского общества РТ. То есть взаимодействие кафедры осуществляется не только с клинической базой, но и со всеми ЛПУ города и республики. На этих встречах мы все чаще стали обсуждать вопрос подготовки среднего медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений по уходу за тяжелобольными пациентами. Это одно из приоритетных направлений в работе службы реабилитации, ведь какая бы ни была передовая техника, она вряд ли сможет полностью заменить человека. Важен тандем человека и техники. Теплота общения, сопереживание, участие в жизни пациента — это присущая нашему медицинскому персоналу черта. Российский менталитет. Все этим сказано.
Альфия Хасанова