Для повышения эффективности работы медицинского учреждения руководитель ежедневно бьется над решением множества задач: правильный выбор целей, кадровый вопрос, система рационального планирования, организация деятельности сотрудников, выбор методов повышения мотивации сотрудников коллектива к труду, эффективный контроль.
Со временем процессы управления изменились, стали более организованными, дифференцированными в отношении его задач и целей. Изменился и характер кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной.
— Вахит Ахатович, каковы «болевые» точки управления медицинским персоналом?
— В управлении лечебным учреждением кадровый вопрос является одним из самых актуальных, поскольку оплата труда в бюджетных и государственных учреждениях немного ниже, чем в коммерческих структурах. Коммерческие предприятия заманивают самых лучших специалистов более высокой заработной платой и, получая прибыль, оснащаются намного быстрее, лучше.
Одним из сопутствующих элементов менеджмента является психология. Руководитель лечебного учреждения должен быть хорошим психологом. Конечно, невозможно всем установить высокую заработную плату, но есть специалисты, которые себя зарекомендовали, как профессионалы, и требуют к себе особого внимания.
Также для эффективной работы руководитель должен обладать необходимыми личными качествами, профессиональными способностями к управленческой деятельности, знать средства влияния и стили поведения, которые будут наиболее эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации.
Менеджмент – это огромная работа, переходящая в искусство, которая приносит свои плоды. Например, для получения качественного питания, медицинской спецодежды или канцелярских товаров мы объявляем торги. Бывает, что приписывается аналог, за которым скрывается товар ненадлежащего качества и недобросовестное отношение поставщиков. С этим мы должны активно бороться. В этом случае начинаешь изучать спрос и предложение рынка. В условиях менеджмента нам приходится в 2-3 случаях из 10 обратно возвращать товар ненадлежащего качества.
Главный врач должен постоянно заботиться о своих сотрудниках: помогать и создавать условия для эффективной и плодотворной работы.
— Каковы на сегодняшний день современные технологии управления?
— В настоящее время информатизация является важной частью оптимизации системы здравоохранения, благодаря чему поддерживается связь между всеми лечебными учреждениями республики, вплоть до фельдшерско-акушерских пунктов.
Наука на месте не стоит: появляются новые информационные технологии и образовательные программы.
Электронная система записи к врачу на прием относится к одному из самых прогрессивных методов управления потоком больных, что помогает избежать больших очередей. Этот метод дает хороший результат в плане успокоения общественности, бережет здоровье пациентов. Не секрет, что больному человеку высидеть или выстоять в очереди очень сложно.
Видеоконференции для общего и профессионального дополнительного образования врачей являются высокопроизводительным инструментом. Следует отметить, что самообразование — это залог профессионализма врача. Непрерывное развитие профессионализма и повышение квалификации составляют основу качественной медицинской помощи. Самообразование необходимо для творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессии с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье человека, какой является профессия врача. Хотелось бы сказать, что самообразование должно быть разностронним: врач должен разбираться в разных областях.
Другой вопрос – современные технологии в здравоохранении необходимы в плане обследования больных. Так, ожидаемым результатом государственной программы «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года» является достижение средней продолжительности жизни 75 лет. Для этого у нас есть все возможности.
Республика Татарстан — одна из наиболее развитых в экономическом отношении республик в Российской Федерации. В республике создаются все условия, направленные на сохранение и приумножение здоровья населения, повышение продолжительности жизни населения путем пропаганды и активного внедрения в наш быт здорового образа жизни.
У руководителя одним из главных нормативных актов взаимоотношений коллектива и главного врача является коллективный договор. Коллективный договор — это улучшение всех условий труда методами психологического воздействия или материального вознаграждения. Необходимо проводить праздничные мероприятия, встречи с ветеранами, пенсионерами, тружениками своего коллектива, общественными организациями. Приведу маленький пример (ноу-хау): с этого года сотрудники Республиканской клинической инфекционной больницы могут вылечить зубы за счет медицинского учреждения. Это своего рода забота, а у человека поднимается настроение, ему приятно идти на работу, где его ценят, любят и ждут.
Гульнара Абдукаева